Вот и обещанная вторая часть размышлений-расчетов - и в нее, как оказалось, чудесно лег целый ряд альт-кораблей, которые я давно ли, недавно ли изображал просто так, под настроение. А тут они вдруг возьми и соберись в единую картинку - и "Новик" с шестидюймовками, и "богатыри" с бронепоясом, и сугубо башенная "Полтава" (которая теперь уже будет и не "Полтава" вовсе по своему названию), и "Баян" с десятидюймовыми орудиями в "одноствольных" башнях.
В общем, смотрите, читайте, критикуйте то, что лежит в сокрытом.
Для начала напомню, что там у нас было по артиллерии.
Скорострельные.
120х45 (кроме предназначавшихся для вспомогательных крейсеров) - 66.
152х45 (включая 20 отправленных в 1904 году во Владивосток) - 406.
203х45 - 8 на «России» и «Громобое», 2 на «Баяне», 2 на «Храбром» и 1 запасная, итого 13.
254х45 - оценочно от 32 до 34, включая запасные (из них на кораблях было установлено 27).
305х40 - 52.
В реальности с вышеуказанной скорострельной артиллерией были построены:
а) на Балтийском море:
«Сисой Великий» (1891);
«Полтава» (1892), «Петропавловск» (1892), «Севастополь» (1892), «Адмирал Ушаков» (1892), «Адмирал Сенявин» (1892);
«Россия» (1893);
«Генерал-адмирал Апраксин» (1894), «Храбрый» (1894);
«Светлана» (1895), «Гиляк» (1895), «Пересвет» (1895), «Ослябя» (1895), «Абрек» (1895);
«Диана» (1896), «Паллада» (1896), «Аврора» (1896);
«Громобой» (1897);
«Победа» (1898), «Ретвизан» (1898), «Варяг» (1898), «Аскольд» (1898), «Баян» (1898), «Богатырь» (1898), «Амур» (1898), «Енисей» (1898);
«Цесаревич» (1899), «Бородино» (1899), «Император Александр III» (1899), «Орел» (1899), «Новик» (1899), «Боярин» (1899);
«Князь Суворов» (1901), «Жемчуг» (1901), «Изумруд» (1901), «Олег» (1901),
«Слава» (1902), «Алмаз» (1902);
«Волга» (1903), «Хивинец» (1903);
б) на Черном море:
«Три Святителя» (1891);
«Ростислав» (1894);
«Князь Потемкин-Таврический» (1897);
«Очаков» (1901), «Кагул» (1901).
Сделаем допущение, что в альтернативе:
вместо 1-203х45 (оценочно - около 55000 рублей со станком) и 18-254х45 (по 55100 рублей каждая) (предполагая, что этих орудий в реальности все же было выпущено 34 - и останется 16) были изготовлены 12-305х40 (по 87100 рублей каждая);
вместо 4 двухорудийных электрических башен орудий 152х45 реального «Ростислава» (производство ОСЗ) и 8 двухорудийных электрических башен орудий 152х45 реальных крейсеров типа «Богатырь» (2 - производство Металлического завода, 6 - ОСЗ в кооперации с МЗ) ОСЗ в кооперации с МЗ выпустил 12 двухорудийных электрических башен орудий 152х45 по проекту МЗ;
вместо 2 одноорудийных электрических башен орудий 203х45 реального «Баяна» французы сделали 2 одноорудийные электрические башни орудий 254х45;
вместо 4 двухорудийных гидравлических башен орудий 254х45 реальных «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Сенявина» Путиловский завод сделал 6 одноорудийных гидравлических башен под те же пушки;
вместо 4 реальных двухорудийных электрических башен орудий 254х45 «Пересвета» и «Осляби» Металлический завод сделал 6 одноорудийных электрических башен под те же пушки - и еще 2 таких башни изготовил «сверх плана»;
вместо 6 электрических башен 254-мм орудий реальных «Генерал-адмирала Апраксина», «Победы» и «Ростислава» изготовили 6 двухорудийных башен орудий 305х40 -4 электрических (Путиловский завод) и 2 гидравлических (ОСЗ).
