Башни последних преддредноутов русского флота

Aug 20, 2024 23:30

В отличие от многих других башенных установок, данные по весовым составляющим двухорудийных башен орудий 305х40 для линейных кораблей типов «Андрей Первозванный» и «Евстафий» в открытых источниках довольно обширны и позволяют сделать сравнительно точные выводы об их весах, не прибегая к замерам по чертежам и соответствующим вычислениям. Меньше информации имеется в отношении двухорудийных башен орудий 203х50 для линейных кораблей типа «Андрей Первозванный» - и применительно к ним линейкой и калькулятором воспользоваться все же придется.




А что именно получится в результате - зрим в сокрытом.


1. Прежде всего, определимся с весами орудий, стоявших в этих башнях - они потребуются в дальнейшем для некоторых вычислений.
В предыдущем материале по «башенной» тематике, посвященной установкам броненосного крейсера «Рюрик» (II), с массой ствола с затвором у орудия 203х50 мы уже разобрались - она составляла 14380 кг (или 14,15 английской тонны).
В отношении  орудия 305х40 «постцусимского образца» А.Б.Широкорад в «Энциклопедии отечественной артиллерии» (Минск, 2000 год, стр. 433) указывает, что у таких пушек, выпускавшихся в 1914-1917 годах, их вес с затвором составлял 44250 кг.
Л.И.Амирханов в статье «Башенные установки линкоров типа «Андрей Первозванный» также называет массу ствола орудия 305х40 с затвором в 44250 кг.
Этим значением, соответствующим 43,55 английской тонны, далее и будем пользоваться при необходимости.

