Продолжаю писать историю нашего бизнеса, который мы вели с недавно
умершим Романом Бурлаком. Этот текст будет про самый серьезный наш проект - дистрибьюцию.
Суть бизнеса - закупать продукцию на предприятиях по цене производителя, делать наценку и поставлять по розничным точкам. Идею этого бизнеса предложил я, ибо у меня был опыт работы в этой сфере, какое-то время я проработал торговым представителем в конторе занимающееся напитками, которую также организовал два приятеля, и за пару лет вышли на хорошие обороты. Обсудили идею с Романом, и поняли, что и мы так можем, стартовый капитал у нас тогда был.
К этому проекту мы уже подошли серьезно, как раз под него и зарегистрировали наше ООО. Долго думали над названием, сначала хотели наречь ООО именем какого-нибудь уже несуществующего государства, например - ООО «Югославия», или ООО «Чехословакия», но потом почему-то решили лучше назвать в честь какой-нибудь планеты. Остановились на Уране, не помню уже почему, но так и зарегистрировали - ООО «Уран». Когда мы уже начали поставлять товар, некоторые клиенты думали, что фирма названа в честь химического элемента, и шутили, что видимо наша продукция, обладает радиоактивными свойствами, мы ведь едой занимались.
Для весомости нашей конторы мы арендовали офис на Телевизорной улице, купили туда всю необходимую технику - принтер, компьютер, кассовый аппарат. Даже купили за 16 тысяч рублей лицензионную версию «1С: Бухгалтерия», чтобы выбивать накладные. Замечу, что «1С» я освоил довольно быстро по видеоурокам, прямо там в офисе.
Дальше дело осталось за малым - определиться с видом продукции. Так как запасы нашего стартового капитала уже истощились, и аренда склада нанесла бы нам существенный ущерб, мы решили остановиться на продуктах, которые долго не портятся, а также не нуждаются в охлаждении, чтобы хранить их в офисе, остановились на консервах и чае. Зарегистрировались на специальном сайте, где предприятия выставляют свои товары, и нам тут же начали сыпаться коммерческие предложения со всей России. Кстати эти предложения мне до сих пор валятся на почту.
Пару недель мы разбирались во всех тонкостях, сравнивали цены всех предложений, в том числе цены на доставку товара. Искали конторы, которые готовы дать продукт под реализацию с первой же поставки. То есть сначала они нам товар, мы его реализовываем, и в течение месяца отдаем им сумму за партию товара. Но, к сожалению, все поставщики готовы были сотрудничать на таких условиях уже только со второй поставки, типа мы должны были себя зарекомендовать. Хотя мы пробовали даже подключить знакомого депутата, чтобы он за нас поручился, но для поставщиков красноярский депутат был не убедителен. Тогда мы решили, что если по-другому никак, то придется себя зарекомендовать, и заказали на последние деньги, 60 тысяч рублей, партию консервов и чая с предприятия в Челябинской области. Самые дешевые консервы и чай, цены я приведу ниже. И уже примерно через полторы недели фура с продукцией подъехала к нашему офису.
Разгружать фуру мы наняли одного нашего общего приятеля, который пришел в ужас от увиденного количества коробок. Мы и сами не думали, что их будет настолько много, а при условии, что это консервы, коробки были очень даже увесистыми. Наш товарищ быстро начал выдыхаться при разгрузке, благо, что рядом с офисным зданием всегда ошивалась куча забулдыг, которые сами предложили помочь с разгрузкой за копеечную сумму, и мы их тоже подключили к разгрузке.
Разгрузили. В нашем офисе совсем не осталось свободного места, даже второй стул пришлось вынести, то есть в офисе остался - стол с техникой, стул, и горы коробок от пола до потолка. Но уже со следующего дня, коробки начали постепенно исчезать, потому что мы запустили рабочий конвейер. Так как я уже работал в этой сфере, у меня наработана определенная база торговых точек, и мы решили в первую очередь бить по ним.
Но сначала о первой проблеме, с которой мы столкнулись при приезде на торговые точки - это скудный прайс-лист. У нас было всего несколько наименований продукции, меньше десяти, когда другие поставщики предлагали под сотню наименований.
