Производство брони для нужд флота в Российской империи-2.0

Apr 04, 2020 22:57

Наконец-таки доделал один подвисший на зиму материал - доработанную версию статьи о деятельности предприятий, производивших броню для Российского императорского флота, и собственно их продукции. Поскольку в итоге статья разрослась до 156 листов в "Ворде", считая перечень источников, пришлось обозвать ее уже очерком. Также из-за ограничений ЖЖ по объему материалов здесь будет выложен только начальный фрагмент данного очерка - а полная его версия будет доступна на сайтах "Самиздат" и "Альтернативная история" (соответствующие ссылки

http://samlib.ru/editors/m/matweenko_a_g/proizwodstwobronidljanuzhdflotawrossijskojimperii.shtml

http://alternathistory.com/proizvodstvo-broni-dlya-nuzhd-flota-v-rossijskoj-imperii-2-0/

прилагаются).

Производство брони для нужд флота в Российской империи






Данный очерк посвящен деятельности русских промышленных предприятий, выпускавших броню для флота, от времен зарождения броневого производства в России до прекращения существования Российской империи как государственного образования.
Основной акцент в нем сделан на хронологию освоения выпуска тех или иных типов корабельной брони, ряд статистических показателей в работе изготавливавших ее заводов, а также отдельные технические аспекты, как характеризующие качество самой брони, так и частично раскрывающие технологические процессы ее выпуска.
Определенный разнобой в стилистике подачи данных вызван различными подходами к освещению деятельности конкретных предприятий в основных использованных источниках - изданных в 1903, 1908 и 1913 годах исторических очерках развития Адмиралтейских Ижорских и Обуховского сталелитейного заводов.
Также, прежде чем перейти к основной части повествования, хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:
1) встречающиеся по тексту встречаются сугубо личные суждения автора, как носящие потенциально спорный характер, выделены курсивом;
2) поскольку в ходе работы над материалом в ряде источников были выявлены безусловные ошибки, таковые ошибки по тексту отмечены жирным курсивом;
3) основные используемые в тексте единицы измерения имеют следующие значения: фут - 0,3048 м, дюйм - 25,4 мм, пуд - 16,38 кг, метрическая тонна - 1000 кг, «длинная» (английская) тонна - 1016 кг (если нет упоминания, какая именно тонна имеется в виду, значит, его не было и в первоисточнике); при пересчете из неметрических единиц в метрические конечные цифры в ряде случаев округляются исходя из общих соображений разумной достаточности;
4) приводимые выдержки из источников, использующих старую орфографию, изложены в соответствии с современными правилами правописания, но без искажения содержания текста.

