Sep 08, 2023 15:16
Тем теплым апрелем мы решили провести выходные в солнечном Ярославле.
Мы сели на поезд и оказались ранним утром в городе, будто бы сгенерированным нейросетью: в нем было что-то спокойное от Липецка, интересное - от Казани, романтичное - от Твери.
Город настойчиво звал на прогулку с ним, как бы нам ни хотелось смаковать бодрящий кофе и нежиться в модных дизайнерских апартаментах в самом центре.
Правда, эта встреча далась мне нелегко. Весна в первую очередь решила заглянуть в Ярославль, выкрутить тепло настолько, чтобы люди скинули наконец свои пальто, и залить город ослепительным светом, настолько неуместным, что зрачки не выдерживали давления, и у меня начались пытки мигренью. Апрель подумал, что он немножко май, и впервые лет за 8 у меня началась жуткая аллергия. Я словно кукушка подсчитывала деревья своим чихом на длинной набережной у реки. Я была рада теплу, но не могла им насладиться.
Кажется, мы обошли пешком весь центр - начиная от небольших улочек и площадей с россыпью церквей (их благородные зеленые купола напоминали чешуйчатую шкуру павшего дракона) и заканчивая уютными кафе и курортной набережной, ведущей прямо к Стрелке.
Стрелка - это самая живописная локация в Ярославле, ухоженная зелена коса, с которой открывается вид на место, где река Которосль впадает в Волгу. Здесь молодежь катается на самокатах вокруг герба, малыши резвятся на солнышке прямо на нагретых плитах памятника, а я ела местное мороженое, заглядываясь на плюшевых гусей на прилавках. На обратном пути мы встретили много поняшек, переодетых в розовых единорогов и желтых, оранжевых пегасов, чтобы детки тянули к ним ручки и просились кататься.
Пока мы гуляли по периметру драконьих церквей, я заметила яркие эмалевые плиточки на фасаде забора - с цветами, драконами, рыбками, но в основном с пернатыми (пузатыми совами, двуглавыми орлами и танцующими попугайчиками с виноградом). Эти плиточки - фишка Ярославля, их можно увидеть повсюду, например, на вокзале.
Если обратиться к истории, про Ярославль есть, что рассказать. В Тимиреве (неподалеку от Ярославля) на месте бывшего славяно-скандинавского поселения были найдены курганы с оружием скандинавов и несусветными кладами арабских монет. Есть легенда, что Ярослав Мудрый собирал дань с поселения Медвежий угол, и однажды
недовольные селяне нагнали на него собак и медведя. Ну, тот в рукопашную их одолел. После этого поселение стало
«Ярославовым городом», а медведь главным символом (на улицах можно увидеть различные статуи или даже механического мишку, который жутко ревет каждый час). Ярослава Мудрого, кстати, все мы не раз видели на тысячерублевой купюре. Город был построен на месте Стрелки, а дальнейшую лучевую застройку города одобряла сама Екатерина II. Теперь весь исторический центр входит в наследие ЮНЕСКО.
Где-то здесь нашили «Слово о полку Игореве», сюда стекалось ополчение Минина и Пожарского, а еще Ярославль стал отцом русского театра. Здесь снимали «Афоню», «Экипаж», «Доктора Живаго» и «Кин-дза-дзу». Говорят, что из-за ужасного голода во время войны в Ленинграде исчезли все кошки и развелись мыши, а Ярославль поставлял туда и в другие города своих пушистых бойцов. Ярославль является родным городом Валентины Терешковой, поговаривают, здесь бывали Дюма-отец и Жан-Поль Сартр, а на одной из местных набережных есть дом Болконского (того самого, из «Войны и мира»).
Если отбросить сухие факты, то самым интересным культурным местом в Ярославле я бы назвала музей «Музыка и время». […] Прямо на лужайке перед входом будто случайно были забыты самодельные скульптуры и железная пружинная кровать.
Фойе двухэтажного здания было с пола до потолка заставлено механическими настенными и напольными часами, стена по левую руку была увешена колокольчиками, в другой комнате в каком-то хаосе шкатулки соседствовали с проигрывателями, органами, пианино, а в подвале хранились всевозможные утюги.
В одном из старейших частных музеев России почти все можно было включать и трогать. Мы увидели тут первые музыкальные шкатулки, встроенные для боя в часы, автоматическое фортепиано, граммофоны (которые раньше считались жутко громкими, поэтому их накрывали тканью и закрывали дверцами, пока не придумали регулятор громкости).
В подвале мы взвешивали в руках чугунные утюги (об которые обжигались), угольные (в которые забрасывали раскаленные угли), антипригарные и ручные электрические.
Среди бубенцов нашлись экспонаты из Швейцарии, Германии, стран Африки (деревянные, чтобы не нагревались), а еще с Буддой, драконом и слоном. Еще у них висит колокольчик для моряков, который должен был заглушать шум волн, но я не уверена, что такая малютка с ним справилась бы. Оказывается, все эти шутки про встречу за амбаром на сеновале не совсем шутки (было популярное место для свиданий). Более того, мужчины переживали, что девушки с разными ребятами могли на стогах любоваться. Чтобы всем дать понять, что парень и девушка отныне вместе, они надевали колокольчики для скота на шеи и шли вокруг деревни. Сейчас, конечно, достаточно фото в инст выложить, но обряд можно повторить в музее.
Когда весна совсем одолела меня, мы спрятались в очаровательном ресторане с очень стильным интерьером и крайне приятной девушкой-официанткой. Мы много говорили с ней про ресторанный бизнес в России и Ярославле, что из себя представляет новый шеф-повар, какие блюда - настоящее гастрономическое открытие и как вообще обстоят дела на кухне. Было потрясающе вкусно, а коктейли пились в унисон с закатом. Кажется, мы нашли с Ярославлем общий язык. Я бы провела там пару вечеров.
Ярославль - свободолюбивый простой парень, который обожает дизайнерские штуки и прикалывается по старине. Он не гнушается китча, потому что видит в нем иронию. Он романтик, эстет, но, к сожалению, очень посредственный.
V.