"Хочу..."- самое распространённое желание любого и каждого.
Застольный тост - это обычно позитивное пожелание: пусть сбудется...
"Чтобы у вас всё было и вам за это ничего не было!"
“Хочу болеть, болеть и болеть… круглые сутки, всю жизнь… чтобы в диагнозе было написано - гипертрофированная фаза романтической любви, а в рецепте значились - лето, фрукты, шампанское и секс”.
Это лишь один из многочисленных шедевров, которые можно охарактеризовать, как "мечта идиота".
Детям для полного счастья нужны навороченные гаджеты, красивая одежда, коньки, велосипеды, щенки с рыбками, куклы, бусики, трансформеры, братики с сестричками, папы и мамы, подружки и друзья.
Подростки мечтают как можно скорее повзрослеть, чтобы иметь доступ к развлечениям для взрослых; влюбиться, прославиться, разбогатеть, стать крутым и талантливым; иметь отдельную от родителей квартиру, делать “что хочу”, купить машину, дачу…
Отдельным, неразрывно связанным со всеми указанными желаниями пунктом у юношей и девушек стоит стремление как можно быстрее… лишиться девственности.
Навороченные гаджеты в этом возрасте стоят на первом месте… после секса, конечно.
В пору цветущей молодости список приоритетов практически не меняется, лишь растёт в объёме. Добавляется стремление иметь семью, дорогие и модные развлечения, высокий социальный статус, престижный отдых и экзотические путешествия.
Ниже в списке “хочу” значатся здоровье, вкусная еда и комфорт.
Практически все пункты страстей и вожделений - потребление и накопление.
Молодых людей, задумывающихся всерьёз о реально важных для жизни вещах катастрофически мало.
Саморазвитие, творческая реализация, эволюция интеллекта, самостоятельность, духовность, проблемы экологии и нравственности, свободомыслие, этические и эстетические идеалы, культура, польза для общества - для большинства людей эти позиции эволюции лишь пустой звук.
В детстве все мы хотели быть художниками, врачами, учителями и актёрами, потом, повзрослев -банкирами, бизнесменами, программистами и чиновниками. Выросли - стали инженерами, военными, клерками, водителями и продавцами.
Почему?
Жизнь оказалась гораздо короче, чем мы ожидали.
Мало того, безрассудными и спонтанными поступками, беспечностью и ленью мы сократили даже те малые возможности, которые были отпущены судьбой, отчего теперь чувствуем себя обделёнными и несчастными.
А ведь в детстве мы умели видеть мир объёмным, цветным и ярким, радоваться большому и малому безо всякой на то причины; могли запросто находить занятие по душе буквально из ничего, имели смелость категорично настаивать на своём и делать то, чего хотим.
Когда у стариков, вплотную приблизившихся к черте, за которой маячит неизвестность, именуемая смертью, спрашивают, - что они сделали не так, о каких ошибках действительно сожалеют, большинство из них отвечают, что всю жизнь занимались совсем не тем, чего в действительности хотели.
Большинство из нас работают на нелюбимой работе, воплощают в жизнь чужие желания и мечты, бездумно или под давлением социума следуют внушаемым извне ценностям, идеологиям и абсурдной логике, с которыми соглашаются лишь для того, чтобы не чувствовать себя невостребованными и одинокими, хотя постоянно ощущают от этого несоответствия дискомфорт.
Мы стараемся быть демократичными, приветливыми и толерантными со всеми, кроме родных и близких, потому, что только на них можно выплеснуть угрожающе густой концентрат напряжения, накопленного из-за беспокойства и когнитивного диссонанса, вызванного столкновением в нашем запутавшемся сознании конфликтующих, противоречивых представлений обо всём на свете.
Нам некогда любить тех, кто дорог и находится рядом, делать добрые поступки; страшно быть самим собой, свободно выражать и отстаивать личные, выстраданные, понятные идеи, желания, принципы веры, приоритеты ценностей.
Мы боимся быть эмоционально свободными, потому, что нас могут неверно понять или осудить.
Мы слишком зависимы от общественного мнения.
Напрягаясь сверх меры, чтобы заслужить чьё-то одобрение, слишком много времени уделяя нелюбимой работе, мы зарабатываем хронический стресс, теряем жизненную энергию, начинаем варварски относиться к питанию, отдыху, здоровью и телу.
В результате в 70-80 лет, если удаётся дожить до этих дат, мы не вспоминаем ни об одной из тех ценностей, о которых мечтали в детстве, юности и дальше.
Никто… никто не вспоминает с сожалением о том, что не успел купить последний айфон, накопить ХХХ миллионов денег в зелёном или золотом эквиваленте, не построил шикарный загородный коттедж или океанскую яхту, не натанцевался всласть в ночных клубах, не закрутил ещё одного, последнего романа, не…
Никто!
Все как один сожалеют лишь о том, что не сумели жить так, как действительно хотели: не имели смелости осуществить сокровенные мечты, не связанные с потреблением, не смогли, или не захотели реализовать творческий потенциал, которым природа щедро оделяет каждого.
В чём же истинная причина того, что мечты не становятся реальностью?
Мы смертельно боимся нового и неизвестного, прячемся от оригинального и яркого в зоне призрачного комфорта, за который ошибочно принимаем следование поведению и образу жизни большинства.
Мы сомневаемся в своих способностях, пытаемся контролировать и соотносить с мнением “авторитетов” и “экспертов” каждый шаг, чтобы избежать ошибок, тем самым загоняем себя в “безопасные”, но слишком узкие границы и жёсткие рамки дозволенного, внутри которых ничего замечательного осуществить невозможно.
Мы боимся поверить в то, чего действительно хотим, не можем представить мечту реальностью и конкретизировать желания, а ведь цели должны быть достижимыми и достаточно чёткими.
Нельзя "объять необъятное".
Мы бездумно и бездарно разрушаем хрупкий баланс отношений с другими людьми, вместо того, чтобы охранять и созидать позитивные связи; считаем, что новые отношения будут интереснее и плодотворнее предыдущих.
Увы, накопленный в интригах и склоках негативный опыт общения кумулятивный эффект осложняет каждый последующий контакт, превращая нас в мрачных хронических одиночек.
Семейные разборки, истерики, измены, злоупотребления доверием, равнодушие, разводы - считаются современным и прогрессивным поведением, но именно такой стиль общения делает нас несчастными.
Мы упорно откладываем жизнь на потом: сначала неоправданно торопим события, затем теряем терпение, устаём, даём себе право на вольности, привилегии и льготы, помещаем проекты в раздел неосуществлённых идей и бессмысленных прожектов, объясняя это тем, что “у бога дней много”.
Время странным образом год от года ускоряет бег, часы и минуты мелькают быстрее; события и даты сливаются в нечто размытое, нереальное, превращаются в рутину и обыденность, становятся однообразными, скучными; списки желаний и стремлений сокращаются позиция за позицией, унося безвозвратно жизненную энергию.
Мы прекращаем активно воздействовать на строительство судьбы, становимся пассивными наблюдателями, всё чаще с сожалением вспоминаем упущенные возможности, хотя нас то и дело посещает ностальгия к прошлому, которое …
Может быть, наши дети… или наши внуки… или, наконец правнуки... будут счастливыми?
Сомнительно.
Кто же их этому научит, если не мы?