Немного о продукции - мы с Романом почему-то решили, что лучше всего будет идти самая дешевая консервация, поэтому заказали - тушенку говяжью по 19 рублей за банку, тушенку свиную по 18 рублей за банку, кашу рисовую с мясом по 17 рублей за банку, кашу гречневую с мясом по 18 рублей за банку, шпроты по 21 рубль за банку, кильку по 12 рублей за банку, и чай по 20 рублей за пачку в 25 пакетов. То есть всего у нас было 7 видов продуктов. Весь прайс-лист помещался на четвертинке листа формата 4, когда другие поставщики привозили прайсы в несколько листов.
Но, тем не менее, на некоторых точках, где у меня были хорошие отношения с владельцами, они заказывали какое-то количество товара, на сумму от 800 рублей. Это мы выставили такой ценовой порог, чтобы отбивалась доставка, типа если они заказывают на сумму больше 800 рублей, то доставка осуществляется бесплатно. В среднем первые поставки мы производили на суммы от 1000 до 2500 рублей. А развозили товар мы все на том же моем девятосе, автомобиле - ВАЗ 2109. Правда впоследствии я продал девятку и купил новую Ладу Гранту, у которой был более вместительный багажник.
Немного о прибыли - с каждой реализованной банки мы имели 30% прибыли, именно такую наценку мы делали на весь товар первой партии. Магазины в свою очередь выставляли на прилавок продукт со своей дополнительной наценкой также в 30%. Но были такие клиенты, которые завышали цену даже на 120%, а потом еще жаловались, что наша продукция плохо идет. Конечно, как можно продавать банку тушенки, которая по закупочной цене стоит 18 рублей, за 55 рублей, притом, что понятно, в этой банке вы почти не увидите мяса, только жир и сухожилия. Но, несмотря на это на многих точках эту тушенку хорошо покупали, например для собак. Я и сам своему псу много раз покупал нашу тушенку.
Товар мы давали под реализацию, то есть развозили по точкам партии продукции, а через неделю приезжали за деньгами и за новой заявкой. В тех магазинах, где слишком жирно не завышали цену, рассчитывались вовремя, но были такие, которые тянули с оплатой по две недели.
Кто были нашими основными клиентами? Примерно 60% торговые павильоны, 30% контейнеры на уличных рынках, и 10% большие, но не сетевые гастрономы. Чтобы зайти в сетевые супермаркеты, нужно было выкупать полку, то есть только за заход туда необходимо платить порядка 30-100 тысяч рублей.
Еще скажу о национальном наблюдении в работе - разумеется, владельцы точек разной национальности, большинство наших клиентов были русские, с которыми также иногда возникали конфликты по оплате. Но больше всего конфликтов почему-то было с азербайджанцами, которые всегда задерживали оплату, пытались что-то недосчитать и т.д. А самыми добросовестными нашими покупателями были чеченцы, семья, которая содержала магазин недалеко от нашего офиса, они всегда рассчитывались вовремя, и вообще как-то добродушно к нам относились, даже чаем поили, и всякие истории про свой бизнес рассказывали.
Несмотря на то, что у нас появлялись новые клиенты, примерно по 1-3 в неделю, товар реализовался медленно, и за первый месяц мы смогли продать только четверть продукции, оплатили аренду офиса, который нам обходился довольно дешево, всего 10 тысяч рублей в месяц, за 20 квадратов. Офисное здание было непрезентабельное, расположенное в районе овощебазы и складских помещений.
А дальше мы решили расширить прайс-лист и заказать новую партию продукции, выбрали - зеленый горошек по 24 рубля за банку, кукурузу по 20 рублей за банку, икру кабачковую по 15 рублей за банку, икру баклажанную по 17 рублей за банку, сайру по 24 рубля за банку, а также относительно нормальную тушенку по 32 рубля за банку. Это я указываю закупочные цены, без нашей наценки. Кроме того нам пришло предложение с тушенкой с военного склада, которая предназначалась для армии, по 60 рублей за банку, и мы ее тоже заказали, хорошим объемом. Вот эта самая партия «военной тушенки» разлетелась у нас быстрее всего, ибо она была реально из мяса, и за неделю мы ее полностью продали.
На этом я завершаю первую часть поста про дистрибьюцию, возможно он оказался менее комичным, чем два предыдущих поста о нашем бизнесе, но так ведь и бизнес был серьезный. Во второй части поста я расскажу о том, как азербайджанцы хотели взять Романа в заложники, почему мы решили свернуть этот бизнес и о том, как перешли на новый проект, который начался со слов Романа: «Дэн, мы озолотимся!».
Читать о других наших проектах:
История нашего с Бурлаком бизнеса - Мешки История нашего с Бурлаком бизнеса - гостиницы в квартирах