Великая культура мадлена вскоре исчезла, но грозная богиня-мать по-прежнему продолжала властвовать над людьми, распространив свое влияние на другие культуры и расы. Условия, превратившие оберегающую и дающую жизнь мать в ведьму, продолжали определять существование человека разумного, породив общества с культом кровавых жертвоприношений.
Мы будем совершенно правы, если укажем, что эта драматичная трансформация образа богини в основе своей имела изменение отношения к соплеменникам реальных матерей. Мы выяснили, что пугающее Суперэго возникает в ребенке из чувства растерянности и страха как агрессивные импульсы, которые потом направляются на мать. Однако злость ребенка вызвана его собственной неудовлетворенностью, причина которой в невозможности адекватно проявить его либидо из-за накладываемых матерью ограничений. Эти ограничения и запреты заставляют ее отдалиться от ребенка, и иногда она даже на него злится. Так что же заставляет мать относиться к ребенку столь негативно и проявлять такую нетерпимость в том, что касается его либидо? Как правило, ее собственное чувство лишения, вызванное либо другими табу, которые накладывает на нее культура, либо недостатком эротического удовлетворения или внимания, получаемого от мужа. Часто это пренебрежение, которое она чувствует со стороны мужчины, пробуждает в ней злость по отношению к нему, восходящую к той боли, которую она, будучи девочкой, испытывала из-за своего пренебрегающего семьей отца, слишком часто отлучающегося из дома. Ее сыну передается это чувство, он сам начинает злиться на нее, а затем проецирует свой гнев на мать, которая становится в его воображении ведьмой.
Мы видели, что конфликт между полами наблюдается уже в высокой культуре мадлена, так как его причиной послужило исчезновение неразрывной близости с женщинами в крупных поселениях. Этот конфликт в дальнейшем многократно усиливался, приведя в конце концов к кризису этой культуры.