При таких вводных можем получить:
а) на Балтийском море:
1891 год - «Полтава» (эскадренный броненосец в 9500 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух гидравлических башнях с 254-мм броней, 8-152х45 в каземате со 127-мм броней (при этом концевые орудия в каземате могут вести продольный огонь), броня сталеникелевая, пояс по ватерлинии в 65 % длины корпуса толщиной до 356 мм, верхний пояс в 45 % длины корпуса со 152-мм броней, скорость 16,25 узла);
1892 год - «Петропавловск», «Севастополь» (эскадренные броненосцы типа «Полтава» по 9500 тонн проектного водоизмещения); «Сисой Великий», «Генерал-адмирал Апраксин» (эскадренные броненосцы в 11000 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух гидравлических башнях с 254-мм броней, 12-152х45 в шести электрических башнях со 127-мм броней, броня Гарвея, полный пояс по ватерлинии толщиной до 279 мм, верхний пояс в 45 % длины корпуса со 152-мм броней, скорость 17,0 узлов); 2 минных крейсера типа «Улучшенный «Казарский» (конструктивно близки к реальному «Абреку», по 500 тонн проектного водоизмещения, 2-120х45 и 4-47, один палубный поворотный двухтрубный минный аппарат, двухвальная ЭУ, скорость 21,0 узел);
1893 год - «Россия» (броненосный крейсер в 9375 тонн проектного водоизмещения, нормальный/полный запас угля - 1000/1625 тонн, 2-254х45 в двух гидравлических башнях со 178-мм броней, 12-152х45 в каземате с 76,2-мм броней, 12-75х50 (станки Меллера), полный пояс по ватерлинии толщиной до 178 мм, плоская палуба по верхней кромке пояса толщиной 57,15 мм, скорость 20,0 узлов);
1894 год - «Хивинец» (конструктивно близок к реальному «Гиляку» - канонерская лодка в 1000 тонн проектного водоизмещения, 2-120х45, 4-75х50 (станки Канэ), броневая палуба 12,7 мм, скорость 12,0 узлов); 1 минный крейсер типа «Улучшенный «Казарский» (500 тонн проектного водоизмещения, аналогичен заложенным в 1892 году);
1895 год - 1 минный крейсер («Абрек») типа «Улучшенный «Казарский» (500 тонн проектного водоизмещения, аналогичен заложенным в 1892 году); «Гиляк» (канонерская лодка типа «Хивинец» в 1000 тонн проектного водоизмещения); «Светлана» (конструктивно близка к реальной «Светлане», кроме видоизмененной носовой оконечности и несколько усиленной броневой палубы - бронепалубный крейсер в 4000 тонн проектного водоизмещения, 6-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 4-75х50 (станки Меллера), броневая палуба 35 мм (плоская часть)/55 мм (скосы), скорость 20,0 узлов); «Пересвет», «Ослябя» (броненосные крейсера по 9375 тонн проектного водоизмещения, конструктивно развивают тип «России» с незначительными изменениями, нормальный/полный запас угля - 1000/1625 тонн, 2-254х45 в двух гидравлических башнях со 178-мм броней, 12-152х45 в индивидуальных казематах с 76,2-мм броней, полный пояс по ватерлинии толщиной до 178 мм, броневая палуба 50,8 мм (плоская часть)/63,5 мм (скосы)/76,2 мм (карапасы), скорость 20,0 узлов);
1896 год - «Диана», «Паллада», «Аврора» (броненосные крейсера по 9375 тонн проектного водоизмещения, конструктивно развивают тип «России» с незначительными изменениями - в частности, с электрическими, а не гидравлическими башнями ГК);
1897 год - «Громобой» (броненосный крейсер типа «Диана» в 9375 тонн проектного водоизмещения);
