Блондинки vs. Брюнетки = битва стереотипов?

Nov 13, 2012 14:18

Интересно, что почти всегда первое впечатление от внешности зиджется в том числе и на стереотипах. Оправданы они или нет - вопрос другой, но не принимать их в расчет, создавая образ (в том числе и кино-персонажа) часто будет не только неверно, но даже и глупо. Как говорится, все здесь люди, а потому ничто человеческое нам не чуждо.
Сказав, что стереотипы, связанные с блондинками и брюнетками - одни из самых плодотворных, я не скажу вам ничего нового. Это знает практически каждый - от пергидрольной блондинки тети Вали до фотографов, писателей и режиссеров. Последние, кстати, активно это используют. Crime d'amour (2010) Алена Корно и римейк Passion (2012) Брайана Де Палмы  - хорошие тому примеры.
В своем последнем фильме Карно представил противостояние сильной манипулятивной, people-stabbing и career-oriented брюнетки (Кристин Скотт-Томас) и [казалось бы] поддатливой и неопытной блондинки (Людивин Санье).  Золотистый блонд против темного каштана, и строгая гладкая стрижка против вьющихся кудрей - Скотт-Томас и Санье разыграли эту историю точно по нотам - ничего нового, в том числе в нарядах и образах каждой героини. Казалось бы, можно забыть, но не прошло и года, как американец Де Палма решил сделать римейк картины, пригласив на главные роли (опять!) блондинку и брюнетку...только с точностью до наоборот:




А это (с моей колокольни по крайней мере) означает куда более интересную работу для художников по костюмам, а значит и интересные выводы для тех, кому интересны вопросы внешности и стиля.


Кристин в исполнении Кристин Скотт-Томас - предстает пусть и не жгучей брюнеткой, но темноволосой, с гладкими прямыми волосами, обрамляющими красивое суховатое лицо. А Изабель? Как вы уже догадались, Людивит Санье радует зрителя вьющимися светлыми волосами:



В первоначальной версии между женщинами еще и ощутимая разница в возрастие, что подчеркивается в том числе костюмами Изабель: её наряды [до поры до времени] подчеркивают её положение "ученицы" - собранные в пучок волосы, плотные рубашки, с наглухо застегнутым воротничком, строгие юбки-карандаши правильной длины. 


В редких случаях строго-школьный образ сменяют более мягкие линии, но в этом случае стилисты заботятся, чтобы наряд был в очень мягких приглушенных цветах, сливающихся со светлой внешностью героини. Все правильно по теории цветотипов и...стереотипов - имеем перед глазами нежную блондинку, не способную к противостоянию и борьбе:


В какой-то момент Изабель появляется в ярко-красном платье классического силуэта, но ничем хорошим это для неё не заканчивается:


Это сцена где начальница выставляет свою подчиненную на посмешище. Тогда почему такое агрессивное и "сильное" платье на жертве? Очень просто - и платье и сама сцена как будто говорят Изабель: агрессивный стиль игры не для тебя, ты влезла не в тот стиль (в том числе и в платье), ты слишком хрупкая для этого стиля игры.В новой версии именно блондинка (Рейчэл МакАдамс) выступает в образе якрой и манипулятивной Кристин, не брезгующей нечестной игрой, воровством чужих идей и публичным унижением коллег/подчиненных. Правда, Де Пальма все же лукавит и облегчает свою задачу, делая героинь одного возраста (в отличие от французской версии, где начальница Кристин значительно старше своей подчиненной Изабель). А убрав из уравнения разницу в возрасте (и связанный с этим жизненный опыт), режиссер лишил свою версию Кристин и некоторой силы. Более того, он перевел противостояние женщин из профессиональной области в область личную - "кто на свете всех милее?.." И этим самым вернул нас все к тем же стереотипам, но с другого конца: блондинки более привлекательные с точки зрения мужчин, более сексуальные, более женственные, в то время как брюнетками ничего не остается, как довольствоваться своим умом и карьерными достижениями.
К слову, пока я подбирала иллюстрации, меня не покидало ощущение, что новый фильм - это продолжение предыдущего, показывающий, как сложиласть судьба блондинки Изабель, после того, как она заняла место своей начальницы, повзрослела и "заматерела", ибо сходство некоторых "перекрестных" сцен сложно игнорировать:
 


 

Но это курьез, а мы вернемся к нашим "костюмным" баранам. Чтобы подчеркнуть навую депалмовскую версию Кристин, к работе подключились и художники по костюмам. МакАдамс-Кристин они сделали яркой в буквальном смысле слова, выбирая для неё наряды простой формы, но активной насыщенной расцветки. А что может быть визуально привлекательнее, чем насыщенный монохром, человеческая колонна яркого цвета?




В те же моменты, когда новая Кристин не подавляет все свое серо-корпороативное окружение цветом, она предстает в ультра-женственных нарядах. Этого художники добиваются при помощи пастельных оттенков (они смотрятся мягко на фоне светлой же внешности МакАдамс) + нежных "женских" фактур: тонкий шифон, пушистый мех + наличием женственных украшений - в частности, длинных серег. (*) И отдельное внимание на часы Кристин - как по мне, выбор художников по костюмам пал на эту модель совсем не случайно, ибо она замечательно отражает все, что не говорится вслух об их хозяйке.




И в отличие от сексапильной блондинки-Кристин, брюнетку Изабель стилисты одевают соответственно её стереотипам: холодная, рациональная, сдержанная, интеллектуальная. Её наряды тоже выполнены в монохроме, только на этот раз вместо яркого и живого красного или фуксии используется черный. А для того, чтобы черный выглядел холодно и отчужденно, его облекают в форму строгих костюмов, в том числе в форму симметричной и гладкой челки актрисы. Обратите также внимание, что Изабель совсем не носит украшений (=лаконичность, сдержанность, рациональность), из-за чего её образ порой выглядит незавершенным (=скрытность). Её единственным украшением является шарф, но, не раскрывая вам сюжета, у него в фильме совсем другая "нагрузка":


Другими словами, существующие стереотипы в новой версии фильма не опровергаются, а как раз поддерживаются. Только на этот раз под них подстраивается сюжет. А костюмы героинь их только подтверждают.

кино, имидж, образ, стиль

Previous post Next post
Up