Зрительные иллюзии. Часть 9.

May 09, 2011 22:11

Добрый день,

сегодняшняя тема касается маскировки всей фигуры или ее части другой фигурой.

Целая фигура для нашего восприятия заменяется другой и, несмотря на свое присутствие, глазом не обнаруживается или обнаруживается с трудом.

Мы уже встречали иллюзию, когда целая фигура теряла свое специфическое качество (например, круги переставали быть кругами и делались спиралью). Так фон влияет на фигуру. Фон этот может быть более простым. Например, на этом рисунке мы видим уже не квадрат, а неправильный четырехугольник:



Здесь мы видим не круг, а неправильную фигуру:



Хорошим фоном для искажения может идти ряд концентрических кругов, треугольников, квадратов.

В следующих случаях фигура делается частично или полностью незаметной, она утопает в другой фигуре. Общий принцип, согласно которому фигура делается более или менее незаметной, заключается в том, что маскирующая фигура, когда она более объединена, более навязчива, поглощает основную.

Сокрытие может быть частичным. На рисунках без особого труда узнаются основные фигуры:



На следующем рисунке уже с бОльшим напряжением можно распознать шестиугольник. В то же время, есть ощущение, что стороны его не равны - незамаскированная сторона имеет вид большей, чем расходящаяся в пучке:



Здесь уже с очень большим усилием можно выделить глазом квадрат и удержать его форму, и то со слабой уверенностью, что тут действительно квадрат:



Про следующий рисунок мы скорее скажем "тут должен быть квадрат, нежели увидим его на самом деле:



Следующий рисунок интересен тем, что нам лишь при специальной подготовке придет в голову искать внутри квадрат. Здесь очень яркая форма ромба, выделить квадрат затруднительно:



Можно отметить, что труднее уловить основную фигуру, когда она окружена аналогичными очертаниями, представляющими собой лишь небольшие ее искажения:




Маскировка происходит таким образом, что растворяются те части основной фигуры, которые у нее общи с дополнительной. Это исчезновение частей тем легче осуществляется, чем теснее связь покрывающих линий, чем ярче маскирующая фигура выражена, чем она более ясна. Конечно,  можно маскировать и необъединенной, неправильной массой линий, но и тут основная фигура должна восприниматься как часть новой группировки.

Если основная и маскирующая фигуры обладают одинаковой силой и навязчивостью, то между ними возникает борьба за наше внимание, и нерешительность и колебания восприятия между той и другой часто сопровождаются неприятным чувством.

Очевидны два связанных между собой пути использования маскировки в одежде:
1. Замена нежелательной формы фигуры другой, целой формой (маскировка всей фигуры).
2. Иллюзорное изменение некоторых частей фигуры, когда вследствие маскировки изменяется величина замаскированной части.

В контексте маскировки всей фигуры (путь первый) нельзя не отметить значение иллюзорного восприятия движений. Будучи сами приведенными в легкое движение, соответствующие фигуры порождают еще дополнительно кажущиеся движения. Если, например, слегка начать вращать фигуру на рисунке слева, то мы увидим концентрические круги, сбегающиеся, сжимающиеся к середине, или при вращении в другом направлении расширяющиеся круги. При вращении фигуры (рис. справа) белые полосы начнут производить змеевидные движения:



Фигуры, благоприятствующие иллюзорно воспринимаемым движениям, производят "динамическое" впечатление и могут быть использованы в качестве таковых:



Маскирование всей фигуры и иллюзии движения хороши для сценических костюмов (например, подобные рисунки на юбке в танце добавит динамичности). В обычной жизни просто стоит помнить об этой иллюзии, т.к. бывают ситуации, когда надо произвести впечатление устойчивости, стабильности (например, на собеседовании в "серьезной компании" :)), а если одежда, например, своим рисунком будет создавать иллюзию движения, неустойчивости, то это может негативно отразиться на восприятии личности.




Маскировка части фигуры (второй путь) очень хороша при сильной асимметрии фигуры. Например, если в качестве основной фигуры взять несколько утрированную асимметричную форму, то соответствующим расположением маскирующих линий можно придать ей нормальный вид:



Где мы это можем встретить. Как отмечено выше, в данных иллюзиях важную роль играет фон (квадраты, круги, треугольники). Фигурой, наложенной на этот фон, может быть как контуры фигуры одетого в эту ткань человека, так и любые аксессуары, например, бусы. Как такой фон может быть получен? Это может быть рисунок на самой ткани, это может быть плиссированная ткань или специально заложенные складки. Вот несколько примеров рисунков, которые могут быть хорошим фоном для рассмотренных выше иллюзий, в том числе поэтому надо быть осторожными с облегающей одеждой из подобных тканей:















Можно замаскировать часть фигуры, т.е. в данной иллюзии мы идем от противного, не уводим взгляд от проблемной зоны, а маскируем ее. Это подойдет далеко не для всех случаев. Если мы, например, хотим скрыть излишнюю полноту груди, то маскировка здесь не сработает, а вот если хотим скрыть недостаточный объем, то  маскировка с этим вполне справится. Вот несколько примеров маскировки:
















Если подвести итог вышесказанному, то:

1. Нужно внимательно относиться к тому фону, который создает ткань одежды, т.к. может случиться так, что рисунок ткани вместе с вытачками и швами и прочими элементами отделки может создать благоприятный фон для иллюзии искривления фигуры. Фигурой могут выступать как контуры тела, так и аксессуары.

2. Рисунок ткани может существенно ухудшить естественный силуэт фигуры, это надо иметь в виду. Еще в этом же контексте важен характер жестикуляции. Если за человеком водится "грех" излишней жестикуляции, то рассмотренные варианты тканей добавят мельтешения, что негативно скажется на восприятии личности.

3. Динамические свойства рисунков могут добавить подвижности образу.

4. Маскировка хороша для визуального исправления асимметрии фигуры.

5. Маскировка в большей степени подходит для маскирования недостатка объема, чем его избытка (например, юбка-тюльпан хороша для дам с узкими бедрами, но не наоборот).

6. При маскировке труднее уловить основную фигуру, когда она окружена аналогичными очертаниями, представляющими собой лишь небольшие ее искажения.

7. Маскирующая фигура, когда она более объединена, более навязчива, поглощает основную. Маскировка происходит таким образом, что растворяются те части основной фигуры, которые у нее общи с дополнительной. Если основная и маскирующая фигуры обладают одинаковой силой и навязчивостью, то между ними возникает борьба за наше внимание, и нерешительность и колебания восприятия между той и другой часто сопровождаются неприятным чувством.

8. Локоны волос также могут работать как иллюзия маскировки.

Предыдущий материал:
часть1
часть2
часть3
часть4
часть5
часть6
часть7
часть8

стиль в деталях

Previous post Next post
Up