1898 год - «Победа» (эскадренный броненосец в 12500 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух электрических башнях с 229-мм броней, 12-152х45 в шести электрических башнях со 127-мм броней, 20-75х50 (станки Меллера), броня Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной до 229 мм, верхний пояс в 45 % длины корпуса со 152-мм броней, скорость 18,0 узлов); «Ретвизан» (эскадренный броненосец в 12500 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух электрических башнях с 229-мм броней, 12-152х45 в шести электрических башнях со 127-мм броней, 20-75х50 (станки Меллера), броня Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной до 229 мм, полный верхний пояс толщиной до 152 мм, скорость 18,0 узлов); «Баян» (броненосный крейсер в 9375 тонн проектного водоизмещения, нормальный/полный запас угля - 1000/1625 тонн, 2-254х45 в двух гидравлических башнях со 180-мм броней, 12-152х45 в каземате с 60-мм броней, 12-75х50 (станки Меллера), полный пояс по ватерлинии толщиной до 180 мм, полный верхний пояс толщиной 60 мм, броневая плоская палуба по верхней кромке пояса по ватерлинии толщиной 50 мм, скорость 20,0 узлов); «Богатырь» («броненосный разведчик при эскадре» в 6750 тонн проектного водоизмещения, 12-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 12-75х50 (станки Меллера), пояс по ватерлинии в 45 % длины корпуса со 100-мм броней, скорость 23,0 узла), «Варяг» (бронепалубный крейсер в 3500 тонн проектного водоизмещения, 6-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 4-75х50 (станки Меллера), броневая палуба 38,1 мм (плоская часть)/57,15 мм (скосы), скорость 24,0 узла), «Аскольд» (бронепалубный крейсер в 3500 тонн проектного водоизмещения, 6-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 4-75х50 (станки Меллера), броневая палуба 35 мм (плоская часть)/55 мм (скосы), скорость 24,0 узла); «Амур», «Енисей» (конструктивно близки к реальным «Амуру» и «Енисею» - минные транспорты по 2500 тонн проектного водоизмещения, 2-120х45, 4-75х50 (станки Меллера), 400 мин, броневая палуба только в районе КМУ 12,7 мм (плоская часть)/25,4 мм (скосы), скорость 18,0 узлов);
1899 год - «Цесаревич» (конструктивно близок к реальному «Цесаревичу» - эскадренный броненосец в 13250 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух электрических башнях с 250-мм броней, 12-152х45 в шести электрических башнях со 150-мм броней, 20-75х50 (станки Меллера) в казематах с 60-мм броней, броня Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной до 250 мм, полный верхний пояс толщиной до 200 мм, броневые палубы - нижняя 40 мм, батарейная 60 мм, верхняя в местах казематов 75-мм орудий (крыша казематов) 20 мм, противоминная переборка 40 мм, скорость 18,0 узлов); «Бородино», «Император Александр III», «Орел» (эскадренные броненосцы типа «Улучшенный «Ретвизан» (с заимствованием некоторых элементов «Цесаревича» - противоминная переборка, защита ПМК) в 13625 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух электрических башнях с 254-мм броней, 12-152х45 в шести электрических башнях со 152-мм броней, 20-75х50 (станки Меллера) в казематах с 76,2-мм броней, броня Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной до 229 мм, полный верхний пояс толщиной до 152 мм, броневые палубы - нижняя 38,1 мм (плоская часть)/50,8 мм (скосы), батарейная 38,1 мм, верхняя (крыша казематов 75-мм орудий) 25,4 мм, противоминная переборка 38,1 мм, скорость 18,0 узлов); «Новик» (бронепалубный крейсер в 3500 тонн (фактически - 3125 тонн) проектного водоизмещения, 6-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 4-75х50 (станки Меллера), броневая палуба 35 мм (плоская часть)/55 мм (скосы), скорость 24,0 узла); «Боярин» (бронепалубный крейсер в 3500 тонн проектного водоизмещения, 6-152х45 в палубных установках с 25,4-мм щитами, 4-75х50 (станки Меллера), броневая палуба 38,1 мм (плоская часть)/57,15 мм (скосы), скорость 23,0 узла);
