Ветер ударил неожиданно.
Так бывает. В прогнозе шторм за три дня обещан. С утра ждёшь из-под каждой тучи шквала. А к вечеру он неожиданно вдарит...
Ветер, дувший весь день с носа лодки, растянутой между якорем и берегом, вдруг ударил шквалом из-под тучи - точно в борт. Лодку понесло. На том месте, где на дне залива лежал якорь, вода вскипела пузырями и эти пузыри поползли вслед за лодкой. Грунт такой нагрузки не выдержал. Привязанная к дереву корма не давала яхте уехать на камни. Оценив обстановку, я решил не увеличивать площадь парусности своим тельцем, запрыгнул в каюту и закрыл люк. По крыше лодки забарабанил ливень.
Шшшшшш - корма упёрлась в песчаную отмель. "Пляжик мягкий, всё обошлось" - подумал я. Вдруг лодка куда-то рванулась, поплыла и резко накренилась на левый борт. Что-то посыпалось с полок. Я выскочил под дождь. В залив входила мощная приливная волна. Вода вдоль берега буквально закипала. Лодку вытащило на отмель уже почти на половину корпуса и теперь укладывало на бок.
Прилив на Средней Волге??? Я глазам своим не верил! А ведь так всё хорошо начиналось...
Второе августа.
Начиналось всё неплохо. Ровно к началу отпуска холодное лето 2015 года вдруг неожиданно и кратковременно сделалось тёплым - и мы немедленно отчалили. Наш путь лежал в Волгу по каналу имени Москвы. Старт - из яхт-клуба "Водник" в Долгопрудном. Выходим около трёх часов дня, ночёвку планируем перед шлюзом номер шесть в Икше.
Ветер попутный, по Пироговке шли под парусом, по каналу - под мотором. Заводится он как-то неважно...
Вот трек первого дня.
На ночёвку встаём в ближайшем к шлюзу заливчике. При поисках места стоянки получаем кармический аванс: через залив протянута ЛЭП. Я смотрю на берега и не поднимаю глаз к небу. ЛЭП я заметил, когда мы уже под ней прошли. С лодки очень трудно оценить расстояние от топа мачты до проводов, но оно было небольшим, примерно около метра. Повезло. Могло бы и шарахнуть...
Паркую лодку на растяжку - с носа якорь, корму к дереву. В глубине залива - плавучий ресторан, возле него моторная яхта тестирует громкость своей звукоусиливающей аппаратуры. Аппаратура громкая. Под какие-то "Яблоки на снегу" задумчиво гляжу на воду возле яхты и наблюдаю довольно мощное течение, которое то входит в залив, то выходит из него. Странное явление природы объясняю себе близостью шлюза, который гоняет воду вверх и вниз. Планируем на завтра ранний подъём и шлюзование с рассветом. Вырубаемся.
Третье августа.
Ага, шлюзование с рассветом... Не сложилось, в общем.
Проснулись по будильнику в 4.30. Прохладно, из спальников вылезаем медленно. Продираем глаза, умываем мордочки, готовим кашу, кофе, включаем рацию... В пять утра начинается интенсивный радиообмен яхт с шестым шлюзом. Четыре лодки уже стоят около шлюза и готовы шлюзоваться, а у нас ещё миски с кашей в руках и кофе на плите. До шлюза полчаса хода, плюс время на подготовку к швартовке... Решаем, что пойдём в шлюз позже. Завтракаем спокойно. В 5.30 четрые яхты уже вошли в шлюз. В 6.00 я вышел на связь с диспетчером и был обрадован известием, что раньше 9 утра шлюзования не планируется. График прохождения канала летел ко всем чертям, но мы решили, что отпуск - время чтобы расслабляться и стали ждать. Рация ожила в 10.15. Шестой шлюз сообщил, что будет опускать камеру и готов прошлюзовать нас одних, если мы поторопимся. Мы поторопились и уже в 11 за нами закрылись шлюзовые ворота, а рым номер два медленно пополз вниз вместе с уровнем воды в шлюзовой камере.
Я написал подробно о прохождении шлюзов канала имени Москвы отдельный пост. Сомневаюсь, что всем будут интересны технические подробности. Про номера шлюзов, расстояния между ними и про сам канал прочитать можно
по этой ссылке. А тут продолжим непринуждённый рассказ о путешествии.