1. Первые шаги.
Испытания первых отечественных железных броневых плит, по данным Р.М.Мельникова, проводились в течение 1855 года и выявили множественные препятствия на пути формирования данной отрасли производства. Основным из них было то, что выпуск именно плит в привычном понимании в указанное время еще не удавался. Поэтому приходилось довольствоваться лишь довольно узкими железными полосами (наборной броней по выражению Мельникова).
Например, для несамоходных батарейных плотов, строившихся на Балтике в 1856 году, железные полосы поставлял царскосельский купец Мейнгард - кованые толщиной 50,8 мм и 114 мм и прокатные толщиной 25,4 мм. 114-мм полосы при этом имели длину 1,3 м и ширину 254-305 мм, 50,8-миллиметровые - соответственно 2-2,44 м и 254-305 мм, а 25,4-миллиметровые - 3,66 м и 406-431 мм. Причем порой тонкие полосы для образования необходимой толщины накладывались на защищаемые места в несколько слоев - как в случае с многослойной броней бортов, башен и рубок из 25,4-мм железа производства Ижорских заводов на мониторах типа «Ураган» (хотя для их башен 120 25,4-мм листов общим весом 4497 пудов (73,66 метрической тонны) по данным Р.В.Кондратенко были также куплены у американского завода «Альбот и сыновья» в Балтиморе).
В 1858 году после получения сведений из Англии и Франции об испытаниях там броневых плит и предстоящей закладке первых мореходных броненосцев Великий князь Константин Николаевич поднял перед императором вопрос о проведении и в России подобных исследований. В сентябре 1860 года военно-морским агентом в Англии генерал-адъютантом графом Путятиным была предоставлена информация об изготовлении на местных заводах броневых плит. Также им были высланы в Россию шесть броневых плит, из которых две железные и две стальные были изготовлены в Англии и еще две - во Франции. Их опытный расстрел дал хорошие результаты - и необходимый толчок для организации собственного броневого производства. Для нужд такового в 1860-1861 годах были отпущены средства на переоборудование и реконструкцию Адмиралтейских Ижорских заводов и Кронштадтского Пароходного завода. Кроме того, Морское министерство вело переговоры о предстоящем увеличении поставок с «Уральскими горными, Путиловским и Камско-Воткинскими» заводами. При этом Путиловский и Адмиралтейские Ижорские заводы уже с 1860 года смогли приступить к изготовлению первых образцов плит.
Чуть позже первые плиты изготовил и Кронштадтский Пароходный завод. К концу 1861 года этот завод испытал несколько плит собственного производства, расстреливая их из орудий наибольшего калибра. К сожалению, плиты заметно уступали зарубежным из-за неоднородности и плотности. Поэтому следующие плиты завод изготовил, уже произведя их отжиг. Для этого плиты после проковки нагревались в течение 18 часов докрасна и затем, засыпанные толстым слоем мелкой золы без притока воздуха, постепенно охлаждались.
Тем не менее, несмотря на подобные технологические усовершенствования, получающиеся в итоге плиты не удовлетворяли требованиям прочности. Некоторый же прогресс по данным исследований Р.В.Кондратенко наметился лишь позднее, когда приступили к постройке первого броненосного корабля Российского флота - канонерской лодки «Опыт». Данное железное судно водоизмещением в 270 тонн имело только небольшое прикрытие для 60-фунтового орудия в носовой части. Для устройства этой защиты потребовалось отковать четыре нижних плиты длиной 13 футов (3,96 м), шириной 3 фута (0,91 м) и толщиной 2,5 дюйма (63,5 мм), а также несколько верхних той же длины, но шириной уже в 4 фута (1,22 м) и толщиной 4,5 дюйма (114 мм). Две плиты общим весом 1007 пудов (16,49 метрической тонны) изготовил Кронштадтский Пароходный завод, остальные - Адмиралтейские Ижорские заводы.
Также Р.В.Кондратенко указывает, что в 1861 году броневые плиты отковывались не только Ижорскими и Пароходным заводами, но и Камско-Воткинским горным, а также заводом Берда. Однако поначалу прочность плит всех названных производителей оставляла желать лучшего. В силу этого до появления собственной качественной брони русское Морское ведомство вынуждено было закупать таковую за границей. А для планомерного испытания различных образцов брони на Волковом поле рядом с Ижорскими заводами в 1861-1862 годах был сооружен полигон.
Говоря о технологических особенностях производства брони в рассматриваемый период, необходимо отметить, что по информации Р.В.Кондратенко в те годы уже широко применялась прокатка броневых плит, хотя и считалось, что катаные плиты уступают в прочности кованым. Но принципиальных различий между данными технологиями не было, как свидетельствуют приводимые Р.В.Кондратенко сведения о процессе производства брони на двух английских предприятиях - кованой на заводе «Thames Iron Works» и прокатанной фирмой «J.Brown&C» на ее заводе «Атлас». И в том, и в другом случае заготовками для плит служили полосы толщиной 1 дюйма (25,4 мм) и шириной 6 дюймов (152 мм) у первой компании и 12 дюймов (305 мм) у второй, которые складывались вместе и в процессе неоднократной проковки либо прокатки постепенно формировались в плиты нужных размеров и толщины.
