Басманный суд Москвы в четверг, 3 декабря, практически тайком, на два месяца арестовал анархиста Дмитрия Бученкова. Сообщает нам
Медуза. Накануне вечером у него прошел обыск; правда, известно об этом стало только несколько часов спустя. Бученков - новый фигурант дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года (в рамках него были задержаны более 30 человек; многие из них уже отбыли наказание и вышли на свободу). На заседании суда по мере пресечения для Бученкова не было ни журналистов, ни адвоката по соглашению Светланы Сидоркиной. Ей весь день отказывались говорить, где находится ее клиент, не давали контактов следователя по делу, на ее официальные обращения в СК также не было никакой реакции. По просьбе «Медузы» главный редактор издания «Медиазона» Сергей Смирнов, который внимательно следит за «болотным делом», рассказывает, что не так с арестом Дмитрия Бученкова.
Невероятная спешка с арестом анархиста Дмитрия Бученкова выглядит странно - прежде такого в рамках «болотного дела» не бывало. На этот раз суд прошел в полной тишине; государственное агентство «Россия сегодня» (РИА Новости) только спустя сутки сообщило об аресте и уголовных статьях, в которых подозревают Бученкова - это традиционные для дела 6 мая «массовые беспорядки» (ст. 212 УК) и «насилие в отношении представителя власти» (ст. 318 УК).
Почему следователь решил так быстро выйти в суд с ходатайством о заключении Бученкова под стражу? С момента задержания прошло совсем немного времени. До заседания суда следователю нужно подготовить соответствующие документы; провести следственные действия - если речь идет о «болотном деле» то, скорее всего, очные ставки с пострадавшим 6 мая 2012 года полицейским. Тот должен был опознать Бученкова, следователь - все оформить и привезти в суд. Однако на этот раз сотруднику на подготовку к суду хватило ночи. Это очень мало.
«Болотному делу» уже три с половиной года; казалось бы, что здесь можно было скрывать? Предыдущее задержание в рамках дела произошло в феврале 2015 года, тогда под домашний арест отправили Ивана Непомнящих. При этом следователь ходатайствовал о заключении в СИЗО, но судья посчитал такую меру излишней. Возможно, именно поэтому в истории с Бученковым следователь и постарался скрыть от адвоката и прессы время проведения заседания - чтобы избежать повторения ситуации с домашним арестом. Для СК отказ от предлагаемой ими меры пресечения в суде - серьезный провал, за который придется отчитываться перед начальством.
Однако в случае с делом Бученкова есть все основания полагать, что у следователя были более весомые причины скрывать проведение суда по мере пресечения.
Друзья Дмитрия Бученкова утверждают, что его не было 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Более того, он в этот момент находился за границей - в Греции, писал об этом отчеты - правда, без указания точных дат. И даже потом переживал, что пропустил такое событие в центре столицы. Поэтому даже после обыска мы старались очень осторожно писать о связи Дмитрия Бученкова с «болотным делом» - его друзья и знакомые считали, что речь может идти о каком-то другом обвинении.
Рискну предположить, что на этот раз следователь повторил ошибку своих коллег и задержал человека, которого 6 мая 2012 года действительно не было на Болотной площади. Это не первый случай в истории «болотного дела». Как минимум, три его фигуранта уже попадали в такую ситуацию. Александр Каменский из «Другой России» был арестован судом на два месяца, но в итоге ему не предъявили обвинений и выпустили из изолятора. Он был задержан 6 мая на площади Революции, где часть оппозиции пыталась провести другую акцию протеста. Но если Каменский вышел спустя десять дней, то националисту Рихарду Соболеву и коммерческому директору турфирмы Олегу Архипенкову пришлось просидеть в СИЗО несколько месяцев - и тот, и другой были только на площади Революции. Их освобождение стало возможным вскоре после того, как на форуме «Селигер» президенту Владимиру Путину задали по их поводу вопрос.