Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели,балаганы, где представляют комедианты и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерен, где позволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается "наисвященнейшим" и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убеждён, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.
Солнце играет. Крестьяне верят, что в светлое Воскресение солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет.
В деревнях, во время Пасхи занимаются всевозможными играми,преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр.
Фины, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи.
В Финляндии, о Святой, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепёшки, называемые мемми.
Во всей россии простой народ убеждён, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ничьмя, не шелохнётся, а Христос ходит по земле.
В Малороссии и Белоруссии о Святой неделе поют, так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкой; ходят по домам ночью ватагаю, которая называется волочебник; тот кто управляет их хором и руководит называется починальником. Обыкновенно первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, то есть домашнее благоустройство, зажиточность,порядок в доме и благочестие, причём упоминают, что Святой Юрий (Георгий) запасает им коров, Св. Николай - коней, Св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) - засевает, а Покров собирает и т.д. и после всякой строфы припевают "Христос Воскресе".
Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых; хотя на самом деле, здесь дело хозяйства сопряжены со времен года.
В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости телёнка, освящённого на Пасху в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града.В Перми Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день по утру часов в 8 или 9 утра разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать.
Слова "Красная горка" известны по всей России и знаменуют в общем своём значении весну с её красным солнышком, с её Пасхой красною, с весною красною, то есть красивою, веселою,оживлённою благоприятным воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно так - же производить значение Красной горки от мест сельских гуляний во время Св.Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причём остаются только одни возвышенные места, гористые или горки, где о Пасхе обыкновенно устраивают гулянья. В Смоленской губернии Красная горка называется Толпищем и напоминает славянское стадо. В одних краях Красную горку называют гулянье на Святой неделе, в других - Юрьев день; но везде Красною горкою называется весеннее время, удобное для свадеб; от Фомина понедельника до Георгиева или Юрьева дня как времени плодородия, времени свободы, времени, в которое земледельческий труд не начинается, а только к нему приступают. Обыкновенно в это время молодёжь вся в сборе, никто не уходил на заработки, на сторону из числа тех, кто занимается промыслами или работами фабричными, плотницкими или речными; между тем каждый крестьянин - семьянин желает иметь работницу в доме - и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время окружить молодца.
Заклинание весны начинается на Красной горке, как в первый весенний праздник, с которого по большей части начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы.
Из книги "Русский народ. Его обычаи.Обряды.Предания. Суеверия и поэзия". Собр. М.Забылиным. М.1880.
Н.А.Кошелев В«Дети, катающие пасхальные яйца»
Художник Степанов Алексей - Хоровод