Малефисента - театр одного актёра

Jun 09, 2014 13:48




Малефисента, «how graceful, how plainly ‘tis speaking». Скорее, слово происходит от «malefic» - пагубный. Посмотрел вчера фильм про эту замечательную во всех отношениях женщину. Да, это ещё одна интерпретация старой доброй сказки. Нас этим потчевали уже давно голливудские клепатели вариаций. Рецепт прост: берите старый добрый сюжет, сделайте героев шизонтутыми, извратите все события, добавьте самого неподходящего героя, щепотку сексу, припудрите пафосом, нашпигуйте спецэффектами, на сколько это возможно, нашпигуйте спецэффектами ещё, добавьте пару негров для политкорректности,  чуток лирики и ещё раз нашпигуйте спецэффектами. Такова была и шизоргероическая Алиса, и дурацкая Белоснежка. Но эта история отличается заметно большим качеством, меньшей попсовостью, большей любовью и более тщательной проработкой.
Героев в фильме не много, а по сути дела - героиня всего одна. Это сама Малефисента - Анжелина Джоли, которая в этой роли просто блистает, как свежий скол обсидиана. Этот фильм, как ювелирное украшение, призванное показать один единственный бриллиант - всё золото и мелкие камешки - не что иное, как оправа. И не потому, что Джоли на столько талантливая, что затмевает всех. Просто фильм такой, сюжет так сделан, композиция решена так, что всё внимание сфокусировано на ней. Все мысли только о ней, все взгляды на неё, и когда она ненадолго пропадает с экрана, с нетерпением ждёшь её возвращения. Кстати, остальные актёры далеко не такие красивые. Нет, они приятные и талантливые, но Голливуд мог нам преподнести умопомрачительных красавцев и красавиц в самом лучшем виде. Но тут второстепенные герои оттенены, чтобы никто-никто не мог конкурировать с Малефисентой. Только она и ещё раз она. Анжелина Джоли постаралась наславу. Говорят, что за эту роль она получила один из самых высоких в истории гонораров. Она демонстрирует идеальную точёную фигуру, говорят, что актриса специально похудела для этой роли. Каждый её жест полон изящества, каждый взгляд проникновенен. Каждая улыбка удивительно чувственна. Все эмоции, которые только есть у человека, на её лице превосходно читаются. Простой, но эффектный макияж - бледное лицо и ярко красные губы, подчёркивает чувства героини. Удивительные глаза сияют, контрастируя с безжизненной белизной кожи. Костюм изысканный, но простой, подчёркивает фигуру. В её нарядах ни ярких красок, ни затейливых решений, только строгие формы и минимум украшений - всё работает на образ, который должен быть целостным, монолитным а не размазанным по рюшам, оборкам и аксессуарам. Рога - просто чудо. Они достались от мультяшного прототипа (из мультика про спящую красавицу). Они очень логично довершают образ, подчёркивают движения головы героини и создают впечатляющий силуэт, который операторы так удачно ловят почти в каждом эпизоде.
Чему нас учит этот фильм? Я для себя уяснил следующее:
1. Всегда водись с такими же, как ты. Общение по некоторым точкам соприкосновения с формированием далеко идущих ожиданий оборачивается катастрофой.
2. Не делай добра, если не хочешь зла.
3. Всегда добивай своих врагов. Эти недобитые во всех фильмах выходят и создают проблемы.
4. Только  сильный авторитарный лидер способен отстоять независимость в трудную минуту. А демократия подходит только для мирного времени.
5. Любовь с первого взгляда - не более чем увлечение, настоящая любовь должна созреть.
6. Слово - не воробей, вылетит, не деспеллится.
7. В каждом человеке кроется клубок противоречий, добра и зла, силы и слабости, правды и лжи. Нет ничего однозначного, и вся судьба определяется именно этим хитросплетением, а не одной дорогой (не одним волком, которого ты кормишь, как пишут в нете).
Фильм начинается с обзора местности.
On either side the river lie
Long fields of barley and of rye,
That clothe the world and meet the sky;
And through the field the road runs by
To many-towered Camelot;

