«НОЕВ КОВЧЕГ» РОБЕРТА УИЛСОНА С БРОШАМИ VAN CLEEF&ARPELS

Sep 07, 2016 11:31



Представить «Ноев ковчег» в Париже доверили режиссеру Роберту Уилсону. Он создал концепцию и дизайн выставки L'Arche de Noé racontée par Van Cleef & Arpels, главные роли в которой отданы свету, музыке и, разумеется, украшениям французского ювелирного дома.



Все украшения L'Arche de Noé racontée par Van Cleef & Arpels («Ноев ковчег в пересказе Van Cleef & Arpels») - броши, а они были важной частью коллекции практически с момента основания дома. Уже в 1910-х появлялись броши в виде перьев и птичек, которые прикалывались к лацкану пиджака или шляпке. Самые знаменитые броши Van Cleef & Arpels - это броши-танцовщицы, история которых началась в начале 1940-х. Во многом именно они помогли дому сохранить броши и в его современной истории, ведь в наше время их носят и приобретают не так часто. Балерины Van Cleef & Arpels ​- счастливое из этого правила исключение, есть даже коллекционеры, собирающие исключительно этих танцовщиц.
Другим предметом охоты коллекционеров еще c середины прошлого века являются зверушки Van Cleef & Arpels. Началась эта охота в 1954-м, когда была представлена коллекция более доступных в цене дневных украшений, получившая название La Boutique. Фауна присутствовала в творчестве дома и раньше, но подмигивающий кот Chat Malicieux, веселый львенок Lion Ebouriffé и компания стали в ней первыми «милыми зверушками» - веселыми, ироничными, с характером.
В L'Arche de Noé racontée par Van Cleef & Arpels броши-зверушки такие же, с характером. Всего - 60 пар животных и - неожиданная часть интерпретации Ноева ковчега - три мифических существа без пар: пегас, единорог и феникс. Некоторые созданы в нескольких версиях (разные позы и материалы), поэтому общее количество украшений больше ста.



Сами пары или являются частью композиции в одной броши или представляют сейчас уже подзабытый жанр парных брошей. Среди последних - украшения в виде слоников из малахита и ляпис-лазури, бриллиантовые ​«коалы» или «обезьянки», держащие в лапах фрукты из спессартинов, фиолетовых и желтых сапфиров. Пожалуй, самая забавная из подобных пар - броши в виде гусей, это уже настоящая сценка из жизни птичьего двора: один гусь с гордостью несет оранжевую ягоду в клюве, а второй в это время прячет несколько ягод в траве.
В коллекции много сложной работы (тут и фирменная «невидимая закрепка», и искусное паве, и резьба по поделочным камням) и прекрасных камней, но главное, что удалось дизайнерам - это именно передать характер животных. Среди них полные благородства и грации олени, хитрые, почти мультяшные, африканские лисицы, немного испуганные шустрые белки, трогательно охраняющие яйцо пингвины. Все образы прорисованы нарочито ярко, что роднит этот зверинец с театром Уилсона. Неудивительно, что именно его и пригласили «поставить» в Париже «Ноев ковчег». Хотя сама идея сотрудничества с театральным режиссером для создания выставки в ювелирном мире из новых и необычных.

«Я, как и многие в мире, большой поклонник творчества Роберта Уилсона, - рассказал «РБК Стиль» в день открытия выставки президент Van Cleef & Arpels Николя Бос. - Первый его спектакль я посмотрел лет 30 назад. Меня всегда поражал драматизм, экспрессия и баланс в его постановках. Животные в его спектаклях очень экспрессивные, живые. Для новой коллекции мы не могли бы подобрать более подходящего художника».
Для Уилсона выставка стала первым опытом работы с ювелирными украшениями. В ее создание он перенес принципы своих театральных постановок. Как режиссер пояснил на пресс-конференции, его работы всегда начинаются со света. «Свет - мера всех вещей, он создает пространство, - добавил Уилсон. - Эту выставку я начал с концепции света и тени, в которую потом было вписано все остальное. Тьма помогает увидеть свет. Пары в Ноевом ковчеге - это не один плюс один, равняющиеся двум. Они - единое целое. Как левое и правое полушарие мозга, левая и правая рука. Их не будет друг без друга, как тьмы нет без света, а света без тьмы».
За свет в экспозиции отвечают многочисленные экраны, вмонтированные в стену витрины с украшениями. Освещение внутри самих витрин напоминает о театральных софитах. В экспозиции представлено 40 украшений из коллекции: решение о том, какие из 120 выставить, принимали в Van Cleef & Arpels, а уже их расположение - в зале и в витринах - выбирал Уилсон. Вне последних он разместил лишь один предмет - подвешенный под потолок каркас ковчега.

Но выставку мало видеть, ее надо слышать, ведь второй ее элемент - звук и тишина. «На выставке я работал не только с музыкой, - отметил Роберт Уилсон. - Я работал с музыкой и тишиной. Они как свет и тень. Тишину нужно уметь слушать. Музыка не начинается из ниоткуда, тишина переходит в музыку». Причем длительность этих переходов Уилсон рассчитывал до долей секунд. Все как в его театре: объекты должны быть расположены ни миллиметром левее или правее, музыка должна вступать ни секундой позже или раньше.
На выставку-представление пускают небольшими группами с пятнадцатиминутными интервалами. Когда заходишь, видишь идиллически спокойное море на экранах и слышишь умиротворяющую музыку. Поначалу даже думаешь, нужно ли было для такой незатейливой постановки приглашать Уилсона?! И вот когда ты уже расслабленно изучаешь витрины и воспринимаешь «Ноев ковчег» как классическую ювелирную выставку, зал резко погружается во тьму, вспыхивает «молния», гремит с невероятной силой гром. Поверьте, сила этого эффекта невероятна, - ты пугаешься как будто и правда начинается всемирный потоп.



Ход, казалось бы, простой, но эффектный. Причем Уилсон сознательно не хотел усложнять историю. Как сказал он сам, на эту выставку можно и нужно приходить с детьми. Сделать это можно в любой день до 26 сентября, потом она должна отправиться в несколько других городов, список которых сейчас утверждают.

«Мы решили сделать открытую для всех и бесплатную выставку, потому что хотим показать наши произведения декоративного искусства публике, - резюмировал Николя Бос. - И это не первый пример экспозиции, адресованной широкой аудитории: мы уже устраивали подобное в музеях. В Париже, например, была крупная выставка - она прошла в Музее декоративно-прикладного искусства. Картины Пикассо ведь показывают не только для тех, кто может их купить. Так и с украшениями. Мало кто может их приобрести, но мы бы хотели, чтобы многие их увидели».
Источник:
http://style.rbc.ru/look/style/57cd86dc9a794707be6d1265?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

style_community, украшения

Previous post Next post
Up