1900 год - «Витязь» («броненосный разведчик при эскадре» типа «Богатырь» в 6750 тонн проектного водоизмещения, сгорел на стапеле в 1901 году);
1901 год - «Князь Суворов» (эскадренный броненосец типа «Бородино» в 13625 тонн проектного водоизмещения); «Олег» («броненосный разведчик при эскадре» типа «Богатырь» в 6750 тонн проектного водоизмещения); «Жемчуг», «Изумруд» (бронепалубные крейсер типа «Новик» в 3500 тонн проектного водоизмещения, отличаются от прототипа только применением котлов Ярроу вместо котлов Шихау, скорость 23,5 узла);
1902 год - «Слава» (эскадренный броненосец типа «Бородино» в 13625 тонн проектного водоизмещения); «Алмаз» (бронепалубный крейсер типа «Жемчуг» в 3500 тонн проектного водоизмещения);
1903 год - «Волга», «Нева» (минные транспорты типа «Амур» по 2500 тонн проектного водоизмещения);
б) на Черном море:
1891 год - «Три Святителя» (эскадренный броненосец в 12500 тонн проектного водоизмещения, 4-305х40 в двух гидравлических башнях с 305-мм броней, 12-152х45 в каземате со 127-мм броней, броня сталеникелевая, полный пояс по ватерлинии толщиной до 406 мм, верхний пояс в 45 % длины корпуса с 305-мм броней, корпус с полубаком (в корме понижен на одну палубу), скорость 17,5 узла);
1894 год - «Ростислав» (эскадренный броненосец типа «Три Сятителя» в 12500 тонн проектного водоизмещения, отличается от прототипа только применением брони Гарвея);
1897 год - «Князь Потемкин-Таврический» (эскадренный броненосец в 12500 тонн проектного водоизмещения, конструктивно развивает тип «Трех Святителей», 4-305х40 в двух электрических башнях с 254-мм броней, 12-152х45 в каземате со 127-мм броней, 20-75х50 (станки Меллера) в казематах с 76,2-мм броней, броня Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной до 229 мм, полный верхний пояс толщиной до 152 мм, корпус с полубаком (в корме понижен на одну палубу), скорость 17,5 узла);
1901 год - «Очаков», «Кагул» («броненосные разведчики при эскадре» типа «Богатырь» в 6750 тонн проектного водоизмещения).
Также предполагается перевооружение до или во время войны с Японией следующих кораблей:
«Адмирал Нахимов» - на 4-203х45, 8-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Память Азова» - на 4-203х45, 8-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Рюрик» - на 4-203х45, 8-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Адмирал Корнилов» - на 10-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Дмитрий Донской» - на 6-152х45 и 8-120х45 (позже плюс 4-75х50 (станки Меллера));
«Владимир Мономах» - на 4-152х45 и 8-120х45 (позже плюс 4-75х50 (станки Меллера));
«Минин» - на 6-152х45 и 6-75х50 (станки Канэ);
«Генерал-адмирал» - на 4-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Герцог Эдинбургский» - на 4-152х45 и 4-75х50 (станки Меллера);
«Князь Пожарский» - на 4-120х45;
«Память Меркурия» - на 6-120х45;
«Бобр» - на 2-120х45 и 2-75х50 (станки Меллера);
«Сивуч» - на 2-120х45 и 2-75х50 (станки Меллера).
Кроме того, в 1903 году предполагается довооружить орудиями 75х50 на станках Меллера 3 броненосные канонерские лодки типа «Грозящий» (по 4 на каждую) и 5 эскадренных броненосцев типов «Полтава» и «Сисой Великий» (по 4 на каждый).
В результате:
суммарный проектный тоннаж предлагаемых альт-кораблей на 154 тонны меньше реального;
на корабли оказываются пристроены все имеющиеся в данной альтернативе 406-152х45, 12-203х45, 16-254х45 и 64-305х40. А из 66-120х45 даже еще остается 16 орудий, которые с началом войны можно «потратить» на вооружение вспомогательных крейсеров.
С уважением. Стволяр.