Мужской взгляд на женские проблемы (1)

Feb 16, 2017 16:44


Александра БРИСКИНА



Джордж Мередит о викторианской Англии

В Англии тех лет счастье отождествляется с созерцательностью,
эстетика - с нравственностью, чувственность - с жеманством,
патриотизм - с лояльностью, любовь - с браком.
Жизнь становится малокровной.
Стефан Цвейг

Традиционно эпоха королевы Виктории в Англии в нашем сознании чаще всего ассоциируется со стабильностью государственного устройства со всеми его институтами и упрочением в обществе культа семейных ценностей. Но это было также и время великих научных открытий, а кроме того, и время расцвета английской литературы. Парадокс этой эпохи заключается в том, что хотя страной и управляла особа женского пола, у остальных женщин не было практически никаких прав. Им отводились лишь две роли - жены и матери семейства. Тех же, кто осмеливался пойти против устоявшихся правил, общество навсегда отвергало.
Примечательно, что у замужних женщин не было юридических прав ни на наследство родителей, ни даже на собственных детей в случае расставания с мужем. В викторианской литературе эту проблему затрагивали в основном женщины-писательницы. Первым мужчиной-литератором, который не просто обратился в своём творчестве к культурным и социальным аспектам женского вопроса, но описал жизнь разведённой женщины, был Джордж Мередит (1828-1909). К величайшему сожалению, его имя мало что говорит сегодня российскому читателю, да и в Британии его романы пользуются известностью лишь среди специалистов. Однако именно из его книг можно многое узнать о действительном положении женщин в викторианском обществе.


В 1830-е гг. наступил новый этап в истории, культуре и литературе Англии. Связано это с восшествием на престол в 1837 г. королевы Виктории. Её правление продолжалось до 1901 г., и это время, как в истории страны, так и в литературе, получило название «викторианства». Это понятие связано с особым взглядом на мир, историю, религию, образ жизни и мысли. Именно тогда Англия достигает немалых успехов в индустриальном развитии, расширяет свою деятельность в других странах мира, укрепляет внешнюю торговлю, именно тогда приобретает она статус великой колониальной державы и формирует свою национальную идею.



Портрет королевы Виктории в молодости.
Ф.К.Винтер-Хальтер. 1843 г.

Виктория пробыла на троне больше 63 лет - дольше, чем любой другой британский монарх. А многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими домами Европы и усилили влияние Великобритании на континенте.

Джорджа Мередита можно считать ровесником Викторианской эпохи. Он родился 12 февраля 1828 г. Талант писателя формировался в то время, когда роман прочно занял позиции ведущего жанра в английской литературе. Романы Мередита стали связующим звеном между эпохой Диккенса и Теккерея, с одной стороны, и эпохой литературного модернизма - с другой. Он не только оказал непосредственное воздействие на творчество таких более поздних авторов, как Р.Л.Стивенсон, Джозеф Конрад и особенно Джон Голсуорси, но и внёс большой вклад в развитие английского и - шире - западноевропейского романа в целом. Восприняв от своих старших современников Диккенса и Теккерея традиции, он способствовал их трансформации, без которой невозможно представить достижений интеллектуально-психологического романа ХХ в. (Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Томас Манн).

Как Мередит позже признавался в письмах к друзьям, его детство не было счастливым и безоблачным. Мать писателя умерла, когда Джорджу исполнилось пять лет. Его отец Август Мередит получил от своего отца в наследство умирающий бизнес и множество долгов. В 1837 г. он был вынужден объявить себя банкротом и перебраться в Лондон, чтобы зарабатывать на жизнь. А маленького Джорджа сначала определили к родственникам, а затем отдали в школу-интернат.



Свадебная фотография
королевской четы.
Р.Фентон. 1840 г.

В 1842 г., когда ему исполнилось 15 лет, Джорджа отправили в Германию в школу, основанную Моравскими братьями (христианская секта, основанная в 1467 г. - Ред.) в городе Нойвид на Рейне. И хотя там он провёл менее двух лет, сам писатель считал, что это единственное образование, которое он получил. Именно благодаря этой школе развился его интеллект, он научился ценить рациональность, достоинство, честность и храбрость. Мередит навсегда полюбил немецкую музыку, поэзию и природу.