В марте 1864 года морским ведомством России было принято решение о строительстве на отечественных верфях второй серии броненосных кораблей, которые отличались бы большей боевой мощью и лучшей мореходностью. Предполагалось начать в 1864 году постройку четырех железных броненосных судов «большого ранга» и четырех судов «меньшего ранга» с тем условием, «чтоб суда и механизмы строились в России и по возможности из русских материалов, с отступлением от сего в случаях только крайней необходимости, и притом не иначе, как по особому каждый раз разрешению г. управляющего Морским министерством».
И к 1866 году обеспечить Морское министерство необходимым для выполнения данных планов металлом и броней после ряда реконструкций смогли Адмиралтейские Ижорские заводы и Камский железоделательный завод горного ведомства. А вот Кронштадтский Пароходный завод на то время в известных автору источниках в качестве производителя брони уже не фигурировал.
О деятельности Ижорских заводов будет подробно рассказано ниже. Второе же из названных предприятий, судя по имеющейся информации, было причастно на определенном этапе к выпуску исключительно железной корабельной брони. Причем в отдельных случаях объемы его поставок даже опережали таковые у будущего флагмана броневого производства в лице Ижорских заводов. Так, для башенных броненосных фрегатов «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» потребовалось по 112 плит суммарным весом около 35 000 пудов (573,3 метрической тонны) на каждый. Из них лишь по 50 плит на корабль изготовили Ижорские заводы - остальные плиты были произведены на Камском заводе.
В этой связи интересно также указание в сборнике статей «Первые русские мониторы» на то, что железную броню для башенных броненосных лодок «Русалка» и «Чародейка» изготавливали Ижорские и Воткинские заводы. Однако имеющаяся там же выдержка из журнала «Морской сборник» № 6 за 1866 год расставляет все точки над «i» в данном вопросе. Согласно ей из 116 «блиндажных плит» на обе лодки (по 399 тонн брони на каждую по данным В.Ю.Грибовского) 80 были выделаны на Камском железоделательном заводе горного ведомства, а остальные 36 - на железопрокатном заводе Адмиралтейских Ижорских заводов.
Таким образом, учитывая имеющееся в сети Интернет описание истории Камских заводов как группы производств, в которую входил и Воткинский завод, в литературных источниках, повествующих о первых русских броненосных кораблях, под «Камско-Воткинскими», «Воткинскими» и «Камским» заводом, по всей видимости, имеется в виду все-таки одно и то же предприятие - Камский железоделательный завод горного ведомства.
Говоря о Камском заводе, остается лишь добавить, что его опытные плиты по данным Р.В.Кондратенко в октябре 1865 года прошли испытания стрельбой на Волковом поле и оказались «вполне удовлетворительными», хотя и хуже плит английской фирмы «J.Brown&C».
Впрочем, в вышеназванных случаях, как и в последующих двух разделах, мы ведем речь почти исключительно о вертикальной корабельной броне (бортовая броня поясов, казематов, траверзное бронирование, плиты, защищающие стены башен, боевых рубок, дымоходы и элеваторы боезапаса). Обусловлено это тем, что на заре броненосного судостроения в России, как и во многих других странах, горизонтальному бронированию кораблей уделялось меньше внимания в сравнении с вертикальным. Так, на заложенных в 1863 году мониторах типа «Ураган» крыша башни была прикрыта лишь наложенными на железные рельсы 12,7-мм листами с отверстиями в них для вентиляции. А часть из них изначально имела только деревянный настил верхней палубы, и защитой ее от навесного огня обзавелась лишь примерно после 1876 года - для этого 12,7-мм листы брони размером 2,7х0,98 м положили в два слоя прямо на палубу. При этом для мониторов «Ураган», «Тифон», «Стрелец», «Единорог» и «Вещун» палубную броню изготовили, подогнали по месту, пронумеровали, просверлили, заготовили болты - и сдали на склад.
Однако важность надежной защиты палуб, крыш башен и боевых рубок была осознана достаточно скоро - уже в 1864 году на броненосной лодке «Смерч» верхнюю палубу и крышу боевой рубки прикрыли 25,4-мм плитами, а крышки машинных люков - даже 38,1-мм. Но броню для «Смерча» делали британские предприятия - а развитию производства горизонтальной корабельной брони непосредственно в России здесь будет посвящен отдельный раздел.

Здесь - все. А желающие читать дальше вольны пройти по предложенным ссылкам, заценить материал целиком и высказать автору критические замечания и пожелания.

С уважением. Стволяр.

гарвеевская броня, палубная броня, железная броня, броня Круппа, гарвеированная броня, корабельная броня, ОСЗ, Мариупольский завод, стальная броня, маломагнитная сталь, круппированная броня, крупповская броня, Российский императорский флот, броня Гарвея, Завод Никополь-Мариупольского общества, броня "компаунд", Российская империя, производство брони, броня Гантке, Адмиралтейские Ижорские заводы, сталежелезная броня, Ижорский завод, Обуховский сталелитейный завод, сталеникелевая броня

Previous post Next post
Up