2. Двухорудийные башни орудий 305х40 линейных кораблей типа «Андрей Первозванный».
В книге Р.М.Мельникова «Эскадренный броненосец «Андрей Первозванный». Последние броненосцы Российского флота» (Москва, 2017 год) указывается:
стр. 60 - броня вращающихся частей башен орудий 305х40 - общий вес брони вращающейся части (7 плит по 8 дюймов (203 мм), 1 плита (задняя) 10 дюймов (254 мм), крыша 2,5 дюйма (63,5 мм), подшивка 4 дюйма (102 мм)) - 159 тонн, неподвижная броня подачных труб (5 и 4 дюйма (172 и 102 мм)) - нижний ярус 35 тонн (носовая) и 32,6 тонны (кормовая), верхний ярус 66,7 тонны (носовая) и 61 тонна (кормовая);
стр. 62 - вес брони носовой башни орудий 305х40 - 260,7 тонны, кормовой - 252,6 тонны, вес конструкции и механизмов каждой башни без орудий - 224 тонны.
Л.И.Амирханов в статье «Башенные установки линкоров типа «Андрей Первозванный» приводит такие данные о башнях главного калибра этих кораблей:
12-дюймовые башни (броня - лоб и бок 203 мм, тыл 254 мм, крыша 63,5 мм) - масса носовых установок 476,5 тонны, масса кормовых установок 471,5 тонны.
Но со всеми этими цифрами не в полной мере коррелируют данные из другого, куда более подробного источника сведений о рассматриваемых башнях - а именно фундаментального труда А.Г.Дукельского «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России в 1886-1917 гг.» (Москва, 1931 год).
Так, с одной стороны, на странице 250 работы А.Г.Дукельского указывается, что у линейных кораблей типа «Андрей Первозванный» по журналу МТК № 24 от 1905 года вес корпуса башни, механизмов, двигателей и пр. (в английских тоннах) составлял 224 тонны как у носовой, так и у кормовой башни орудий 305х40.
Однако на странице 256 указан также действительный вес башен орудий 305х40 «Андрея Первозванного» - 13536 пудов 37,875 фунта (около 218 тонн (так в источнике) - а если точнее, то примерно 218,24 английской тонны или 221,735 метрической тонны) на башню.
Исходя из этих данных, становится также понятным, откуда у А.Б.Широкорада в «Энциклопедии отечественной артиллерии» (Минск, 2000 год, стр. 437) появилась цифра полного веса установки двухорудийных башен орудий 305х40 линейных кораблей типов «Андрей Первозванный» и «Евстафий» (броня - лоб и бок 203 мм, тыл 254 мм (у линкоров типа «Евстафий» - 254 мм кругом), крыша 63,5 мм), составляющая 221719 кг - он просто перевел в килограммы вышеуказанное целое значение массы в пудах (13536 пудов=221719,68 кг) и округлил его до последней целой цифры.
Кроме того, на странице 250 у А.Г.Дукельского сказано, что у линейных кораблей типа «Андрей Первозванный» броня башен орудий 305х40 по журналу МТК № 24 от 1905 года имела вес (в английских тоннах, цифры в скобках - после окончательного перерасчета весов):
вертикальная броня (8 и 10 дюймов (203 и 254 мм)) - носовая 119 (118) тонн, кормовая 119 (118) тонн;
броня крыши (2,5 дюйма (63,5 мм)) - носовая 30 (26,5) тонн, кормовая 30 (26,5) тонн;
подшивка под башню (4 дюйма (102 мм)) - носовая 10 (11) тонн, кормовая 10 (11) тонн;
броня подачных труб верхняя - носовая 60 тонн, кормовая 57 тонн;
броня подачных труб нижняя - носовая 33,5 тонны, кормовая 31,5 тонны;
вес всей брони для одной башни - носовая 252,5 (249) тонны, кормовая 247,5 (244) тонны;
вес корпуса башни, механизмов, двигателей и пр. - носовая 224 тонны, кормовая 224 тонны;
всего - носовая 476,5 (473) тонны, кормовая 471,5 (467) тонны.
Таким образом, у Р.М.Мельникова и Л.И.Амирханова значения массы броневой защиты этих башен - фактически ранние проектные, до соответствующих более точных подсчетов.
При этом у А.Г.Дукельского на странице 251 даны реально полученные на практике значения массы брони башен орудий 305х40 линейных кораблей типа «Андрей Первозванный»:
действительный вес вертикальной брони кормовой башни «Андрея Первозванного» - 7198 пудов (теоретический вес по расчетам Металлического завода 7167 пудов, с гужонами 7305 пудов);
действительный вес броневой подшивки:
«Андрей Первозванный» - 1-я башня 681 пуд 30 фунтов, 2-я башня 698 пудов;
«Император Павел I» - 1-я башня 701 пудов 30 фунтов, 2-я башня 694 пуда 10 фунтов;
вес брони крыш тот же, что у «Евстафия» и «Иоанна Златоуста» (по 26,5 английской тонны на каждую башню).
Суммируя все вышеперечисленные сведения, представляется возможным привести следующую примерную раскладку по весам двухорудийных башен орудий 305х40 линейных кораблей типа «Андрей Первозванный» и их отдельных элементов:
вес орудий - 2х43,55=87,1 английской тонны;
вес башенной установки - 218,24 английской тонны;
вес брони вращающейся части башни (усредненный для всех четырех башен рассматриваемых кораблей из расчета 7200 пудов (вертикальная броня), 694 пуда (подшивка) и 1617,75 пуда (крыша)) - 153,35 английской тонны;
вес брони барбета - носовая башня 60+33,5=93,5 английской тонны, кормовая башня 57+31,5=88,5 английской тонны.
Итого:
371,59 английской тонны для вращающейся части башни с броней и без орудий;
458,69 английской тонны для вращающейся части башни с броней и двумя орудиями 305х40;
465,09 английской тонны для носовой башни и 460,09 английской тонны для кормовой башни с броней, включая броню барбета, и без орудий;
552,19 английской тонны для носовой башни и 547,19 английской тонны для кормовой башни с броней, включая броню барбета, и двумя орудиями 305х40.