После окончания школы будущего писателя определили в помощники к нотариусу Ричарду Стивену Чарноку, но нет никаких свидетельств того, что он собирался заняться юриспруденцией. Напротив, при поддержке того же Чарнока и его друзей-литераторов Мередит начал писать стихи и участвовал в организации ежемесячного журнала. Именно среди друзей Чарнока он встретил Эдварда Пикока и прекрасную Мери Эллен Никколз (в девичестве Пикок), детей знаменитого в ту пору автора коротких юмористических романов Томаса Лава Пикока. Мери Эллен была не только красива, но и обладала живым умом и характером, которым Мередит потом наделил многих своих романных героинь. И, несмотря на то, что она была на семь лет старше Мередита, а у него практически не было средств, чтобы содержать семью - Мери Эллен и Джордж поженились в августе 1849 г. В этом же знаменательном году Мередит опубликовал своё первое стихотворение и познакомился с Чарльзом Диккенсом.



Джорж Мередит

Через четыре года в семье Джорджа и Мери Эллен Мередит родился сын Артур, но семейная жизнь не складывалась. Первый стихотворный сборник начинающего поэта вышел в 1851 г., не получив особого одобрения публики, как, впрочем, и последующие. Мередит практически не мог обеспечить семью своими заработками, и самостоятельная, решительная Мери вскоре тайно сбежала с художником Генри Уоллесом. Позже в сборнике «Современная любовь» («Modern Love», 1862) Мередит выразит свои переживания о трагической развязке первого брака.

В 1861 г. Мери Эллен умерла, и через три года Мередит снова женился - на Мери Вьюллиэми, обосновавшись в Саррее, чья природа стала источником его поздних стихотворений. Новая жена оказалась не так умна, как первая, но зато была хорошей хозяйкой, родила Мередиту двоих детей и стала верной помощницей в его делах. Хотя Мередит начал и закончил свою литературную жизнь как поэт, его больше помнят по психологическим романам - «Испытание Ричарда Феверела» (1859), «Приключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879). С 1860 г. Мередит работает редактором в журналах «Чапмен» и «Холл». Кстати, одним из его «открытий» стал Томас Гарди, творчество которого он приветствовал и поощрял. Если же говорить о стиле романов и стихов самого Мередита, то он блестящ, но не всегда отточен. Проза Мередита интеллектуальна и часто обращена к социальным проблемам, в ней чётко видна его оптимистичная вера в жизнь как процесс совершенствования и развития. Мередит много пишет, в круг его литературных друзей входят Суинбёрн, братья Россетти, Роберт Льюис Стивенсон и другие литераторы. В 1885 г. вышел роман Мередита «Диана из Кроссуэйз», ставший бестселлером и принёсший Мередиту долгожданную славу и постоянный доход, вызвав у читающей публики интерес ко всему его творчеству. Но в 1886 г. умерла его вторая жена, да и сам Мередит заболел локомоторной атаксией (поражение различных зон мозжечка. - Ред.). Смерть сына Артура стала очередным ударом, обострив болезнь. Однако он продолжал писать, и в 1892 г. сменил Теннисона на посту президента «Авторского общества». Вскоре Мередит забросил прозу и целиком отдался поэзии. Последний его поэтический сборник - «Толкование жизни» - вышел в 1901 г., а 18 мая 1909 г. Мередита не стало.



Любовное письмо.
Р.Соломон. 1861 г.

Как видно из биографии, тема разрыва между супругами и развода для Мередита была очень близка. Уже упоминалось, что его первая жена Мери Эллен Никколз сбежала с его другом-художником, оставив на руках писателя их маленького сына. Мередит описал расставание супругов в романе «Испытание Ричарда Феверела», а потом в «Диане из Кроссуэйз». В этих же романах он подробно остановился на проблемах женщин своего времени.

К сожалению, из 13 романов, написанных Мередитом, на русский язык переведены только два - «Эгоист» и «Испытания Ричарда Феверела», что значительно затрудняет исследование его творчества. Собрание сочинений Мередита готовилось к печати в России в 1910-е гг. Но, к сожалению, оно так и не было издано - помешала Первая мировая война, а потом и революция 1917 г.

