После Малого (Бага) гранитного массива сегодня у нас на повестке дня был Большой (Их). Только одно это слово в названии и поменялось. Можно было высказать претензии к местным жителям, которые не потрудились придумать имя пооригинальнее. Но, во-первых, массивы явно с давних пор воспринимались именно парой (несмотря на расстояние между ними), а во-вторых, размеры Их Газарын Чулуу действительно, были в два раза больше - 300 квадратных км против вчерашних 150 км.
13.08.2023. Воскресенье (183 км). Поскольку накануне мы хорошо выспались, то проснулись довольно рано, в 5-30 по новосибирскому времени (в 6-30 по местному). Не спеша доехали до Их Газарын Чулуу.
Растительность вдоль дороги
Массив был в два раза больше, чем Бага Газрын Чулуу (уже не 10 х 15 км, а 15 х 20 км). Если вчерашний стал виден, когда навигатор показывал еще 20 км до цели, то сегодняшний появился на горизонте за 30 км (по прямой, конечно, было меньше, ибо дорога петляла так, что километраж выходил как минимум в два раза больше прямого расстояния).
Массив на карте Генштаба (1:500000)
По причине воскресенья гранитный массив был полон народу и машин. Машины были в основном местные, но мелькало много и улан-баторских, и южно-гобийских номеров. Машины сновали взад-вперед, выгружая одну семью за другой. По всей территории массива были проложены дороги, везде стояли знаки, указывающие направление движения. Следуя рекомендациям этих знаков, народ подъезжал к очередной достопримечательности, выгружался, лез на/в/под эту достопримечательность, фотографировался и ехал дальше.
На краю стоянки у очередной достопримечательности
Геологическая карта свидетельствовала, что оба гранитных массива, и сегодняшний, и вчерашний, относятся примерно к одному и тому же возрасту - мезозойской эре (триас-юра). Но было одно отличие: цвет Их Газарын Чулуу соответствовал обозначению щелочных гранитов.
Щелочные мезозойские граниты (геологическая карта Центральной Азии 1:2500000)
Массивы разительно отличались друг от друга. В Бага Газрын Чулуу вас встречали преимущественно блинчики разных размеров, как будто силы выветривания работали в основном в горизонтальной плоскости. В Их Газарын Чулуу блинчики, конечно, тоже попадались (иногда), но основной плоскостью здешнего рельефа была вертикаль.
Редкий случай блинчиков
Основная форма рельефа
Можно было, конечно, предположить, что преобладающие ветра по разные стороны от трассы дуют как-то совсем по-разному. И ладно бы, если в разных направлениях, но и в разных плоскостях, так сказать. Но в это почему-то слабо верилось. Поэтому я считаю, что основная причина таких отличий внешнего вида скал связана именно с разницей состава гранитов. Или, по крайней мере, сыграла она тут далеко не последнюю роль.
Но, так или иначе, а окружали нас странные вытянутые фигуры, которые наверняка заслужили бы похвалу самого Эль Греко.
Дружная компания
Не знаю, как вам, а мне стразу вспомнилось «Возвращение блудного сына»
«Возвращение» крупнее
Кроме элементов вертикального растрескивания, попадались и фигуры округлых очертаний - шары, эллипсы и «яйца». Собственно, для гранита это довольно характерная форма, образующаяся при десквамации.