3. Двухорудийные башни орудий 305х40 линейных кораблей типа «Евстафий».
По данным  из книги А.Г.Дукельского «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России в 1886-1917 гг.» (Москва, 1931 год, стр. 250) веса башенных установок орудий 305х40 «Евстафия» и «Иоанна Златоуста» по проекту составляли 224 тонны (очевидно, английской), но фактически из-за более коротких подачных труб, чем у линейных кораблей типа «Андрей Первозванный», были меньше на 3 тонны на одну башню.
Однако тут следует отметить, что более короткие подачные трубы были только у кормовых башен черноморских линкоров. Носовые же имели примерно равные габариты с аналогичными башнями балтийской пары преддредноутов.
В этой связи, зная также, что по факту вместо 224 английских тонн реальный вес установок линкоров типа «Андрей Первозванный» составил 218,24 тонны, можно предположить, что действительная масса установок орудий 305х40 линкоров типа «Евстафий» составляла, видимо, около 218 английских тонн для носовой башни и около 215 английских тонн для кормовой башни.
В отношении массы бронирования этих башен А.Г.Дукельским также приведены точные сведения:
вертикальная броня башни (10 дюймов (254 мм)), включая броневые болты, броневую дверь и ее направляющие - по проекту 284 тонны на обе башни (фактически «Евстафий» - 283,15 тонны, «Иоанн Златоуст» - 281,32 тонны);
броня крыши (2,5 дюйма (63,5 мм)), включая броневые крышки над амбразурами - по проекту 60 тонн на обе башни (фактически «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» - по 53 тонны на обе башни);
броневая подшивка (3 дюйма (76,2 мм)) - по проекту 15 тонн на обе башни (фактически «Евстафий» - 16,42 тонны на обе башни, «Иоанн Златоуст» - 16,57 тонны на обе башни);
броня подачных труб - по проекту 229 тонн на обе башни (фактически «Евстафий» - 220,87 тонны на обе башни, «Иоанн Златоуст» - 219,08 тонны на обе башни);
всего - по проекту 588 тонн на обе башни (фактически «Евстафий» - 573,44 тонны на обе башни, «Иоанн Златоуст» - 569,97 тонны на обе башни).
Суммируя все вышеперечисленные сведения, представляется возможным привести следующую примерную раскладку по весам двухорудийных башен орудий 305х40 линейных кораблей типа «Евстафий» и их отдельных элементов:
вес орудий - 2х43,55=87,1 английской тонны;
вес башенной установки - 218 английских тонн для носовой башни и около 215 английских тонн для кормовой башни;
вес брони вращающейся части башни (усредненный для всех четырех башен рассматриваемых кораблей) - 175,865 английской тонны;
вес брони барбетов (усредненный, оценочно) - около 146,975 английской тонны для носовой башни и около 73 английских тонн для кормовой башни.
Итого (данные через черту - соответственно для носовой/кормовой башни):
393,865/390,865 английской тонны для вращающейся части башни с броней и без орудий;
480,965/477,965 английской тонны для вращающейся части башни с броней и двумя орудиями 305х40;
537,84/463,865 английской тонны для башни с броней, включая броню барбета, и без орудий;
624,94/550,965 английской тонны для башни с броней, включая броню барбета, и двумя орудиями 305х40.

