Корабли были альтернативно-партактивные...

Jul 05, 2020 20:05

Подумалось мне пару дней назад - а что, если бы развитие крейсера проекта 69 пошло в предвоенное время по несколько иному пути, более соответствующему изначальной задумке? Результат сих размышлений - вот-с...




… Постановлением Комитета обороны от 13/15 августа 1937 года было признано необходимым строить крейсера двух типов: тяжелый с 254-мм артиллерией и легкий. При этом для тяжелого крейсера предполагались следующие тактико-технические элементы:
а) вооружение: 9 254-мм орудий в трехорудийных башнях с боезапасом по 150 выстрелов на ствол, 8 130-мм орудий в двухорудийных башнях, 8 100-мм орудий, 16 37-мм зенитных автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата;
б) крейсер должен был принимать два самолета на катапульты;
в) броневая защита крейсера должна была обеспечивать непробиваемость вертикальной брони снарядами калибра 203 мм при курсовых углах 40-50 и 130-140 градусов с дистанции свыше 60 кабельтовых и палубы теми же снарядами ближе 150 кабельтовых на всех курсовых углах и защиту от 250-кг авиабомбы с высоты 4000 метров;
г) дальность плавания без перегрузки (с полным запасом топлива) полным ходом должна была быть 600 миль, крейсерским - 3000 миль, с приемом топлива в перегрузку (с максимальным запасом топлива) экономическим ходом - до 8000 миль; скорость хода с нормальным запасом топлива - не менее 34 узлов;
д) стандартное водоизмещение такого крейсера не должно было превышать 22-23 тысячи тонн; силуэт - одинаковый с линкором «Б».
В сентябре 1937 года комиссия под председательством С.П.Ставицкого выработала проект тактико-технического задания на тяжелый крейсер с указанными параметрами. При этом С.П.Ставицкий настаивал на ограничении водоизмещения корабля (не более 18000-19000 тонн), «дабы этот корабль из категории наиболее сильных крейсеров не перешел в категорию наиболее слабых линкоров (как это произошло с линкором «Б»)».
В ходе состоявшихся обсуждений точка зрения Ставицкого возобладала - и ее не смогло поколебать даже близившееся включение в составе германского флота таких кораблей, как «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Советскими военно-морскими теоретиками был сделан вывод о том, что 34-узловый крейсер сможет при необходимости уйти от 30-31-узловых «малых» линейных кораблей, таких, как тот же «Шарнхорст» или французский «Дюнкерк», а также более старых, но еще вполне актуальных английского «Рипалса» или японского «Конго». Равно как и в целом о том, что с линкорами должны бороться корабли того же класса.
Правда, для того, чтобы вместить все пожелания по части артиллерии, защиты и ходовых качеств в 18000 тонн стандартного водоизмещения, коллективу инженеров, ответственных в ЦКБ-17 за проект 69, каковое обозначение получил новый крейсер, и лично главному конструктору Ф.Е.Бесполову пришлось изрядно потрудиться. И получившийся в итоге корабль был по сути симбиозом сразу трех школ кораблестроения - отечественной, итальянской и французской.
Опыт последней из них одарил крейсер двумя четырехорудийными башнями ГК, расположенными по одной в оконечностях броневой цитадели. Башни делились продольной 50-мм броневой переборкой на два изолированных отсека, и в каждом из них пара орудий располагалась в одной общей люльке. Впрочем, после крейсеров проекта 26 подобное размещение не считали таким уж недостатком. Куда сильнее ответственные лица противились сокращению на один ствол числа орудий ГК и тому, что «двухбашенные» корабли переставали визуально походить на другие боевые единицы строящегося флота. Но необходимость вписаться в отведенный и соблюдавшийся в ходе проектирования чрезвычайно жестко лимит водоизмещения не оставила другого выбора. Впрочем, наличие лишь 8, а не 9 орудий ГК имело и свой плюс в виде достаточно удобной пристрелки «половинными» четырехорудийными залпами.
Сами 254-мм пушки с длиной ствола в 55 калибров, получившие обозначение Б-48, создавались в КБ завода «Большевик» при технической помощи итальянской фирмы «Ансальдо», но в рамках общепринятой для советской морской артиллерии концепции, предполагавшей использование достаточно тяжелых снарядов с высокой начальной скоростью. Соответствующие параметры для описываемых орудий составляли 270 кг и 875 м/с соответственно при заряде массой 95 кг.*

*Справочно:
Данное орудие в предложенной мини-истории незначительно дефорсировано в сравнении с реальными его проектными параметрами, предполагавшими начальную скорость снаряда вышеуказанной массы в 880 м/с при 96-кг заряде.