Под «шаром» образовалось треугольное оконце
Яйцо птицы Руух
А еще нам попалось очень интересное место, где скальная стенка вверху и внизу была представлена крупными плавными отдельностями, а в середине - почему-то мелкими. Хотя порода была на беглый взгляд одна и та же (с молотком мы, понятное дело, не ходили - Их Газарын Чулуу имеет статус особо охраняемой территории). Адепты теории палеоконтакта объяснили бы это просто: вначале пришельцы сложили фундамент стены из огромных каменных блоков, на нем древние строители (уже люди) построили стену из кирпича, но пришельцам это не понравилось, и сверху они добавили еще слой блоков. По-моему, очень логичное объяснение…
Общий вид странной стены
Граница между «блоками» и «кирпичами»
И как бы в подтверждении этой гипотезы, на вершине этого образования лежал камень, жутко напоминающий верхнюю часть черепа с глазницами - ну, не иначе, пришелец остался наблюдать за землянами! А справа от него на наклонной плоскости лежали два камня, опровергающие закон всемирного тяготения: казалось, что они не должны удержаться при таком наклоне и просто обязаны соскользнуть вниз! Так что эта скала - явно рукотворное образование!
Череп и камешки
Череп крупно
Ученые скрывают: Ньютон ошибался!
Моя домашняя заготовка (встать где-нибудь лагерем и степенно обойти массив пешком) тут же провалилась. Расстояние от одной интересной точки до другой измерялось километрами, а идти, глотая пыль от проносящихся рядом машин - удовольствие ниже среднего. Поэтому мы влились в общий автомобильный поток и закружились по массиву в сложном вальсе, регулируемый белыми стрелками на знаках.
С одной стороны, воскресное столпотворение слегка раздражало - все-таки хотелось побыть наедине с природой, а не в шумной компании. С другой стороны, толпы отдыхающих являлись прекрасным ориентиром, если ты не сразу понимал, куда смотреть или куда лезть - просто туда же, куда и все остальные!
На этой скале сразу две «точки интереса»:
камень в виде плоской крыши (в этот «домик» залезают все)
и арка на самом верху (туда добираются немногие)
Арка крупно
Именно благодаря шумным местным жителям я попал в пещеру Эхийн умай. С одной стороны, Умай - это имя древней богини плодородия. Но с другой стороны, это слово имеет и более земное значение: эхийн умай - материнское чрево (утроба матери). Полагалось влезть с одной стороны и, пройдя пещеру насквозь, выбраться с другой. На информационном стенде значилось, что каждый, кто совершит это действо, символически снова рождается на свет и очищается от всех грехов. Понятно, что желающих получить второе рождение, было хоть отбавляй.
Так выглядит вход в Эхийн умай
В научных статьях удалось найти следующие данные по поводу культа пещер и Умай: Образ божества Умай получил самое широкое распространение у тюрко- и монголоязычных народов. Выделяют несколько значений: а) женское божество; б) богиня-покровительница детей; в) термином умай могли обозначаться: плацента и чрево матери.
Следствием почитания материнского чрева (эхын умай), выступающего в качестве порождающего начала, использовались природные объекты, напоминающие женские детородные органы, выполняющие функции вместилища душ детей, например, пещеры, которые тоже назывались эхын умай. Культ этих пещер является своего рода иллюстрацией существовавшего господства женщины, когда древние люди проводили ритуалы в честь матери-прародительницы. У бурят до нашего времени сохранилась функция испрашивания у пещеры ребенка. Верующие бездетные женщины посещают культовое место …, которое представляет собой большой горный комплекс с отдельными священными скалами, воротами, пещерами. Здесь они влезают в маленькую пещеру «Умай» и стремятся отщепить кусочек камня - душу или зародыш будущего ребенка.
Выход находится с другой стороны скалы (там, где люди спускаются)
Подобными пещерами в качестве аналога материнского лона могли пользоваться и мужчины. В более ранние времена данные пещеры обладали функциями инициаций и использовались в обрядах рождений / перерождений.
На сегодня сохранилось представление о получении у пещер не только ребенка, но и благодати в виде достатка, здоровья и т. д. Например, считается, что «тот, кто проползет через эхын умай пещеры, тот станет здоровым, богатым и многодетным».
Выходило, что отношение людей и пещер было более сложным, чем описывал информационный стенд у входа, но наши современники в научные труды не залезали, и пещеру проходили не в почтительном молчании, а весело и шумно.