4. Двухорудийные башни орудий 203х50 линейных кораблей типа «Андрей Первозванный».
Здесь изначально хотелось бы обратить внимание на некоторые сводные показатели как для 12-дюймовых, так и для 8-дюймовых башен этих кораблей.
Так, Р.М.Мельниковым в работе «Линейный корабль «Император Павел I» (1906-1925 гг.)» (Санкт-Петербург, 2005 год) для названного линкора называется вес «устройства башен» (всех) в английских тоннах - 1126 тонны.
Кроме того, в книге Р.М.Мельникова «Эскадренный броненосец «Андрей Первозванный». Последние броненосцы Российского флота» (Москва, 2017 год) на странице 58 для проекта линейного корабля «Андрей Первозванный» с водоизмещением 16483 тонны и с вооружением из 4-305, 12-203 (в шести башнях) и 20-120 указывается вес устройств механизмов 305-мм и 203-мм башен - 852 тонны (по проекту и действительный), их брони - 998,7 тонны (по проекту) и 1041,2 тонны (действительный). Также по данным на странице 60 данной книги общий вес брони вращающихся частей башен орудий 203х50 (лоб и тыл 6 дюймов (152 мм), бок 5 дюймов (127 мм), крыша 2 дюйма (50,8 мм), подшивка 2 и 3 дюйма (50,8 и 76,2 мм)) - 85 тонн.
С.И.Титушкин в таблицах к статье «Русская корабельная артиллерия в 1904-1917 гг.» («Судостроение», 1992 год, № 5, стр. 50-55) называет вес двухорудийных башенных установок для орудий 203х50 - 440 тонн.
Но, как уже было выяснено ранее, данный автор, очевидно, указывает вес таких башен не на кораблях, а в береговых установках, после того, как эти башни уже в советское время были сняты с «Рюрика», «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» и в 1925-1927 годах установлены на фортах Кронштадта, получив обозначение МБ-2-8. По данным И.И.Бунеева и Е.М.Васильева («Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота», Санкт-Петербург, 1995 год, стр. 23) и А.Б.Широкорада («Энциклопедия отечественной артиллерии», Минск, 2000 год, стр. 1083 и 1085) масса башенных установок МБ-2-8 (причем именно снятых с линкоров типа «Андрей Первозванный») составляла 446 тонн.
В.П.Костенко в книге «Броневая защита боевых кораблей» (том II «Технология брони и конструкция броневой защиты», Москва, 1949 год, стр. 86) называет вес вращающейся части двухорудийной башни орудий 203х45 (так в источнике) линкора «Андрей Первозванный» - 203 тонны (броня - 150 мм стены, 50 мм крыша). В данном случае имеется в виду вес установки с броней и двумя орудиями. Соответственно, вес вращающейся части башни с броней и без орудий должен был бы составлять 203-(2х14,15)=174,7 английской тонны.
А.Г.Дукельский в книге «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России в 1886-1917 гг.» (Москва, 1931 год) на странице 269 приводит окончательные теоретические веса 8-дюймовых башен «Андрея Первозванного» (только в части веса брони):
вертикальная броня башен 6/5 дюймов (152/127 мм) с плитой броневой двери 6 дюймов (152 мм), с броневыми болтами - 4090 пудов (66 тонн, а если точнее, то 65,94 английской тонны);
броня крыши - 745 пудов (12 тонн, а если точнее, то 12,01 английской тонны);
броневая подшивка шельфа 3/2 дюйма (76,2/50,8 мм) - 358 пудов (5,8 тонны, а если точнее, то 5,77 английской тонны).
Если отнять суммарный теоретический вес брони (65,94+12,01+5,77=83,72 английской тонны) от веса вращающейся части башни с броней и без орудий (174,7 английской тонны), то получим вес собственно башенной установки орудий 203х50 линкоров типа «Андрей Первозванный», равный 90,98 тонны.
Однако есть и еще одни данные - Л.И.Амирханов в статье «Башенные установки линкоров типа «Андрей Первозванный» применительно к 8-дюймовым башням данных кораблей говорит о массе носовых установок в 236 тонн и массе кормовых установок в 235 тонн (броня - лоб и тыл 152 мм, бок 127 мм, крыша 50,8 мм). Если проводить аналогии с башнями орудий 305х40, также рассматривавшимся в этой же статье, то это, возможно, должен был быть вес башни с броней, включая броню барбета, и без орудий.
Помочь выяснить, сколько же весили барбеты башен орудий 203х50 линкоров типа «Андрей Первозванный», помогут данные А.Б.Широкорада из «Энциклопедии отечественной артиллерии» (Минск, 2000 год, стр. 409), согласно которым длина этих башен составляла 7800 мм (30 футов 7 дюймов; как показали последующие замеры, это длина по вертикальной броне, без учета выступающих частей), а ширина 5016 мм (16 футов 5,5 дюйма).
Отталкиваясь от этих известных размеров, по чертежам удалось установить, что у башен орудий 203х50 линкоров типа «Андрей Первозванный»:
высота вертикальной башенной брони - в лобовой части около 8 футов 3 дюймов (2,5146 м), в тыльной части около 10 футов 3 дюймов (3,1242 м);
внешний диаметр барбета - около 15 футов 6 дюймов (4,7244 м);
высота барбета - около 10 футов 10 дюймов (3,302 м)

Как видно, в сравнении с английским башнями «Рюрика» (II) для орудий 203х50 русские двухорудийные 8-дюймовые башни были просто гигантскими - особенно по длине (7,8 м против 6,7818 м, разница более метра) и высоте (в тыльной части 3,1242 м против 2,5908 м, разница более полуметра). Выигрывали наши башни, да и то незначительно, лишь по ширине и по диаметру барбета.

