Обратимся к наиболее распространенным видам ремесленничества, тесно связанным с народным искусством. Наиболее известные гончарные производства размещались в Дубровно, Городке, Копыси (Оршанский район), Рыдомле (Толочинский район), Лядах (Дубровенский район), Бабиновичах (Лиозненский район), Лядвиничах и Лисичино (Сенненский район). В этих центрах параллельно существовали все виды утилитарно-художественной обработки керамики: глазурирование, дымление, закаливание, а само гончарно-керамическое ремесло объединялось в несколько групп: изделия хозяйственного назначения, утилитарно-декоративная керамика, мелкая пластика.
Ассортимент изготавливаемых гончарных изделий определялся хозяйственными нуждами. Как правило, это были предметы для домашнего потребления: посуда для приготовления пищи - горшки, макотерки (макотры), латушки; формы для сохранения и транспортировки продуктов - коргачи, горлачи, спарыши; столовая посуда - жбаны, кружки, миски, тарелки, хлебницы, сальницы, масленки, имбрички; предметы повседневного потребления - рукомойники, банки, поилки; утили-тарно-декоративная посуда - вазы, букетницы; фигурная посуда; цветочные горшки. Большим спросом пользовались детские игрушки и мелкая пластика (отдельные изделия - фигурка в движении, в национальной одежде - своеобразное соединение собственно игрушки глиняной и мелкой пластики). Заметим, что детские игрушки чаще всего делались в виде свистулек*, домашних животных и птиц. Петушки, куры, уточки, гусыни олицетворяли весну, напоминали о воскресении природы, о пробуждении земли, служили предвестниками будущего урожая. В старину на Поозерье часто говорили: «Где утка шла, там рожь густа». Птица с человечьим лицом - птица-русалка - считалась духом растительности. Очень часто лепили фигурки женщины - хранительницы очага. Фигурка глиняного барана олицетворяла счастье; подаренный на свадьбу, он становился символом удачного брака. Да и фигурки всех домашних животных предвещали богатство хозяину, а земле плодородие. Детские свистульки (свистели) с заливистым свистом могли вызвать ветер, а вместе с ними и дождь, изгнать из домов мрачные мысли и воспоминания, накопившиеся за зиму.
Особо почитаемыми были крашеные яйца, которые не просто красились и натирались до блеска, но и могли иметь на себе различные солярные и символические знаки. Освященным яйцом в некоторых местах гладили живность, чтобы шерсть была ровная и лоснилась, а дорога к дому была гладкой.
На Поозерье широкое распространение получила глазурированная (поливная) посуда, была освоена техника мецца-майолики, активно использовались роспись ангобом под поливу и подкрашенными свинцовыми глазурями. Заметим, что в те времена было очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать так, чтобы оно превратилось в майолику (считается, что и до наших дней это секрет мастеров-керамистов). Дисненская керамика, к примеру, выделялась своими плавными мелкими очертаниями, ангобной поливной разрисовкой растительного характера на красном или белом фоне. Полива, как правило, была светло-зеленой или бесцветной; витебская отличалась черным глянцеванием; копысская - декоративностью изделий с нанесением на них геральдических знаков. Использование полихромной глазури" не только улучшало внешний вид изделий, но и обогащало технологию производства в декоративно-художествен-ном отношении. К примеру, при изготовлении посуды глазурирование использовалось выборочно - глазурью, как правило, покрывали верхнюю часть изделия (более широкое употребление глазури сдерживалось ее дороговизной и сложностью приготовления) или наносили в форме своеобразных подтеков, капель, пятен, которые удачно контрастировали с мягким терракотовым покрытием нижней части изделия.
Следует подчеркнуть, что в каждом виде изделий существовала своя система декорирования, свои композиции, зависящие от формы и утилитарного назначения предмета. Дадим хотя бы краткую характеристику основных типов изделий. Выделялись горшки с прямым или сложно профилированным венчиком, «садившимся» на тулово и горшки с плавно изогнутой шейкой и небольшим, плавно отогнутым венчиком, который мог быть слабо профилированным. Размеры глазурированных горшков небольшие: диаметр венчиков 18-20 см, диаметр донца 12,5-14,5 см. В своем преобладающем большинстве горшки покрывались глазурью лишь изнутри, обычно зеленой, реже коричневой, а то и бесцветной.
Макотры XVII в. имели меньшую выпуклость тулова, оттопыренные, почти геометрические венцы, над которыми наносилась многорядовая волна, часто в сопряжении с линейным орнаментом. Глазурь (зеленая или желтая) иногда наносилась изнутри.
Миски (наиболее распространенный вид изделий) чаще всего имели размеры - высота 4 см, диаметр венца 12 см, диаметр донца 12 см, покрывались изнутри зеленой или коричневой поливой, а также расписывались белым или подкрашенным ангобом над прозрачной поливой. Отмечались два типа росписей: в виде стилизованных цветков, листьев растений и геометрического орнамента. Что касается последнего, то он включал различные сочетания прямых и волнистых линий, спиралей, петель и т.п. Наиболее распространенным способом оформления было чередование вертикальных прямых и волнистых линий, часто заменяемое вертикальным рядом косых линий. Некоторые мастера (в Друе, Диене, Полоцке) пытались в оформлении одного и того же изделия соединить известные им орнаменты.