Жертвами ограничений по водоизмещению еще в самом начала проектирования, стартовавшего в ноябре 1937 года, стали предполагавшиеся изначально торпедные аппараты - Военный совет ВМФ согласился в данном вопросе с предложением Наркомата оборонной промышленности. Помимо того, 130-мм пушки пришлось заменить на 100-мм универсальные, при этом для компенсации уменьшения калибра орудия разместили так, что на оба борта могли работать сразу пять спарок, размещавшихся в башнях МЗ-14 с 25-мм противоосколочной броней. Единственным местом, где «прибыло», стала малокалиберная артиллерия - число счетверенных 37-мм автоматов выросло с 4 до 6, а помимо них проектом предусматривались и 16 пулеметов ДШК калибра 12,7 мм.
По сравнению с крейсерами проектов 26 и 26-бис расширился и состав средств управления огнем. Главный калибр должен был получать целеуказание от двух специально разработанных для данных крейсеров командно-дальномерных постов КДП-6-2 с парой 6-метровых дальномеров в каждом, а зенитный калибр дальнего боя - от установленных ромбом четырех постов СПН-200.
Итальянский след имел место также в ходовой части проекта 69 - как и в случае с «Кировым». Правда, у тяжелого крейсера турбоустановка была запроектирована четырехвальной и имела в родственниках турбозубчатые агрегаты «Тренто», «Триеста» и «Больцано». Паром ее обеспечивали 8 котлов, дым от которых отводился в две одинаковые по размерам дымовые трубы. Располагались машинные и котельные отделения, разумеется, эшелонировано.
Первым получателем крейсеров данного типа определили Тихоокеанский флот, который на то время вообще не имел в своем составе крупных артиллерийских кораблей. Поэтому постройка двух головных крейсеров данного типа, получивших названия «Калинин» и «Каганович», началась в мае 1938 года в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 вместо пары ранее планировавшихся крейсеров проекта 26-бис. Спущены на воду они были соответственно в августе 1942 и июле 1943 года, а в строй вступили соответственно в ноябре 1943 и июле 1944 года. Впрочем, ряд недоделок на кораблях устраняли до февраля 1945 года.
В конечном виде крейсера несколько изменились в сравнении с проектным обликом. Так, вместо 12,7-мм пулеметов на них появились ленд-лизовские 20-мм «эрликоны», английские и американские радары обнаружения целей и управления огнем типов SG, 281, 282 и 285 и британские гидроакустические станции «Дракон-132». Перегрузка от сверхштатного оборудования вкупе с некоторым строительным перевесом не оказала существенного влияния на их скоростные качества - оба крейсера на приемных испытаниях при нормальном водоизмещении примерно на полузла превысили проектную 34-узловую скорость. Впрочем, в ходе дальнейшей повседневной службы их реальный максимум был, как правило, на 2-3 узла ниже.
Начало войны с Японией «Калинин» и «Каганович» встретили в составе отряда легких сил в бухте Новик, но в боевых действиях участия не принимали. А основная карьера этих кораблей пришлась уже на послевоенный период.
Куда меньше повезло еще двум крейсерам данного типа - заложенным в январе 1939 года балтийскому «Кронштадту» и черноморскому «Севастополю». Война застала их на стапелях, а корпус «Севастополя» и вовсе был захвачен германскими войсками в Николаеве и частично разобран на металл. Постройка «Кронштадта» была законсервирована, при этом заготовленная для него броня частично была использована для строительства оборонительных сооружений под Ленинградом. После войны их строительство уже не возобновлялось. А заказанные для данных двух кораблей механизмы и оборудование в военные годы были пущены на достройку двух однотипных тихоокеанских крейсеров.

ТТХ тяжелых крейсеров «Калинин» и «Каганович» проекта 69:

размеры (по проекту) - 212,5 м (длина наибольшая)/207,5 м (длина по ГВЛ)/23,0 м (ширина наибольшая)/7,50 м (осадка при полном водоизмещении; с учетом выступающих за линию дна частей винтов - 7,75 м);
водоизмещение (по проекту) - 18000 (стандартное)/22500 т (полное);
мощность машин (по проекту) - 150000 л.с.;
скорость (по проекту) - 34,0 узла;
дальность плавания экономическим ходом (по проекту) - 1500 миль на 34 узлах или 7500 миль на 17 узлах;
бронирование:
главный пояс (ширина 4,5 м, вертикальный, 60 % длины по ГВЛ (124,5 м)) - 150 мм (в нижней четверти пояса - утоньшение к нижней кромке до 75 мм);
траверзы главного пояса - 200 мм;
продольная переборка за главным поясом (между нижней и средней палубами - продолжает собой основную противоминную переборку) - 20 мм;
противоосколочный пояс (утолщенная обшивка борта) в оконечностях по ширине главного пояса - 25 мм;
верхний пояс (утолщенная обшивка борта; соответствует по длине главному поясу) - 25 мм;
траверзы верхнего пояса - 25 мм;
ПТЗ (максимальная глубина 4,5 м) - 10+30+10 мм;
палубы над цитаделью - 25 мм (верхняя)/75 мм (средняя)/10 и 25 мм (нижняя - соответственно плоская часть и скосы);
палуба в носу (средняя по верхней кромке пояса в носу) - 25 мм;
палуба в корме (нижняя со скосами к бортам) - 75 мм;
башни ГК - 200 мм (лоб и тыл)/150 мм (бок, передняя часть)/100 мм (бок, задняя часть, и крыша)/50 мм (пол и разделительная переборка);
барбеты башен ГК - 200 мм (над средней палубой)/25 мм (от средней до нижней палубы);
башни ЗКДБ - 25 мм (лоб, бок, тыл, крыша, пол);
барбеты башен ЗКДБ - 25 мм (над верхней палубой);
боевая рубка - 200 мм (бок)/100 мм (крыша и пол);
коммуникационная труба - 150 мм;
гнезда 37-мм автоматов и отдельные боевые посты в надстройках - 25 и 12,5 мм (соответственно вертикальная и горизонтальная броня);
дымоходы между средней и верхней палубами - 25 мм;
артиллерийское вооружение - 2х4-254х55 (по 125 выстрелов на ствол), 8х2-100х56 (по 400 выстрелов на ствол), 6х4-37х68 (по 1500 выстрелов на ствол), 16-20х70 (по 2400 выстрелов на ствол);
авиационное вооружение - 1 катапульта, 2 гидросамолета КОР-2.




С уважением. Стволяр.

альтернативы Великой Отечественной войны, альтернативный ВМФ СССР, тяжелые крейсера проекта 69, альтернативное кораблестроение, альтернативная история, тяжелый крейсер

Previous post Next post
Up