Ну, там, конечно, не Камелот, но явление того же пошиба - замок с чертами постройки с Мон Сен Мишель. Молодая героиня выглядит не столь впечатляюще. Живёт она в мире, населенном волшебными существами. На этих болотах в идеально красивой местности обитают и пикси, и фэйри, и блуждающие огоньки, и красные шапки, и энты, и даже существа, напоминающие маназмеев из ВОВ.
Мальчик Стефан, который встречается героине - далеко не красавец, не Брэд Питт и не Том Круз. Отталкивающие черты в его внешности не бросаются в газа, но сразу дают понять, что любви тугэза, форэва тут не будет. Здесь впервые показывается, что феи не любят железо. Это распространённый мотив в  английских, ирландских и исландских верованиях. Однако тут он будет специально заострён, но об этом дальше. Само имя Стефан, возможно, взято не случайно. Именно так звали короля Англии, узурпировавшего трон и вовлёкшего страну в хаос.
После эпизода знакомства нам показывают уже повзрослевшую Малефисенту. Это уже наша Джоли. Она летает в облаках, кружится в полёте и творит волшебство. На болота нападает король. Доспехи XV века показаны прилично. Да, латы лордов изобилуют украшениями, и у короля какая-то тупая котелушка вместо шлема. Зато у простых воинов вполне приемлемые бригантины и открытые салады. Всё это гораздо лучше, чем в мерзкой «Белоснежке». Далее экшн! Наша героиня призывает энтов из-под земли, сама летит на крыльях, разгоняя ими врагов, сбивая их с ног и разбрасывая в стороны.
Король в битве получил серьёзную травму и находится при смерти. Вокруг постели собираются лорды. Красивые одеяния образца конца XV-начала XVI века, геральдические ожерелья, замысловатые шапероны, блеск тусклого золота радуют глаз. Тут же затусовался наш старый знакомый Стефен. Он что-то делает со свечками и слышит разговор о том, что король обещает дочь и корону тому, кто убьёт Малефисенту.
Далее всё просто донельзя. Под надуманным предлогом предупредить старую знакомую (а то мы не знали) он находит фею, опаивает её и пытается убить. Но не может, так как не имеет силы характера. Зато эта тварь обрезает ей крылья.
Героиня просыпается, кричит от боли и горя, еле ходит. Тут в ней просыпаются тёмные начала. Она находит палку, силой волшебства превращая её в весьма эпичный посох. От её рук расходятся зелёные миазмы, такие знакомые и такие беспроигрышные. Затем творится что-то непонятное. Героиня приходит в какие-то развалины. Далее эти развалины нам не показывают ни разу, становится на краю пропасти и кастует что-то впечатляющее. Нам показывают вид издали - похоже на взрыв атомной бомбы. Наверное, этим хотели изобразить первый опыт чёрной магии. Далее она из-за кустов видит, как крестьяне поймали ворона, как она с этим вороном повстречалась - не своём понятно, хотя он был в предыдущем эпизоде. Ворона она превращает в человека. Вместо птицы в сетке встаёт какой-то грязный парень, незадачливые ловцы в страхе разбегаются. Ничтоже сумняшеся, ворон решает служить злой фее.
Рогатая дама возвращается в свой лес. Она окружает его стеной из непроходимых терновых зарослей с шипами. Всё это напоминает нам милые сердцу каждого игрока в ВОВ лабиринты и курганы иглошкурых с их чудными свиньями-некромантами. Малефисента без боя завоёвывает себе титул королевы волшебных болот.
К этому времени наш Хрестьянин Стефан предъявляет королю крылья. Тот отдаёт ему дочь в жёны. Вообще как можно было сделать ХрУстьянина королём, остаётся только гадать. Отвалили бы ему голда, ну замок там с поместьями, но корону-то за что? Как это приняли подданные? Ну, оставим это и спишем на местные традиции. Проходит свадьба, коронация. Его королева, как положено, одета в горностаевую мантию. А он в какой-то странный коричневый мех. Да, красиво, да, брутально, но не по-королевски. Ermine must have.
И тут наш рассказ подходит - тарам-парам - к ключевому эпизоду. Да, всё до этого - предыстория, а сейчас только начинается завязка. Ворон узнаёт, что у короля с королевой родилась дочка. Назначены крестины. Красивые король с королевой. Стефан тут похож на Ричарда III в шекспировской постановке, а зрителей радуют изысканные туалеты XV века. Три феи, бывшие подруги Малефисенты с болота (вот предатели), прилетают в замок. Каждая из них приготовила волшебный дар. Но не успела последняя договорить своё заклинание, как - тадааам - на сцене появляется наша героиня. Она пафосно шествует по залу. Одним манием руки она отправляет предательниц-фей в сундук. Изысканное платье ниспадает изящными складками и волочится по полу. Идеальная осанка, красивая фигура, гармоничные линии силуэта и неземная грация. Какая сладкая месть! Как блистают белоснежные зубы из-под красных губ! Какие эмоции! Какие слова! Мимика, жесты - всё работает не впечатление. Героиня упивается мщением. Гнев, радость, агрессия, ирония, сарказм - всё на лице актрисы. Это лучший эпизод фильма - кульминация картины. Никто не может помешать злой фее подойти к колыбельке. Королева пытается разрядить обстановку и убедить, прежде всего, себя, что всё хорошо. Но мы-то знаем, что случится. Впрочем, несмотря на всю злобу Малефисенты, дочка короля её не боится. И тут впервые складываются своеобразные отношения принцессы и её феи-крёстной. Далее чары. Всё те же зелёные миазмы. Да, их много в этом фильме, но они не раздражают, а смотрятся на редкость естественно. Введу такие своему герою в «Занимательную историю некромантии». Ведьма заполняет пространство вокруг себя зелёным сиянием и накладывает проклятие с прялкой. Далее она заставляет короля униженно просить о смягчении приговора, а затем произносит, что проклятие снимается поцелуем любви. Под конец заклинательница заявляет о нерушимости чар.