По плану на этот день мы должны были дойти до Иваньковского водохранилища и остановиться там на ночь. Но план этот строился, исходя из того, что в шестой шлюз мы войдём в шесть утра, а мы вошли в 11. И третьего шлюза мы вышли в три часа дня. Я включил "полный вперёд" и стал считать. В лучшем случае я приходил ко второму шлюзу в 20.30. То есть, ровно к закату. После заката нас в шлюз не пустят. То есть, проскочить его мы могли бы только при очень хорошем раскладе - если бы шлюз ждал нас с раскрытыми воротами. Надежды на это никакой не было и я стал думать о месте для ночлега. Примерно километров через 12, в районе посёлка Каналстрой канал расширился и справа обнаружился небольшой затон, отделённый от судового хода белым бакеном. Место для ночёвки выглядело вполне пригодным. Я было сунулся подойти к берегу, но затон оказался мелким, заросшим травой, которую я тут же и намотал на винт мотора. Мотор встал. Лодка встала. Я тоже встал в недоумении.
Следующий час мы выбирались из этого растительного плена, продвигаясь на 10 метров назад, кидая якорь, поднимая мотор для очистки и снова повторяя это по кругу. Наконец вырвались на глубокое место, встали на якорь и решили ночевать как настоящие моряки - не сходя на берег. Рядом так же на якоре ночевала ещё одна небольшая яхта, также не успевшая ко второму шлюзу - яхта Мария.
А ночью мимо поехали большие пассажирские корабли. Феликс Дзержинский, Октябрьская Революция... В темноте они казались призраками из прошлого, летучими голландцами на реке времени, в сгущающихся сумерках. На пятом канале рации они оповещали мир о своём продвижении:
"Октябрьская Революция сверху к Дмитровским Буям..." - похрипывала рация.
- А идите вы к Дмитровским Буям со своей Октябрьской Революцией, - думал я, засыпая, покачиваясь на волнах, которые оставляли за собой теплоходы-призраки.
Трек за этот день.
Четвёртое августа.
Семь утра. Солнце в иллюминаторах. Голубое небо в люке над головой. Не качает. Вода - как зеркало.
Всё-таки, ночевать здесь было правильным решением. Гонка за расписанием в отпуске не нужна.
Вылезаем из спальников, варим кашу. В девять утра заводим мотор. Заводится он всё хуже - надо сказать. Поднимаем якорь и плавно выходим в канал в сторону Волги. В 13.15 подходим ко второму шлюзу, связываемся по рации. Нам говорят ,что сейчас будут опускать в сторону Волги пустую камеру, если мы поторопимся - то нас ошлюзуют одних. Мы торопились как могли, но парусная яхта - не моторный катер. Ждать нас не стали, закрыли ворота прямо у нас перед носом и мы два часа ждали, пока подойдут корабли, чтобы шлюзоваться с ними. Буксир Речной-37 с баржей и сухогруз Калининград составили нам компанию. С ними мы прошли второй шлюз и медленно поехали в сторону Волги. С ними же прошли и первый - в Угличское водохранилище.
Первый шлюз - волжский - большой и глубокий. Нас опустили на 11 метров. С большими пароходами в таком бетонном мешке было даже страшновато.
В 20.00 пристали к берегу в речке Дубна, километрах в пяти ниже первого шлюза
В этот день не фотографировали и даже
трек записали только последней части пути - устали от солнца и непрерывного тарахтения мотора.
Пятое августа.
Наконец, начался отпуск. Настоящий. Не надо никуда торопиться, тарахтеть мотором до заката, надо делать что хочется. Выспались. Завели мотор, выехали из речки Дубна в Волгу. Поставили грот и поехали куда глаза глядят. Парусным лодкам все должны уступать. Нам даже огромный Волго-Дон пытался дорогу уступить, пока не понял, что мы сами изо всех сил уступаем. Ветер был встречный, шли галсами. На подходе к Кимрам ветер сначала скис, затем подул чётко в лоб. Свернули паруса, включили мотор. Решили долго не коптить небо. За Кимрами нашли приятную гавань возле деревни Титово, встали на входе. Глубина прямо у берега три метра - лодка удачно припарковалась кормой в берег.
Ближе к вечеру пришла лодка Молекула Геннадия Журавлёва. Человек-легенда в яхтенном мире, яхтенный мастер, каждое лето живёт на своей небольшой яхточке по 3-4 месяца. Он вошёл в залив под стакселем и встал на якорь, к берегу не причаливал.
