Оригинал взят у
veneya в
Великий и ужасный Пабло Пикассо. Часть IОдна из самых неоднозначных фигур в современном искусстве, тот, кто постоянно менялся, не подражая никому, увлекая за собой мир искусства, от классических канонов красоты линий и композиции до полной деформации пространства.
Знание и милосердие, 1897
Салон Прадо, 1897
Еще с ранних лет Пикассо начал подавать надежды, как будущий великий художник, в чем его неустанно поддерживала мать, а отец, как преподаватель живописи, помогал осваивать азы мастерства.
Пабло с сестрой Лолой, 1889
На протяжении всего обучения Пикассо его сестра была постоянной моделью для картин. Он написал множество ее портретов.
Сестра художника Лола, 1900
Желтый пикадор
Эта картина считается одной из первых картин Пикассо, которую мальчик написал под впечатлением от боя быков. Коррида всю жизнь оставалась его страстью.
Коррида, 1901
Коррида, или смерть матадора, 1933
Кстати, настоящее имя художника - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Клито Руис и Пикассо, но поскольку Руис одна из самых распространенных фамилий в Испании, Пабло оставил фамилию по матери Пикассо. Если прислушаться к звукам, то на ум приходят ассоциации с пикадором (от picar - колоть) и корридой, и вы будете правы!
А ведь это участник корриды на лошади, вооруженный специальной пикой, которой наносит удары в загривок боевого быка, чтобы ослабить мускулы его шеи и убедиться в его реакции на боль. И вот что еще, страсть Пикассо к этому жестокому, но от того не менее увлекательному поединку между двумя существами, объединяет его с одним из самых известных художников Франсиско де Гойя, который тоже тяготел к этому действу, видя нечто первобытное, завораживающее.
Франсиско де Гойя «Пикадор»
Франсиско де Гойя «Смерть пикадора», 1793
Пабло вдохновлялся работами многих великих мастеров, как Эль Греко, Веласкес, Рембрандт, Кранах, Пуссен, Энгр, Тициан, Курбе, Делакруа, Сезанн, Гоген, Ренуар, Мане. Он копировал и создавал потом портреты в стиле великих мастеров и мог быть вполне традиционным художником, высококлассным реалистом, но, как он говорил позднее «дублировать видимый мир на своих картинах - бессмысленно».
Пабло Пикассо: «Искусство - это ложь, ведущая к истине».
Пабло Пикассо «Похищение сабинянок», 1963
Пабло Пикассо «Похищение сабинянок», 1962
Пабло Пикассо «Похищение сабинянок», 1962
Питер Пауль Рубенс «Похищение сабинянок»
Никола Пуссен «Похищение сабинянок», 1537. Лувр, Париж
«Менины» (по Веласкесу), 1957
Еще один вариант.
Сравним с оригиналом картины Диего Веласкеса «Менины» (1656).
Пикассо исследовал творчество многих своих предшественников, но, пожалуй, ни одна картина прошлого не удостоилась такого внимания, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. В течение двух лет (1961-1962) Пабло Пикассо создает 26 картин (14 из них - в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр и 140 рисунков своих версий картины Мане.
Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863
А ведь еще в 12 лет Пабло рисовал так…
Мужской торс, гипс, 1893
В 15 лет он поступает в Мадридскую Академию Искусств, самое престижное художественное заведение страны, однако через полгода обучения понимает, что не получает ничего нового, и оставляет учебу, чтобы самостоятельно изучать живопись великих испанских художников в музее Прадо, в основном Веласкеса и Эль Греко.
Копия портрета Филиппа IV (с картины Веласкеса, 1653), 1898
Диего Веласкес «Портрет короля Испании Филиппа IV», 1656
Стиль Эль Греко узнаваем в вытянутых фигурах и оттенках серой краски.
Портрет незнакомца, 1899
Портрет Лолы Руиз Пикассо, 1901
Портрет Карлоса Касагемаса, 1899
Портрет Хосепа Кардоны, 1899
В 17 лет он возвращается в Барселону, где попадает в среду авангардных художников, ведет богемный образ жизни и проникается новыми веяниями. Входит в круг художников и писателей, вращающихся вокруг кафе-бара-кабаре «Четыре кота», открытого по аналогии с богемным парижским заведением «Черный кот». Теперь он пишет под влиянием импрессионистов, в частности, Тулуз-Лотрека, Дега.
Диван, 1899
В костюмерной, 1900
В это время Пикассо знакомится с начинающим художником Карлосом Касагемасом, с которым они почти не расстаются, вместе развлекаются, делают художественные выставки. В 1900 году они впервые едут в Париж, знакомятся с художественной жизнью столицы. Пикассо обходит все музеи Парижа, изучает искусство импрессионистов вживую, знакомится с арт-дилерами, получает первые деньги за свои картины, и ему заказывают новые. Пабло начинает понимать, что его жизнь в искусстве должна быть связана с Парижем.
