На размышления эти меня натолкнули события, казалось бы, совсем незначительные, сопровождавшие последнюю поездку на север Италии. Драматического там ничего не произошло: я честно откаталась четыре дня по мокрому снегу на водных горных лыжах, съездила на то, что оказалось персональной экскурсией по средневековому итальянскому замку и поглотила честно заработанное (и отпущенное мне мирозданием без вреда для талии) количество лазаний, макарон и пельменей равиоли. Вот эти-то равиоли о послужили поводом написать сей пост, но сначала они послужили поводом задуматься...
Что же произошло? Дело в том, что отправляясь в этот раз кататься на лыжах, ни у меня, ни у мужа не было никакого желания заниматься ежевечерним поиском еды. Знающий человек меня поймет, ибо если предаваться любви физической активности в течение пяти-шести часов ежедневно, причем, делать это в лыжных ботинках кило с пять весом, то последнее, чем хочется заниматься по вечерам это...как вы все честно и подумали, идти искать где и чего бы такого съесть. Так что на семейном совете было прияно стратегическое решение под кодовым названием "не заморачиваться", а спуститься в ресторан и попросить отужинать "чем Б-г послал". В итальянском понимании это складывается в трапезу из четырех блюд, оправдывающих всем известные названия: антипасти (т.е. "перед трапезой"), собственно паста, основное блюдо и компот десерт. В один из вечеров в роли пасты выступали уже упомянутые равиоли. Подавались сии пельмени в неком неизвестном мне, но очень вкусном соусе. И вот когда я уже почти расправилась со своей порцией, взгляд мой упал на тарелку. Она была...идеальной. Не в плане того, что чистая или какой-то невероятной формы. Эта тарелка идеальным образом подходила тому блюду, которое подавалось на/в ней. Это была полуглубокая тарелка, предназначенная как раз для того, чтобы подавать в ней небольшую порцию пасты в соусе. Она не была плоской, потому что тогда соус бы просто был размазан по тарелке и вам было бы неудобно этетично его попробовать, но не была и глубокой, ибо порция не оправдывала этого. Как я уже сказала, она была идеальной - оформление на 100% отражающее содержание. Тот самый эффект, являющийся главной целью работы любого трудолюбивого стилиста/имидж-консультанта. Это наблюдение повлекло за собой целую цепочку следующих, которые в конце концов и позволили мне сформулировать для себя удовлетворительное объяснение: почему итальянцы (в большинстве своем) умеют одеваться эстетично, элегантно, со вкусом, а те же голландцы или, например, израильтяне - нет.
Но прежде чем продолжить, попрошу не набрасываться на меня с защитой оскорбленной стилевой невинности компетентности упомянутых здесь наций. Несомненно, я сильно и всерьез обобщаю, а в Амстердаме и Тель-Авиве вы тоже найдете элегантно, стильно, со вкусом одетых людей. И все же признайтесь, если не мне, то себе шепотом и в темной комнате, неужели не щекочет ваше стильное обоняние само понятие "итальянский стиль"?
Так вот, секрет этой, казалось бы, врожденной элегантности, этих кашемировых пуловеров, выглаженных брюк, начищенных кожаных сапог и шелковых платков, небрежно наброшенных на плечи в центре горной деревушки из двух улиц непосредственно связан с тем, в каких тарелках подают в этой деревушке равиоли и как начищены здесь десертные вилки. Другими словами, все упирается в трепетное отношение к материальному - к вещам, которые веками клеймились "земными" и "низменными", пока те или иные ораторы призывали людей думать о духовном. Причем, не важно, о каком именно: бессмертной ли душе или создании общего дела/колхоза/киббуца (нужное подчеркнуть).
Возьмем для примера Голландию, где после изгнания католицизма во главу угла были поставлены протестантские ценности, главные из которых скромность и умеренность. Во всем. А это значит, скромные без какого-либо убранства церкви, простая одежда, простейшая же еда. Все сведено к минимуму и вопросу функциональности: одежда - чтобы не замерзнуть, еда - чтобы не умереть с голоду. О каких полуглубоких тарелках может идти речь, если голландская национальная кухня это гороховый суп и жареная картошка?! Одежда? Как я уже сказала - чтобы не замерзнуть.
А в Италии? Здесь восприимчивость к эстетике передается на генетическом уровне. Все начали древние римляне, скатившись, правда к скотскому гедонизму, но "повезло" - вовремя вмешалась католическая церковь. Она одной рукой отпихнула в сторону (в известной мере), другой же подхватила эстетику. Отсюда и богато расшитые ризы священников, расписанные потолки и стены церквей и соборов (*посмотрите, кстати, на некоторые другие страны с католической историей - испанцы, например; конечно, моральных уродств великая инквизиция расплодила немало, но и останавливать уличное движение своими платьями испанки умеют). А как итальянцы выбирали себе государственный язык? В период объединения они решили, что из всех существующих наречий выбрать нужно самое...красиво звучащее. Выбрали. Умбрийское, если не ошибаюсь. (upd. знающий человет исправил - говорит, тосканское).
Кажется, на протяжении всей истории итальянцам не только не было запрещено стремиться окружать себя красотой земной и материальной, но это всячески поощрялось и поддерживалось. Не было здесь того переломного момента, как в Нидерландах, Советской России, молодом Израиле, когда революция - религиозная или общественная взяла курс на функциональность, сдержанность, серость и уравниловку - ту абберацию в национальном ДНК, что притупляет человеческое стремление и понимание эстетики. Конечно, не всегда это стремление шло и идет итальяцам на пользу. Лично мне сразу вспоминаются кадры из фильма "Брак по-итальянски", когда прекрасная и ухоженная Софи Лорен шагает в своих лодочках на шпильке по полуразрушенных улицам. Такого в практичной Голландии никто бы не допустил - там сначала починят дороги, а потом будут думать о шарфиках (если будут; но дороги починят точно!). Или вот еще - вы посмотрите, что вокруг и как герои одеты.
Вот оно - это самое стремление к прекрасному. За любые деньги. Хоть на последние. Пусть и среди развалин, но обязательно духи и шелковый шарфик на шею. Кстати, наблюдать это можно и у русских. С той лишь разницей, что при готовности отдать за красоту последнее, в отличие от итальянцев, русское большинство имеет весьма расплывчатое понятие о том, что эта красота собой представляет. Размагниченный революцией лет сто назад, русский стилевой компас пока еще так и не вернули в прежнее состоянии. Отсюда, кстати, бешенная гонка за модными трендами.
К чему я все это? А к тому, что чтобы не говорили вам школьные учительницы о вреде макияжа и "пустых" мыслях о каблуках и чулках, все-таки в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и тарелка для равиоли.