Для читателей, интересующихся т.н. «женским вопросом» в викторианстве, могут быть полезны два романа писателя - «Испытание Ричарда Феверела» и «Диана из Кроссуэйз». Но поскольку на русский язык переведён только первый, на нём мы и остановим наше внимание, только вскользь упомянув о втором.



Миссис Мери Эллен Мередит.
Г.Уоллис. 1856 г.

Во многих романах Мередита героиням отдано не только больше авторского внимания, чем героям-мужчинам, но и его симпатии явно на стороне женщин. Причём стоит отметить, что писатель не боится таких запретных в викторианскую эпоху тем, как адюльтер и развод супругов. При этом он не стесняется громко заявить о том, что несчастные брачные союзы - совсем не редкость, и что викторианская мораль не только не безупречна, но и медленно и неуклонно изживает саму себя. Опорой викторианской морали служили три столпа - монархия, Церковь, семья. При этом наименьшие успехи были достигнуты в этике отношений полов и семейной жизни. Доказательством может послужить статистика - в 1840-1870-х гг. около 40% англичанок т.н. «среднего класса» всю жизнь оставались незамужними. Причиной был не демографический дисбаланс, а противоестественная, жёсткая и ригористичная система моральных условностей и предубеждений, создававшая тупиковые ситуации для многих, желавших устроить личную жизнь.



Портрет девушки в зелёном платье.
Э.К.Берн-Джонс. Начало 1890-х гг.

Понятие мезальянса (неравного брака) в викторианской Англии было доведено до настоящего абсурда. Заключения, кто кому пара или не пара, делались на основании невероятного количества привходящих обстоятельств, понятия ровни и неровни выводились из множества нюансов, процесс подбора будущих жениха и невесты зачастую походил на решение алгебраического уравнения с десятком неизвестных.

К примеру, ничто вроде бы не мешало соединить узами брака отпрысков двух равнородных дворянских семейств - но конфликт, возникший между предками в XV в. и не исчерпанный до конца, воздвигал между молодыми людьми стену отчуждения: неджентльменский поступок прапрадедушки какого-нибудь Джонса делал в глазах общества не джентльменами всех последующих ни в чём не повинных Джонсов. Преуспевающий сельский лавочник-сквайр не мог выдать свою дочь за сына дворецкого, служащего у местного лендлорда - ибо дворецкий, представитель категории старших господских слуг, на социальной лестнице стоял неизмеримо выше лавочника, пусть у него, дворецкого, не было за душой ни гроша. Дочь дворецкого могла выйти замуж за сына лавочника - но ни в коем случае не за простого крестьянского парня, такое снижение социального статуса общество резко осуждало. Бедную девушку «перестанут принимать», её детям трудно будет найти место в жизни из-за «безрассудного поступка» матери.



Пробуждение совести. У.Х.Хант.
1851-1953 гг.

Проблема неравных браков - вот лишь одна из тем, затронутых Мередитом в его романе «Испытание Ричарда Феверела». Сэр Остин Феверел, оставленный женой с маленьким сыном Ричардом на руках, воспитывал ребенка по собственной системе и всячески оберегал его от «пагубного» влияния женщин. Он и представить себе не мог, что сын может влюбиться в «неподходящую» девушку. И вот юный Ричард во время прогулки по окрестностям встречает Люси Десборо, племянницу местного фермера. Она не только красива и умна, но и хорошо воспитана, образована. Однако это не мешает лорду Феверелу вмешаться и, хотя он лично с девушкой не знаком, объявить о том, что она - не подходящая партия для его законного наследника. Молодые люди, однако, сбегают и тайком женятся. Но рассерженный отец не прощает молодых, не хочет он и встретиться со своей невесткой, узнать её поближе. Мередит убедительно показывает, что именно сословные предрассудки и ложные представления о морали разрушают жизнь Ричарда и Люси, да и самого лорда Феверела. И хотя в конце концов после личной встречи лорд Феверел изменил своё мнение о Люси и привязался к ней всей душой, семья уже разрушена - из-за дуэли Ричарда Люси сходит с ума и умирает. Как резюмирует автор, это произошло из-за того, что лорд Феверел был слишком привержен традициям и не хотел понять, что личные качества Люси гораздо важнее сословных предрассудков.

стиль, викторианский стиль, писатель, литература, Англия, Великобритания

Previous post Next post
Up