Впрочем, вернемся к весам башен «Андрея Первозванного». Получившаяся у меня масса брони по счислению при принимаемой расчетно плотности крупповской брони 7,985 метрической тонны на метр кубический и хромоникелевой брони (крыша и пол башни) 7,95 метрической тонны на метр кубический вышла следующей:
152-мм вертикальная броня башни - 32,64 метрической тонны;
127-мм вертикальная броня башни - 31,26 метрической тонны;
50,8-мм броня крыши - 13,03 метрической тонны;
50,8-мм броня подшивки - 1,63 метрической тонны;
76,2-мм броня подшивки - 4,88 метрической тонны;
102-мм броня барбета - 38,9 метрической тонны.

Переводя 32,64+31,26+13,03+1,63+4,88=83,44 метрической тонны брони башни и 38,9 метрической тонны брони барбета в английские тонны, получаем соответственно 82,13 и 38,29 английской тонны.

Отнимая эти значения от данных Л.И.Амирханова (236 и 235 английских тонн), получим соответственно 115,58 английской тонны для носовых и 114,58 английской тонны для кормовых башен. С расчетными значениями массы башенных установок у В.П.Костенко (90,98 тонны) это мало коррелирует. Но если предположить, что в веса 8-дюймовых башен Л.И.Амирханов включил и массу их орудий (по 28,3 английской тонны на башню), то 115,58-28,3=87,28 английской тонны у носовых и 114,58-28,3=86,28 английской тонны у кормовых установок - это кажется уже куда ближе к истине.

Что же касается данных Р.М.Мельникова о 852 английских тоннах на две 12-дюймовые и шесть 8-дюймовых башен проекта «Андрея Первозванного», то при вычитании их указанной цифры ранних проектных весов башен орудий 305х40 (2х224 английских тонны) получим остаток в 404 английских тонны - или по 67,33 английских тонны на каждую из шести башен орудий 203х50. Опять-таки, это значение выглядит малореальным.
Со значением 1126 английских тонн для всех башен «Императора Павла I» у того же Р.М.Мельникова тоже есть неясности. Это значение подается в книге как фактическое после завершения постройки корабля. Но если отнять от него действительные веса башен орудий 305х40 (2х218,24 английской тонны), получим 689,52 английской тонны (или по 172,38 английской тонны на башню) - слишком много на четыре 8-дюймовые башни без брони и орудий.
Единственное предполагаемое объяснение у меня в данном случае - то, что вес каждой башни орудий 203х50 здесь все-таки посчитали с броней вращающейся части (как с расчетными 174,7 английской тонны на основе данных В.П.Костенко). И если отнять от 172,38 английской тонны теоретический вес брони в 83,72 английской тонны, приводившийся А.Г.Дукельским, то выйдет 88,66 английской тонны, а если мои расчетные 82,13 английской тонны - то и вовсе 90,25 английской тонны веса башенной установки, опять-таки очень близкие к расчетным данным на основе сведений В.П.Костенко (90,98 английской тонны).

Таким образом, учитывая все вышесказанное, я бы предположил, что вес непосредственно установок двухорудийных башен орудий 203х50 линейных кораблей типа «Андрей Первозванный» составлял около 91 английской тонны для каждой из носовых и около 90 английских тонн для каждой из кормовых башен.
Впрочем, возможно, что небольшая разница в весе носовых и кормовых установок все же приходилась на бронирование их барбетов, вес которого мог быть несколько различным из-за местных условий размещения башен и их адаптации к точной высоте межпалубных пространств. В таком случае для предположительного веса и носовых, и кормовых установок следовало бы принять меньшую из предложенных цифр - около 90 английских тонн.

С уважением. Стволяр.

эскадренный броненосец, "Евстафий", "Рюрик" (II), Российский императорский флот, "Иоанн Златоуст", "Император Павел I", Российская империя, корабельная артиллерия, корабли Российского императорского флота, "Андрей Первозванный", кораблестроение, башенные установки, броненосный крейсер, линейный корабль

Previous post Next post
Up