А под вечер приплыл в гости вплавь и постучал в борт, чем сильно напугал моего матроса. Поговорили немного. Было приятно, что он меня запомнил по сетевому общению.
Трек за пятое августа. Шестое августа.
Когда мы продрали глаза, Молекула уже выходила из залива и разворачивала паруса.
Геннадий ушёл на юг, в Иваньковское, а нам предстояло ехать на север, мне хотелось побывать на реке Медведице. Впереди были выходные, а в хорошую погоду на волжских берегах, доступных для автотранспорта, с пятницы по воскресенье собирается слишком много благородных донов...
Каша, кофе, поднятый якорь - и вот уже серые цапли косят на нас своими глазами, вышагивая вдоль волжских берегов. В последнее время их тут развелось немалое количество.
По правому борту остался Белый Городок, где церковь романтично соседствует с судоверфью, образуя колоритный пейзаж.
День плавно перешёл в вечер, а вечер плавно перешёл в ужин на шёлковой закатной воде в устье реки Медведицы.
Был сварен грибной суп из свежесобранных маслят и моховиков.
Трек за шестое августа. Седьмое августа.
Погода была отличная. Лодка мягко покачивалась на волнах от редких проходящих катеров. Ночь на отмели в устье реки Медведица прошла спокойно.
Здесь, на Медведице, концентрация отдыхающих на единицу площади была заметно меньше, чем на большой Волге. И мы решили прокатиться вверх по реке, чтобы переждать здесь выходные. После отплытия внезапно пошёл дождик, мы переждали его на якоре. Но в целом погода была отличной. Поднявшись на несколько километров вверх по течению, мы снова причалили к берегу. Купались, гуляли по лесу, набрали белых грибов.
Пробовали ловить рыбу, но как-то почти безуспешно.
Трек за день. Восьмое августа.
Продолжаем искать лучшей жизни вверх по течению Медведицы.
Вообще, яхта по сравнению с байдаркой и надувным катамараном имеет определённые особенности.
С одной стороны, это дом. Экипаж избавлен от необходимости ставить/снимать палатку, раскатывать/скатывать спальники, поэтому перемещение с места на место происходит непринуждённо. Захотелось посмотреть новые места - завели мотор и поехали. Кружки с мисками на тех же местах с тобой едут, можно даже чаю на ходу вскипятить, если волна небольшая.
С другой стороны - яхта - как космический корабль. Катамаран маленький, но экипаж находится вместе на ограниченном пространстве палубы только во время переходов. Когда лодка причаливает - каждый может пойти погулять в свою сторону, дистанция увеличивается. Поэтому на катамаран я легко звал даже не очень хорошо знакомых людей - на ночь все разбредаются по своим палаткам и хорошо уживаются. А яхта - пространство маленькое, замкнутое, где люди находятся вместе почти круглые сутки. И тут хочется видеть рядом людей проверенных, заведомо приятных. Хотя, казалось бы, яхта заметно больше надувного ката - дистанция между людьми здесь меньше.
В общем, плавал я с приятным мне матросом и с якоря мы снимались легко, каждый день перемещаясь в поисках лучшей доли и новых впечатлений. Медведица летом имеет широкие и мелкие плёсы, заросшие травой, под парусом тут неудобно, перемещались на моторе. Сходили вверх по течению, потом вернулись немного. Нашли уединённую стоянку на отличном песчаном пляже. Купались, загорали. Я покрыл маслом одну деревянную деталь на лодке - хочу посмотреть, как это масло будет себя вести при эксплуатации.
Вечером ловил рыбу. Снова результат смешной. Примерно так выглядел улов:
Трек за восьмое августа. Девятое августа.
Наступило воскресенье, а значит на основном русле Волги сегодня вечером освобождались многочисленные стоянки, занятые "туристами выходного дня". Было решено переместиться поближе к Калязину. По Медведице шли медленно под мотором. Пробовали ловить троллингом - рыбы не поймали, зато с большим удовольствием тихо и медленно прокатились вдоль елово-берёзовых берегов этой красивой реки.
На выходе из Медведицы подняли паруса. Ветер был переменчивым, но ближе к вечеру разогнался в хороший острый бейдевинд. Под гротом и стакселем сделали скорость 10 кмч. Можно было бы и больше, но я пока побаиваюсь. Прошли почти 40 км. Встали на ночёвку в заливе недалеко от Калязинского моста.