Далее, как у старика Перро, король изымает все прялки и повелевает сжечь. Нам это даже показывают, но потом мы увидим, что тут будет противоречие. Феи удаляются с принцессой в загородный домик, где ведут уединенную жизнь.
Эти три кумушки показаны замечательно. Они комичны и наивны. Их нельзя не полюбить. С детьми они обращаться не умеют, зато любви и суеты хоть отбавляй. В первый день няньки даже не покормили малютку. За всем этим следит Малефисента, время от времени, отпуская едкие комментарии. Она называет девочку чудищем. Но мы уже знаем, что к чему. Тут всё совсем по-другому. Ночью она посылает ворона к девочке с бутоном, наполненным какой-то питательной жидкостью. Принцесса нисколько не пугается чёрной птицы, ест и затихает. Вспоминается старая русская народная сказка, где у дочки умерла мать, малышка каждый день отказывалась от еды, но всё не умирала от голода. А ночью подсмотрели, что мёртвая мать выходит из могилы и идёт кормить дочку своим молоком. Днём же Малефисента троллила кумушек-фей тонко и толсто, устраивая разные безобидные шуточки.
Девочка выросла. Она познакомилась с Малефисентой и проводила с ней много времени. Принцесса гуляла в волшебном лесу, познакомилась с его обитателями. Она там даже играла, бросаясь комками грязи. Малефисенту юная леди звала феей-крёстной. Несмотря на то, что взаимную симпатию уже нельзя было никуда скрыть, наша героиня неизменно называла принцессу чудовищем. Однажды злая фея решила сбросить своё заклятие. Но не тут-то было. Сделанного не воротишь.
А между делом на сцене заявился принц - да, типичный принц с типично принцской причёской, да, и на белом коне. Туповат, но что поделаешь, принц же. Зачем он в королевство это заехал, да ещё и один - никто не знает, так, видимо, для развития сюжета.
Между тем девочка решила жить с Малефисентой, о чём не преминула рассказать крёстным-феям. Те тут же выложили ей всю правду и про кроля, и про крёстную. Расстроившись, девочка побежала к Малефисенте. Та ничего не стала отрицать. Не сумев разобраться в своих чувствах, принцесса приезжает к отцу раньше положенного срока. Настаёт время сбыться проклятию. Девочка идёт под действием чар. Они ничего не видит и не понимает.
Like some bold seer in a trance,
Seeing all his own mischance -
With a glassy countenance
Почему-то никто ей не препятствует. Она находит дверь, за которой спрятаны прялки. Они там ничуть не сожженные, а просто сброшенные. В свете зелёных миазм одна из прялок подвергается самосборке. Девочка касается веретена и впадает в сон.
Малефисента уже спешит на помощь. Не веря в любовь, по совету ворона она всё же берет с собой принца, которого предварительно обездвиживает и отправляет в полёт. В коридоре замка острые железные шипы - защита короля от ведьмы. Они напоминают ограду самой Малефисенты из терновых веток. Но тут они не живые. Каждый шип может обжечь фею и убить её. Но она пробирается не только сама, но и приводит с собой ворона и зачарованного принца, лимитирующего за ней. Сделав стражнику по голове