Так было не везде. Имеется достаточно свидетельств, что идеал всемирного - или все-индийского - владычества просто сместился в другое место. Со смертью Харши продолжительная гегемония северной Индии окончилась. Через 16 лет после Харши арабы установили в Синде врата ислама, их задачу облегчило его вторжение в этот регион. Северо-запад или, другими словами, большая часть земель, ныне относящихся к Пакистану, был бесповоротно растоптан гуннами и не имел политического влияния. В самом сердце страны, в долине Ганга, активные династии из Кашмира, Бенгалии и Декана беззаконно вторгались на земли противников и захватывали их на короткое время. А там, где Харше, со всей очевидностью, не удалось превратить гуптскую традицию верховенства в союз, пусть хрупкий и скоротечный, другие великие династии, особенно Декан и юг, усовершенствовали и воплотили эту идею.
Путешествуя по Индии, Сюаньцзан пересек область западного Декана, которую он назвал «Мо-хо-ла-ча». Перевод имен собственных с китайского обратно на санскрит часто допускает вольности толкования, но в данном случае сомнений нет: под «Мо-хо-ла-ча» Сюаньцзан подразумевал Махараштру. Это земля по обе стороны Западных Гхатов, некогда вотчина купцов Шатаваханов, чьи пещерные храмы изъязвили отроги этих гор. Потом земля перешла к Вакатакам, которые столь верно служили Гуптам, а сегодня это штат Махараштра со столицей в Бомбее. Сюаньцзан нашел тамошние земли богатыми и плодородными, что отчасти правдиво, жителей честными, но суровыми, и среди них «отряды бойцов», которые, подкрепившись вместе со своими слонами спиртным, становились непобедимыми в бою. «Ни один враг не устоит перед ними», - писал путешественник, посему их царь может «презирать своих соседей».
Имя тогдашнего суверена - «Пу-ло-ки-ше», то есть Пулакешин II, и, согласно Сюанцзану, он лелеял далеко идущие амбиции. Около 630 года он без труда победил даже Харшу, который, хоть и собрал войска и способнейших командиров со всех «пяти Индий» и сам вел армию в бой, не сумел одолеть гладиаторов Пулакешина II или умерить его притязания.
Сюаньцзан и, несомненно, Харша считали ситуацию патовой. Пулакешин не без оснований праздновал победу. Он принадлежал к династии Чалукьев, которая заслуживает особого внимания из-за своего продолжительного влияния и многочисленных боковых ветвей рода (поэтому ее часто называют Западными Чалукьями). Чалукьи происходили из Карнатаки на юге и за несколько поколений достигли процветания за счет соседей, включая Кадамбов, своих прежних сюзеренов. Их столица, укрепленная Пулакешином I, основателем династии и первым, кто начал совершать жертвоприношение коней (он был дедом Пулакешина II), располагалась в Ватапи, ныне Бадами, небольшом городке, поднявшемся по обоим склонам ущелья в северной Карнатаке.
Там или где-то поблизости Чалукьи отпраздновали успех постройкой целой серии храмов, сначала вырезанных в скале, а потом, ко времени Пулакешина II, ставших отдельными зданиями. Это не были первые постройки храмов, дерево и кирпич использовали для строительства таких сооружений задолго до нашей эры. Не были они также и первыми каменными храмами: в Санчи, Наланде, Буддх-Пше и нескольких других городах восточного Мадхья-Прадеша, Уттар-Прадеша и Бихара сохранились в различной степени (от разрушенных до слишком рьяно отреставрированных) несколько разрозненных храмов эпохи Гуптов. Но в Бадами и соседних городах (Айхола, Маха-кута и Паттадакал) богатство архитектуры и скульптуры возвещало новый синтез династии и жертвенности, в котором строительство храмов становится выражением и примером власти сюзерена.
На одном из этих храмов, довольно невзрачном сооружении, посвященном джайнскому святому в Айхоле, поэт Равикирти записал деяния Пулакешина II. Это свидетельство, напоминающее надписи Самудрагупты в Аллахабаде, обладает полезным свойством - датировкой, эквивалентной 636 году от Рождества Христова. Значит, этот храм - «один из самых древних храмов Индии, дата постройки которых известна», и, как упоминалось выше, предоставляет ценные сравнительные данные для хронологических вычислений, уходящих в глубь веков, вплоть до Ману и потопа. Равикирти, сравнивая свой литературный дар с талантом Калидасы, «индийского Шекспира», дает временную привязку: когда бы ни жил Калидаса, он точно был мертв к 636 году.
Важнее для Чалукьи подробный список завоеваний Пулакешина II. Поскольку тот взошел на трон после периода внутренней смуты, то должен был сперва упрочить свое положение в регионе Бадами, подчинив себе Кадамбов, Гонгов и других враждебных царей в Карнатаке. Вероятно, после этого он принял титулы махараджадхираджи и парамешвары («владыка прочих»). Западное побережье (Конкан) от Гоа до местоположения нынешнего Бомбея пало под его натиском, а несколько островов, включая, возможно, Элефанту, взял штурмом военный флот Чалукьев. На севере подчинились Малавы из Малвы и Гурджары из южного Раджастхана. В Гуджарате посадили наместника Чалукьев. Очевидно, армии Чалукьев пересекли реки Тапти и Нармада и поэтому угрожали силам Харши и его союзников.