Жбаны (и маленькие жбанки) имели в основном сложно профилированные венцы с выступами, массивную ручку, украшенную канавками или рельефными пальцевыми отпечатками по всей длине, и были покрыты внутри зеленой или желтой глазурью. Отдельные изделия (возможно, для более зажиточных заказчиков) имели горловины, расписываемые снаружи зеленым, желтым и коричневым цветом под бесцветной глазурью.
Небезынтересно проследить, как хронологически, на протяжении конца XV-XVIII вв., изменялись формы посуды и ее материальная основа (тесто) в одном из известных на Поозерье центров посудного производства - в Друе (с учетом материалов Л. Дучиц и В. Зайцевой).
- XV в. В тесте много примесей - дресва, песок, шамот. На изломе черенок пористый, зернистый. Техника формовки - спирально-ленточный налет. По форме - горловина горшка является достаточно высокой (1,5-2,0 см), с прямой или плавно изогнутой шейкой, утолщенным или вытянутым склоненным наружу краем венца. Диаметр по краю венца - 19-22 см. В месте перехода плечика в тулово заметно ребро. На большей части посуды по внутреннему краю венчика есть бороздка под крышку, она имела волнистый орнамент.
- Конец XV - начало XVI в. Тесто имеет много примесей; хотя техника формовки сохраняется, но в нее мастера привносят новый прием - обваривание. Шейка посуды принимает меньший размер, суживается до 0,7-1,0 см и ее отличительной особенностью становится резкий сгиб. Венчики вытянутые, реже утолщенные, отогнутые наружу и срезанные под углом, иногда использовался карнизик. Диаметр по краю венчика почти такой же, как и в начале XV в. - 19- 22 см. Орнаментация посуды уменьшается.
- 30-40-е годы и до конца XVI в. Тесто становится качественным, односоставным, примеси практически отсутствуют. Сами изделия характеризуются большим разнообразием и даже техникой формовки - вытягиванием из куска глины. Изменяется их форма. Шейка практически исчезает, а венцы имеют разную форму и завершение: вытянутые прямые или немного очерченные сложным профилированием, иногда - в виде валика. Диаметр венчиков колеблется от 12-13 до 22-24 см. Орнамент практически отсутствует.
- XVII в. Широкое распространение получают предметы домашнего обихода - все, что позволяет готовить, хранить и транспортировать пищу, воду, домашние припасы. Миски, как правило, имели коническую форму, были чуть выше, чем даже в конце XVI в. (до 5 см), диаметр венца был 17 см, а диаметр донца - 13 см. Бокалы были красноглиняными, стенки их плавно снижались к нижней части, но около донца снова расширялись. Имели одну, иногда две ручки.
Характерной чертой друйского ремесленничества, особенно второй половины XVII в., является переход мастеров (так же, как и в соседней Диене) к изготовлению глазурированной посуды с обязательным соблюдением следующих технологических операций: а) фоновая обработка исходного материала (черепка) разведенной глиной с красящим веществом (ангоб, как правило, наносился щеткой, а фон первоначального пласта наносился лишь на ту часть изделия, которая впоследствии расписывалась); 6) нанесение рисунка или его контура белым или коричневым ангобом, наносившегося уже с помощью рожка. Затем рисунок раскрашивался зеленой поливой в жидком состоянии и, возможно, первоначально обжигался. После всех обозначенных процедур вся разрисованная поверхность дополнительно покрывалась бесцветной поливой.
В Копыси (и Орше) основным приемом декорирования оставалась разрисовка жидкими керамическими красками по необожженной белой эмали. Яркая, жизнеутверждающая полихромность уступила место редкому орнаменту, спокойному по колориту или одноцветной окраске (белой, коричневой, бирюзовой).
Сравнительный анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что в каждом из гончарно-керамических центров (Витебск, Полоцк, Друцк, Друя, Диена, Копысь ) мастера-художники, эволюционируя от древнерусских форм, чаще всего использовали собственные художественные и оформительские решения. К примеру, в копысской посуде конца XVI - начала XVII в. выделяются изделия с обожженным отпечатком жгута, который использовался при конструировании края венчика, а также при орнаментации в области плечика жбанов, гладышей. В XIX в. здесь получит развитие стиль «модерн». Кафель изготавливали как по форме рельефных полихромных четырехугольных плиток, так и в качестве отделочных (фасонных) деталей (медальонов, кариатид, львиных голов), используемых для облицовки поверхности печек и каминов. Расцветка и разрисовка были самыми разными - розово-сиреневая, зелено-голубая, белая с золотом, с нанесенными цветами ромашки, подсолнуха. Особенностью копысской керамики было заключение рельефного орнамента в простую или сложную рамку. Высокое качество изделий позволяло им конкурировать на рынках российских, украинских, польских городов. По данным И. Елатомцевой, в Копыси в это время действовало около 20 кафельно-керамических производств.