Дыщ, Малефисента подходит к комнате с принцессой. Там судачат кумушки, что принцы с неба не падают. Решив их потроллить напоследок, Малефисента сбрасывает принца рядом с ними. Те буквально заставляют его поцеловать спящую красавицу, не давая никаких объяснений. Сцена полна сарказмом. Естественно, принцесса не просыпается. Ведь минутное увлечение - не настоящая любовь. Кумушки улетают искать другого принца. Входит Малефисента. Она признаёт свои ошибки, произносит короткий, но пафосный монолог, говорит, что любви настоящей нет и быть не может, напоследок целует девушку в лоб. И тут чудо, итс Мэджик - принцесса просыпается. Вот чья любовь оказалась настоящей.
Тут бы и сказочке конец. Но у нас ещё впереди эпичная битва. А как без неё же? Фильм-то американский. Малефисента пускается на поиски своих крыльев и попадает в ловушку. Железная сетка делает её беззащитной, люди, облаченные в железные доспехи, железным оружием пытаются её убить. Сумев протянуть руку через сеть, Малефисента превращает своего ворона в дракона. Дракон оказывается не из робкого десятка и щедро осыпает воинов сполохами огня. Вообще, дракон сильно порадовал, казалось бы, откуда ему тут взяться, ан нет - вот он. Ну что за сказка без дракона?
Малефисента освобождается. «Лёгким движением руки» её платье превращается в обтягивающий комбинезон аля садо-мазо. Но дракону завязывают рот, а саму фею окружают люди с железными щитами. На сцену выходит король в железных доспехах с железной цепью, которой он хлещет несчастную женщину. В этой сцене достигает своего апогея развитие идеи о железе и магии. Грубое железо противопоставляется тонкому миру волшебства. В этом я вижу метафору для многих образов. Техника - мечты, промышленность - живой мир, человек - природа, реальность - фантазии и пр. беззащитность и уязвимость феи перед железом - это и уязвимость лесов перед вырубкой, и уязвимость мира индейцев перед цивилизацией, и губительное действие глобального потепления на природу Арктики. Всё в этом противопоставлении. И в данной сцене оно показано особенно ярко. Вот король уже обнажил меч. Но к этой минуте принцесса находит крылья Малефисенты. Те прилетают к хозяйке. Она взмывает ввысь. Король повисает на ней, в итоге сам падает с высоты и умирает.
Всё мир. Наши победили. Можете выдохнуть. Далее идёт, как говорят всякие энергеты и эзотеры, «гармонизация пространства». Стена шипов исчезает, волшебный лес расцветает. Принцесса становится королевой. Да, и принц возвращается. Все счастливы.



А нам говорят, что ни добро, ни зло, а головокружительное сочетание обоих этих начал и дало нам такую великолепную историю.
Каждый из нас, как Малефисента. В людях не столько борются, сколько содействуют, дополняя друг друга тёмные и светлые начала. Нет абсолютно доброго и абсолютно злого человека, и с этой точки зрения ни о ком судить нельзя. Отрицательные и положительные герои бывают только в сказках. А слоган фильма нам говорит: «Не верьте сказкам».

природа, Современная жизнь, Кино, Мифология

Previous post Next post
Up