«Я всегда думал, что мода является законным предметом для искусства…. В некотором смысле, не были ли Энгр, Сарджент, Хокни и Алекс Кац (и бесчисленное множество других) fashion-художниками? И посмотрите на то, каким способом такие fashion-иллюстраторы как Эрик и Антонио, или Рене Грюо помогли определить времена, в которые мы живем. Они были подобны любому фотографу в размышлениях над тем, как мы хотим смотреть, и как мы хотим жить», - Дэвид Даунтон, современный иллюстратор
Перелистывая модные журналы, мы привыкли видеть красочные фотосессии последних коллекций модных дизайнеров, новинок косметики и аксессуаров. Но в последнее время рядом с ними вполне гармонично уживается иллюстрация, которая в 30-х годах XX-го века начала вытесняться из модного мира, не выдерживая конкуренции с техническим прогрессом. И это справедливо, ведь именно иллюстрация выполняла функции фотографии в то время, когда до появления фотоаппарата было еще очень далеко: знакомила с новыми модными веяниями, демонстрировала новые наряды и тенденции.
Несмотря на одинаковые функции, иллюстрация, все же, предоставляет автору больше места для проявления своего таланта и индивидуальности, что наделяет ее особым настроением и магией, оставляя читателю место для фантазии.
В ХХI веке fashion-иллюстрация начала возрождаться, появилось множество иллюстраторов, демонстрирующих различные техники, но большинство из них черпают вдохновение в работах авторов, которые стояли у самых истоков.
История fashion-иллюстрации
Fashion-иллюстрация существует уже более 500 лет. Ее прообразами можно считать гравюры и офорты XVI века с изображением дам и кавалеров, модников и модниц. Например, в конце ХVІ века в Испании появились книги с изображениями одежды и руководствами по шитью.
Вацлав Холлар
В то время одним из первых fashion-иллюстраторов считается чешский график и художник Вацлав Холлар (Wenceslaus Hollar) (13 июля 1607 - 28 марта 1677), который творил в Лондоне с 1640 года. Холлар работал в технике офорта, он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы, среди которых были и изображения женских костюмов.
В 1679 году во Франции, в Лионе, начинает выходить журнал «Mercure Galant», с которого начинается история модного глянца. Журнал украшали рисунки, сделанные вручную известными французскими художниками: Абрахамом Боссом (Abraham Bosse), Пьером Боннаром (Pierre Bonnard) и другими.
С тех пор издания, в которых размещались гравюры с изображениями модной одежды, стали обычным явлением, и модники во всем мире с нетерпением ждали свежих выпусков. Первые же настоящие журналы о моде возникли во второй половине XVIII-го века, тогда fashion-иллюстрация начала активно развиваться, а время ее рассвета наступает в период с XIX по первую половину XX веков. Это время подарило миру талантливейших иллюстраторов, которые в значительной степени повлияли на восприятие моды как искусства.
1850-1900 гг. Заметными фигурами в модном мире были итальянский живописец Джованни Болдини (1842-1931) и американский график Чарльз Дана Гибсон (1867-1944).
Джованни Болдини
Джованни Болдини, являясь в свое время прекрасным портретистом конца XIX - начала XX века, в историю вошел, все-таки, как один из первых модных иллюстраторов. На его картинах появлялись уверенные в себе дамы высшего общества в изысканных вечерних туалетах. Именно Джованни Болдини более ста лет назад приложил руку к новому восприятию идеала женской красоты. Дама Болдини имеет рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь, и отличается особой стройностью.
Чарльз Дана Гибсон
Еще больше отличился коллега Болдини, Чарльз Дана Гибсон (1867-1944). Героини его работ настолько будоражили воображение, что реальные женщины стремились быть на них похожими, копируя их прически и стиль жизни. Его рисование девушки, которые вошли в историю с термином «Девушки Гибсона», стали настоящими иконами стиля - такими, как сейчас являются топ-модели, селебрити и fashion-блоггеры. Гибсон с помощью пера и чернил изображал своих девушек с высокими прическами (так в историю вошел еще один термин «пучек Гибсона»), стройным телом, они одеты по последней моде, открыты и всесторонне развиты, свободно и на равных ведут себя в компании мужчин.
С 1886 года Гибсон начинает свое 30-летнее сотрудничество с журналом Life, в 1918 году он становиться редактором журнала, а позже и его владельцем.
Работы художника также размещались в других известных изданиях Нью-Йорка: Harper’s Weekly, Scribners, Collier’s.
Поль Ирибе
1900-1910 гг.: Этот период считается «золотой эрой» fashion-иллюстрации. Жанр также начинает использоваться в рекламе. Заметной фигурой в этот промежуток времени становится французский иллюстратор Поль Ирибе (Paul Iribe) (1883-1935). Развитие печатной технологии предоставили художнику возможность сочетать графику и яркие локальные цвета, что значительно повлияло на формирование его собственного стиля. Судьбоносным в биографии иллюстратора становится сотрудничество с дизайнером одежды Полем Пуаре. В результате такого тандема появляются рисунки с женщинами в дизайнерских нарядах - то, что сейчас принято называть «шуттингами».
Поль Ирибе также был близко знаком с Коко Шанель, которая являлась для него музой и моделью.
Работы Поля появлялись на страницах таких изданий, как La Gazette du Bon Ton, Vogue, Femina.
Жорж Барбье
Если Поль Ирибе использовал цвет частично, преимущественно оставляя белый фон, то его современник Жорж Барбье (1882 г. - 1932 г.) делает свои иллюстрации цветными. Историки моды считают, что именно рисунки француза Барбье стали толчком для развития стиля ар-деко в модной иллюстрации. Жорж не только рисовал для La Gazette du Bon Ton, Vogue, но и часто выступал автором критических заметок.
Жорж Лепап