Полоцкие мастера конца XVI-XVII вв. при изготовлении печного кафеля широко использовали технику поли-хромной росписи, насыщая ее самым разнообразным орнаментом - от простого изображения стилизованной шестилепес-тковой розетки до изображения круга (колеса) со вписанным в него крестом; от изображения Мадонны или русалок до создания рисунков с фантастическими или полуфантастическими существами. Часто образы фантастических животных дополнялись геральдическими мотивами. Отдельные мастера во второй половине XVII в. использовали образ мирового дерева и зооморфных существ, его охраняющих. Следует подчеркнуть, что для такого многообразия художественных решений были объективные обстоятельства - декоративное искусство Полоцка, достигшее к XVII в. своего наивысшего расцвета, испытывало активное влияние таких главенствующих в Западной Европе направлений, как ренессанс, маньеризм и барокко.
Нельзя хотя бы в нескольких словах не отметить изделия, известные в народе с начала XVIII в. под названием «дубровенская керамика». В «Экономическом примечании для генерального межевания Могилевской губернии» (составлено в 1800-1802 гг.) отмечается, что из Дубровно и Копыся кафель и другие изделия постоянно завозились в Оршу, не имевшую кафельного производства: «...а привозят из города Копыси и из местечка Дубровно» и расходится в Орше ежегодно изделий «до 2000 разного сорта»). Местные мастера во второй половине XIX - начале XX в. изготавливали из красной глины бытовую посуду задымленную, терракотовую, поливенную с разрисовкой и без нее, а также детские игрушки - котиков, медвежат, куколок, свистульки и др. Изделия дубровенских и копысских мастеров пользовались спросом на рынках Прибалтики, России, Украины.
Среди работ витебских мастеров конца XVIII - начала XIX в. выделяется гладкий белый кафель с узкой рамкой по краю пластины. Технологические приемы изготовления витебского кафеля в это время соответствуют общеевропейскому уровню производства (О. Левко). Несколько упрощенными в художественном плане являются изделия витебских мастеров во второй половине XIX в. Кафель, к примеру, выглядит монотонным и одноплановым. Правда, для такой упрощенности имелись свои основания. Во-первых, здесь налицо определяющая линия сдержанного спокойного характера белорусского народного искусства; во-вторых, зависимость от низкой покупательной способности рабочего люда, который, собственно и был главным потребителем такой продукции. Богатое декоративное оформление значительно поднимало цену изделия и мастера; чтобы выдержать конкуренцию с промышленным производством, они вынуждены были упрощать изделия и тем самым удешевлять их. Кстати, во второй половине XIX в. на Витебщине (мануфактура М. Будникова и завод в Яново на Оршанщине) было налажено массовое производство глазуриро-ванной глиняной посуды. Она отличалась более совершенной технологией изготовления, но в то же время была менее интересной в художественном отношении; в-третьих, внедрение стандартизированных технологических приемов, например, в кафельное производство. Характер декора витебского кафеля конца XIX - начала XX в. приобретает модерновый стиль, особенно в растительном орнаменте. Выпускаемые в то время в Витебске изделия отличаются заумным переплетением геометрического орнамента, вытянутыми стеблями сучьев и листьев, своеобразным изображением цветов. Правда, есть и такие изделия витебских мастеров, которые пытались определенным образом «оживить» непонятные народу заграничные изображения, придать им местный колорит (такие изделия находили свой адресат в растущей мещанской среде). В значительной степени им это удалось, а потому витебские плитки и кафель пользовались таким же большим спросом, как и признанные изделия из Копыси.
Витебская керамика начала XVIII в. весьма схожа с керамикой Новгорода, Орешка, Прибалтики и даже некоторых южно-славянских центров. С одной стороны, здесь получает воспроизводство древнерусских форм, для которых характерны плавность линий, округлость профилировки сосуда, орнамент в виде волны или остроугольного зигзага; с другой - встречаются прибалтийские элементы (косые насечки или ямочные углубления либо комбинации этих мотивов с волной). Заметным явлением стала и витебская майолика (грубый пористый черепок из цветной глины, покрытый эмалью; при этом черепок не просвечивается через глазурь, он полностью закрыт ею), представляющая один из видов дорогой высокохудожественной продукции.
Керамика XIV-XVIII вв. разделяется на бытовую (посуда столовая и кухонная, осветительные приборы, копилки, чернильницы, игрушки, курительные трубки, рыболовные грузила) и архитектурно-декоративную (кирпич брусчатый и лекальный, черепица, плитка пола, изразцы, декоративные тарелки). Необычайно широк в это время ассортимент столовой посуды: горшки, макотры, миски, полумиски, тарелки, кружки (кубки), чарки.
Особым спросом пользовались изразцы с геральдическими и растительными мотивами, а также изразцы в так называемом «ковровом» стиле (рисунок подчинялся орнаментальной схеме, в которой каждая отдельная часть являлась составной частью общего рисунка - ковра). Заметим, что многие изделия витебских керамистов выполнены под влиянием художественных стилей Возрождения и барокко, переплетавшихся с древними местными традициями.