Мотор заводится совсем плохо. Дёргаешь раз десять - ждёшь. Ещё раз двадцать - снова ждёшь. Ещё раз двадцать... Вечером когда парковали лодку, заводили минут десять.
Вообще, в этом походе было снаряжение, которое нас радовало. Например, рация Navcom CPC-303A. На одной зарядке прошла все шлюзы и жила до конца похода. Зарядили только перед обратным проходом канала. Газовая плитка Kovea - оказалась мощной и экономичной. Я 90% запасов газа привёз обратно - так мало она потребляет. Гибкий солнечный модуль на 30 ватт, контроллер EP SOLAR и аккумулятор Delta - обеспечивали нас электричеством в большем объёме, чем нам было нужно.
И был ещё мотор Honda BF2.3DK2 SCHU, который конкретно достал. Но мы к нему ещё вернёмся...
Трек. Десятое августа.
Решили прокатиться в Калязин, погулять по городу. Часть пути прошли под стакселем - пока был попутный ветер. На подходе к городу встретили парусную яхту RUS 72. Красиво ехали коллеги.
В Калязине есть яхт-клуб - прямо недалеко от знаменитой колокольни. И в этом яхт-клубе есть выделенный гостевой причал - с водой и электричеством - куда может пристать любой желающий. Удобно поставить там лодку и пойти погулять по городу. Меньше часа - бесплатно, потом - за деньги. Цена зависит от длины лодки. За наши пять с половиной метров с нас взяли 400 рублей за день. За восьмиметровую лодку взяли 800.
Яхт-клуб сделан с претензией на понтовость и продуманность. Есть даже тёплый эллинг для зимнего хранения яхт, а цена за месяц стоянки здесь - одна из самых высоких в дальнем Подмосковье. Но, к сожалению, на этом понтовость заканчивается. Территория довольно запущенная, пыльные разбитые дороги. А на вопрос, где тут туалет, сотрудник показал нам зелёные кабинки за кафе, где было - мягко говоря - нагажено. Наш родной клуб "Водник" в Долгопрудном - с бассейном, боулингом и чистым тёплым сортиром куда приятнее при более демократичных ценах.
Но мы были рады оставить тут Бискай под присмотром и пойти погулять ногами - оказывается, от этого можно отвыкнуть.
Калязин оказался маленьким провинциальным городишкой, в котором от старого уездного города осталось полторы улицы и знаменитая колокольня, торчащая из водохранилища. К колокольне можно съездить на катере - кажется, это самый прибыльный местный бизнес. Мы от водной прогулки отказались, сославшись на морскую болезнь.
В остальном - делать в этом городе нечего, разве что восстановить пешеходные способности и купить яблок с помидорами.
А колокольню мы и сами с воды посмотрели довольно близко. Только если поплывёте туда - будьте аккуратнее - возле неё есть мель с глубиной в полметра и камнями на дне - должно быть, остатки каменной кладки затопленного монастыря.
Перед отплытием из калязинского яхт-клуба я вызвал такси и съездил с канистрами на ближайшую заправку, докупив 15 литров бензина в наш топливный запас.
Из Калязина мы вернулись на прошлую стоянку, где я в очередной раз пробовал ловить рыбу и получил единственную увесистую поклёвку - кто-то большой схватил джиговую насадку, рванул вправо, потом влево... Я только успел позвать на помощь матроса, как всё сразу и кончилось. Неведомая рыба сорвалась. Рыбалка в этом походе у меня не задалась.
Трек этого дня. Одиннадцатое августа.
Время в этом яхтенном путешествии казалось нам безразмерным. На седьмой день путешествия у нас уже было ощущение, что на яхте мы живём всё лето. Но как бы мы ни растягивали приятные моменты, подходила пора возвращаться. Отпуск у матроса заканчивался, а прогноз погоды обещал резкое похолодание через несколько дней.
И мы двинули обратно. На этот раз мы встали не доезжая до Белого Городка в небольшой бухте. По берегам здесь висели таблички о ценности лесного фонда и запрете ставить палатки, выкидывать мусор и разводить костры. Едва мы привязали лодку, появился человек в камуфляже и повторил нам всё то же, что написано на табличке. Но нам не были нужны костры с палатками. Мы привязали лодку и остались тут ночевать. Тут же ночевала и ещё одна яхта - Фантазия.