Он исследует художественную жизнь столицы мира, но также и жизнь города - ночную жизнь баров, кабаре и борделей, находясь под впечатлением от раскованности и свободы этого города, а также под влиянием импрессионистов. Следуя традиции, начатой Дега, Мане, Тулуз-Лотреком, Пабло запечатлевает образы знаменитого в то время парижского танцзала Moulin de la Galette.
«Мулен де ла Галет», 1900
Однако после самоубийства своего лучшего друга Карлоса Касагемаса, который выстрелил себе в голову на глазах у друзей и посетителей кафе из-за несчастной любви, Пикассо чувствовал свою вину, что не предотвратил трагедию, не поехал с ним в Париж, а остался в Барселоне заниматься своей выставкой. Так начался «голубой период», который длился с 1901 по 1905 гг. Холодная, мрачная колористика его работ, почти монохромная живопись с трагичными, депрессивными персонажами, была созвучна в то время его мировосприятию.
Мрачное отчаяние
Селестина (Женщина с бельмом), 1904
Такой печали, отчаяния, безысходности, молчаливого страдания никогда не видели в мировом искусстве, он создавал произведения в невиданном раннее стиле. Кстати, известный американский джазовый трубач Майлс Дэйвис, оказавший значительное влияние на развитие музыки XX века, вдохновлялся работами «голубого периода», о чем можно судить по оформлению его альбомов и творчеству.
Один из самых известных альбомов «голубой период» (1951) можно послушать здесь
http://music.yandex.ru/#!/album/690644 Еще один интересный альбом (слушаем второй диск)
http://music.yandex.ru/#!/album/1848573 В 1904 году Пабло Пикассо окончательно переезжает в Париж и селится на Монмартре, в общежитии художников, известном как Бато-Лавуар.
Помимо близких по духу молодых людей, Пабло встречает здесь Фернанду Оливье, которая иногда приходит в Бато-Лавуар позировать художникам.
Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками, 1904
Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос, Барселона, 1906
Они прожили вместе почти десятилетие. Как считают исследователи, она была моделью для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо. Эти позитивные перемены привели к новому витку в творчестве Пикассо - так называемый «розовый период» (1904-1906), когда он пишет картины, полные изящества, тонкости и очарования в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового и серого оттенков.
Среди его работ множество сюжетов с циркачами, французскими комедиантами (они с друзьями часто посещают цирк, который располагается рядом с их общежитием). К слову, интерес к циркачам был очень распространен в искусстве начала 20 века - бродячие артисты были бедными, но творческими и независимыми людьми, как и художники-авангардисты. Для людей искусства цирковая тема символизировала свободу и независимость. Считается, что Пикассо часто изображает себя в роли Арлекина, а в роли других персонажей - своих друзей.
В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом, 1905
Сидящий Арлекин, 1905
Акробат и юный Арлекин, 1905
Девочка на шаре, 1905
Семья комедиантов, 1905
Одно из самых известных его произведений «розового периода» является картина «Мальчик с трубкой» (1905).
В это время Пикассо находит своих многолетних покровителей - Гертруду Стайн и ее брата Лео - коллекционеров, которые начинают покупать картины почти нищенствующего художника и выставлять их в своей галерее. Впоследствии Гертруда Стайн напишет: «В 1904 году он снова приехал в Париж. Там он опять начал становиться немного французом, то есть Франция снова его увлекла и соблазнила… И это ослабило его испанскую серьезность, и …он освободился от голубого периода, от возродившегося в нем испанского духа, и когда с этим было покончено, началась живопись, которая сейчас называется розовым или арлекинским периодом. Здесь он тесно общался с Гийомом Аполлинером, Максом Жакобом и Андре Сальмоном, и все они постоянно виделись. Художники всегда любили цирк, даже теперь, когда ему на смену пришло кино и ночные клубы, им нравится вспоминать цирковых клоунов и акробатов. В то время они бывали в цирке Медрано не реже чем раз в неделю и им очень льстило близкое общение с клоунами, жонглерами, лошадьми и наездниками… Потом он освободится и от этого, от цирка и изящной французской поэзии, он освободится от них, так же, как освободился раньше от голубого периода».
Многие находили вдохновение у Пикассо, например, известный американский певец, рок-музыкант Дэвид Боуи.
Его невероятно эксцентричный клип в стиле «розового периода» наполнен эпатажем и волшебством. Послушать и посмотреть можно здесь «Ashes To Ashes»
http://www.youtube.com/watch?v=CMThz7eQ6K0 Одна из последних работ этого времени «Мальчик, ведущий лошадь» (1906), которая поражает своей монументальностью и величием, и в тоже время художник здесь следует классическим канонам.
Поэтому его величайшее творение «Авиньонские девицы», созданное в 1907 году,
знаменует начало нового «африканского периода» (1907-1909) в творчестве художника, под влиянием древнего искусства Африки и Испании.
Африка
Испания
Если приглядеться к картине, то два персонажа справа вполне определенно отсылают нас к образам африканских масок, захватившие воображение Пикассо своей первобытной силой и невероятной мощью. Не могу не отметить, что эта картина очень напоминает Поля Сезанна и его «Купальщиц».