Лес на берегу оказался очень чистым и красивым. Спасибо тем, кто его бережёт.
А небо над яхтой - безоблачным и звёздным.
И очень хотелось, чтобы лето не кончалось...
Трек за 11 августа. Двенадцатое августа.
Утро солнечное и тёплое. Каша, кофе, фотосет.
Дальше нам предстоит возвращение к цивилизации - с её горячей водой, по которой мы соскучились и огромным количеством человеков, по которым пока не скучаем. Снимаемся с якоря и едем в сторону Москвы. Ночевать будем на старом месте, где когда-то встретились с Молекулой и Геннадием Журавлёвым.
Снова проходим Белый Городок. Возле него, кстати, есть плавучая заправка - ПЗС Аква Ойл. Можно причалить и залить топливо. На фотографии виден баннер с телефоном - 8-910-836-01-10. Вдруг кому пригодится. У нас же канистры были полные.
Приплываем на стоянку. Сегодня четверг, весь берег заставлен машинами, запах шашлыка является доминирующим на протяжении всей стоянки. Находим место в глубине бухты, примерно там, где в прошлый раз ночевала Молекула.
Трек за двенадцатое августа. Тринадцатое августа.
Сегодня во второй половине дня обещано резкое изменение погоды. Утро тёплое, но небо начинает хмуриться. Мы планируем уйти в реку Дубна ,чтобы завтра утром стратовать к первому шлюзу.
Дождь со шквалами по прогнозу начнётся около шести вечера. Выходим из залива около полудня. Небо стремительно наливается свинцом. Проходим Кимры. Тут красивая церковь с корабликами.
Справа над лесом повисает чёрная туча, начинают сверкать молнии. Вижу слева у берега небольшую заводь. Она прикрыта с трёх сторон от ветра крутыми берегами, в глубине бухты над водой нависает огромный старый дуб. Один берег песчаный, на другом - большие валуны. Принимаю решение - разворачиваю лодку и прячу её в этой бухточке.
На треке видно, где она расположена. Кладу на дно якорь, разворачиваю носом на ветер, корму привязываю к дереву. Выглядит надёжно.
Гроза, тем временем, проходит стороной. Мы расслабляемся, лезем купаться, пока ещё тепло. Берега у бухты обрывистые, она закрыта от посторонних взглядов - отличное местечко.
Атмосферный фронт пришёл ближе к семи часам вечера. Резко стемнело за час до заката. Внезапно ударил ветер.
Так бывает - в прогнозе ты про него читаешь четвёртый день, а ударяет он внезапно, с внезапной стороны. Как раз с той, с которой бухта открыта. Точно в борт лодки. Якорь начинает нести. Начинается ливень.
Отправляю матроса в каюту и наблюдаю, как на месте, где лежал якорь, вода закипает пузырями и пузыри эти, вместе с самой лодкой, уверенно начинают ползти вглубь бухты. Нас несёт ветром, и грунт под якорем не выдерживает этой нагрузки. Сначала сильно напрягаюсь, потом прикидываю траекторию - корма привязана к дереву, верёвка толстая. Если её не оторвёт - нас просто задвинет кормой на песчаный пляж. Спускаюсь вниз, чтобы не увеличивать площадь парусности, закрываю люк. Ливень лупит по палубе, но в целом пока всё неплохо. Шшшшшшшшш.... под кормой шуршит песок - приехали. Сели на мель, дальше не понесёт. Успокаиваюсь. Ливень проходит, мы ставим варить макароны. Не так страшен этот атмосферный фронт.
Вдруг лодка приходит в движение. Начинает плыть куда-то, рывком натягивает швартов, плывёт в другую сторону и вдруг кренится на один борт. Ловим котелок с макаронами, с полок что-то сыпется.
В панике выскакиваю под дождь. В полутьме вижу, как по бухте гуляет мощная приливная волна - вода закипает, вкатывается в бухту, поднимая уровень сантиметров на 30-40 - и уносится обратно, мотая лодку по песчаной отмели. По реке, по судовому ходу, от шлюза, сверху идут два огромных пассажирских теплохода...
Шлюз! Тут километров десять до него, но большие корабли, идущие сверху, тащат с собой эту огромную массу воды - и в бухте наблюдается резкое изменение уровня! Хватаю ещё одну верёвку, привязываю другую сторону кормы лодки к корням могучего дуба в глубине бухты. Теперь корма стоит на песке на двух растяжках, с носа отдан якорь. Кажется, можно спать, болтать сильно уже не будет.