«Авиньонских девиц» Пабло писал в течение года с особой тщательностью. И она, безусловно произвела настоящую сенсацию для того времени, поскольку такой стиль оказался смелым экспериментом, а кроме того стала первым шагом живописи на пути к кубизму, кроме того многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства. Кажется, что картина бессюжетна, но, в тоже время, она наполняется совсем иным, мистическим, «зазеркальным» смыслом. Полная трансформация человеческого тела, где нет красивостей, сглаженности углов, всмотритесь, хотя бы, в эти чудовищные глаза. От этого нарастает напряжение, а внутри картины уже зреет столкновение ангелов и демонов, добра и зла, увиденное художником через осколки стекла. Еще интересная деталь - отодвигающая занавес рука на заднем плане, что имеет двойное значение: раскрывает перед зрителем пространство кубизма, а также свидетельствует о театральности происходящего на полотне. Живопись и театр - два увлечения Пикассо, которые встречаются в этой картине.
Лицо его покровительницы Гертруды на одноименной картине «Портрет Гертруды Стайн» (1905-1906), уже явно напоминает нам африканскую маску с широкими и узкими прорезями глаз.
На смену приходит новый период «аналитический кубизм» (1909-1912), когда предмет дробится на мелкие части, которые четко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте. Поиски Пикассо были основаны на его убеждении, что живопись способна на большее, чем просто показывать то, что видит глаз. Должен быть способ, как показать мир таким, «каков он есть на самом деле». Надо писать «не то, что вижу, а то, что знаю», как говорил Пикассо. Показывать не - видимое, но - сущее.
Веер, солонка, дыня, 1909
Женщина, сидящая в кресле, 1910
Одна из отличительных особенностей живописи периода аналитического кубизма - монохромность. «Цвет ослабляет!» - заявляет Пикассо, наблюдая эксперименты Матисса в живописи. И сам сосредотачивается на форме и объеме предметов. Второе, от чего он отказался - это раздельность вещей, их различия по фактуре и материалу. Также, в кубизме исчезает какая бы то ни было перспектива, поэтому понятие, где расположен предмет, вдали или вблизи, не имеет ровным счетом никакого значения. В результате - на кубистских картинах мы видим очень странное, фантастическое, монохромное изображение, создающее иллюзию некоего метафизического пространства, выпирающего гранями из плоскости холста. Предмет и окружающий его фон - суть одно и то же, и отдельные предметы в этой единой структуре реальности не имеют четко очерченных границ. Мы видим лишь непонятную, льдистую, осколочную, однородную массу, у которой нет фактуры, внутренних различий, и можем догадываться о том, что изображено, лишь по отдельным деталям-намекам. Пикассо называл их «атрибутами». Где-то видна рука, где-то усы, или ключ, или гриф гитары, но все они созданы из одного и того же условного "вещества". Но это лишь символы и знаки предметов, а не они сами. Кубизм, таким образом, поставил себе не изобразительную, а философскую задачу.
Человек с кларнетом, 1911
Тореро, 1912
Известный французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор Жорж Брак с 1907 года присоединился к художественным поискам Пикассо, а затем стал равноправным партнером в их творческом союзе. Взглянем на несколько картин Жоржа Брака.
А теперь рассмотрим их совместные проекты.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье), 1910
Фигура девушки и фон, как единая живописная вселенная, построенная художником из однотипных «блоков». Пространство как скульптура. Художник разбирает мир на элементы и собирает новую реальность - реальность художественного произведения.
Но они пошли дальше, когда окончательно стерлись грани реальности, обнажив только суть вещей в своей иллюзорности и потеряв всякую фигуративность.
Мандолинист, 1911
При этом объемность, использование реального света и тени на скульптурных объемах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объемов, варьирование пустотами и наполненностями в будущем открыли дверь в новое направление в живописи - абстракционизм, например ярким представителем этого направления является Марк Ротко.
Заметное влияние кубизм оказал на появление стиля ар-деко (или арт-деко), особенно его способ расчленения предметов и анализа их геометрических составляющих. Отличительными чертами этого стиля является строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, дорогие материалы.
Небоскреб компании «Крайслер» в Нью-Йорке
Мебель от Жака-Эмиля Рульманна.
Или творения Эмиля Брандта.
Создавали даже машины.
Известная французская женщина-модельер Коко Шанель, оказала колоссальное влияние на моду XX века, привнеся в женскую моду приталенный жакет и маленькое черное платье, прежде всего способствовавшая модернизации женской моды, заимствуя многие элементы традиционного мужского гардероба и следуя принципу роскошной простоты. Она тоже привнесла в свою работу элементы кубизма.
Прямой силуэт моды 20-х годов продолжает традиции кубизма.
А музей Гуггенхайма, музей современного искусства в Бильбао в Испании - вобрал в себя элементы кубизма, воплощая абстрактную идею футуристического корабля.