Ночью ещё пару раз ощущаем проход этой мощной волны - лодка всплывает, затем садится на мель снова, но её уже не мотает по бухте. Кажется, всё обошлось.
Четырнадцатое августа.
Просыпаеся в семь. Утром, при свете солнца, бухта снова выглядит милой и гостеприимной.
Каша, кофе, в восемь мы уже готовы отчаливать. Отвязываю два кормовых швартова, которые были привязаны к деревьям. Сталкиваю корму лодки с отмели. Она повисает на середине бухты, держится на якоре. Начинаю заводить мотор... Я уже привык к тому, что он не заводится сразу и воспринимаю его капризы смиренно. Но он не заводится и через 10 минут, и через двадцать, и через час. Я выкручиваю и вкручиваю свечи, изучаю вопрос в интернете, приплясываю вокруг мотора с метафизическими бубнами и думаю уже вызывать буксир из кимрского яхт-клуба. Но мотор начинает схватывать, чихать... и тут я поднимаю глаза и вижу теплоход, который идёт по Волге сверху от шлюза. Лодка стоит на одном якоре и якорь этот лежит на плохом грунте.
Дальше всё разворачивается очень быстро. В бухту входит волна и лодку вместе с якорем несёт вглубь бухты на камни. Я пытаюсь держать лодку за якорный конец, но быстро понимаю бессмысленность этого. До камней лодка не доезжает, поскольку мачта упирается в старый дуб. Сверху сыпятся сухие сучья. Я хватаю свободную верёвку, накидываю на кормовую утку, прыгаю в воду - хорошо, что тут уже по пояс - и пытаюсь вытащить лодку из-под дерева. Мне это не удаётся, потому что под дерево её унесло вместе с якорем - и якорь теперь не даёт вытащить лодку обратно. Ору матросу, чтобы она отдавала якорный конец. Матрос у меня молодец, действует чётко - якорный отдаёт, я вытаскиваю лодку из дубовых объятий, привязываю её двумя кормовыми также как ночью - на растяжку между двумя деревьями. Времени 10 утра. Возвращаемся на исходную позицию. Мотор не заведён, лодка у берега. Чем-то распорол ногу, пока бегал с верёвками и таскал лодку по бухте. Кровит.
Поднимаю глаза на матроса - вид у неё растерянный. В полном соответствии с моим приказом якорный конец был отпущен и теперь вместе с якорем находится на дне бухты. Ситуация радует нас новыми вводными.
Якорь я нашёл быстро. Где примерно он находится - я представлял и минут за десять купания нащупал его верёвку ногами.
Ещё через час завёлся мотор. (В Москве я отнёс его в сервис - мне сказали, что масло попало в карбюратор, потому что я неаккуратно его перевозил, хотя я старался всё делать чётко по инструкции. Такие моторы лучше держать постоянно на корме лодки и не таскать без надобности. Долбаная Honda BF2.3DK2 SCHU - я тебя возненавидел в этом путешествии!)
Для того, чтобы выйти из бухты, мне пришлось ещё раз искупаться - занести якорь в воду поглубже - стартовать на яхте с песчаной отмели под мотором против ветра оказалось непосильной задачей.
В общем, в 11 утра, после трёх часов адреналиновой битвы с реальностью мы вышли из бухты и пошли в сторону Дубны. В 12.30 мы были возле первого шлюза. Здесь полчаса подождали буксир с баржей - и с ним вместе прошли первый шлюз, паромные переправы, второй шлюз - и даже обогнали его на пути по каналу до Дмитровских буёв - того места, где мы ночевали в прошлый раз.
Здесь, опасаясь усиления ветра, я зажёг якорный огонь, повесив фонарь на мачту, и поставил программу Anchor Alarm, которая начинает истошно выть, если лодку срывает с якоря. Но всё обошлось.
Трек за 14 августа. Пятнадцатое августа.
Ветер ночью так и не усилился и мы спали до утра сном яхтенных младенцев. Утром по ясной, но уже прохладной погоде мы совершили финальный бросок на юг, прошли 4 шлюза и 5 водохранилищ - и через 11 часов после старта швартовали лодку в яхт-клубе Водник, в семи км от МКАД.
Трек.Путешествие кончилось - да и лето 2015 года, продлившееся всего 11 дней, окончательно скатилось в осень раньше календарного срока.