Вообще, вся эта местность так и дышала сексуальной символикой. Нам приходилось бывать на разных гранитных массивах, и мы знаем, что выветривание способно создать почти любые причудливые формы. Но именно здесь, в Их Газарын Чулуу, концентрация мужских и женских символов была максимальной. Со всех сторон на вас смотрели лингамы и йони, ступы и пестики, выступы и впадины, длинные обелиски и узкие щели. Народ обоих полов и всех возрастов от души веселился, садясь верхом на огромные фаллосы или забираясь в узкие отверстия. Это был всеобщий семейный праздник плодородия (или плодовитости, что точнее).
Скала с отверстием
Она же вблизи
Этот «фаллос» пришлось долго караулить, чтобы сфотографировать…
… поскольку на нем постоянно кто-то сидел
Кроме Эхийн умай я пролез еще через одну пещеру (пишут, что всего их на массиве около 40), называемую Тоонот агуй. Она тоже была сквозная, и ее тоже полагалось пройти с одного конца до другого, хотя в ее названии уже никаких намеков на детородные органы не было. Тооно - это отверстие дымохода в юрте. Собственно, на дымоход выход из пещеры был похож лишь в том смысле, что вылезать приходилось вверх.
Там было довольно круто, и наверху стоял человек, помогавший всем забраться по камням (доброволец из числа туристов, или это его работа - не знаю). Чтобы доказать, что русские в посторонней помощи не нуждаются, я отказался от протянутой руки и вылез самостоятельно. Правда, камеру пришлось в этом момент выключить, чтобы освободить обе руки, так что документально подтвердить сие деяние я не могу.
У входа
Вход чернеет слева внизу, а выход - по центру кадра, где люди стоят на площадке
Вдоволь насмотревшись на гранитные куражества, мы засобирались назад, к Мандалгови. Ехать в обратную сторону было еще проще - падаешь на чей-нибудь хвост, и навигатор вообще не нужен. По дороге увидели еще один грузовик, сидящий по оси в песке - уже в другом месте. Его экипаж сидел рядом и, судя по безмятежным выражениям лиц, думал о вечном. Видимо подобная ситуация здесь не редкость. Сами мы этот участок проскочили традиционно с разгона на заднем приводе и давлении 1,4.
Флора Их Газарын Чулуу
В Мандалгови навигатор указал нам три гостиницы, из которых две оказались наглухо закрытыми, а в третьей не было мест. Это была наша первая и единственная за поездку попытка найти жилье. Собственно, сами гостиницы как таковые нас не интересовали, но после нескольких очень жарких и очень пыльных дней захотелось принять горячий душ. Но не вышло.
В кафешке у дороги заказали цуйван (лапшу с мясом). Ждали долго, гораздо дольше, чем в привычных чайных. Видимо как раз для скрашивания ожидания на стене висела картина, полная различных исторических персонажей, и можно было скоротать время, узнавая знакомые лица.
Картина в стиле Глазунова, для тех, кто долго ждет свой цуйван
Как уже упоминал, мы всегда заказывали одну порцию на двоих, поскольку съесть монгольскую порцию в одиночку почти невозможно. В основном к нашему пожеланию относились с пониманием, и иногда даже приносили заказ в двух тарелках. Иногда порцию в тарелке и вторую чистую тарелку (подразумевалось, что разделим сами). И наконец, иногда перепадала только одна тарелка, но даже в этом случае вилок / ложек приносили две.
За соседним столом сидел молодой мужчина, тоже заказавший цуйван. Он был весьма крепкого сложения, тем не менее, съел только половину своей порции. И так поступали многие. Зачем тогда делать порции столь большими, если не только интуристы, но и сами монголы не могут их осилить?
Долгожданный цуйван (одна порция)
Переход к следующей записи Возбуждающий гранит, или Как родиться снова
Родиться заново, став здоровым и богатым, а заодно и очиститься от всех грехов - всё возможно здесь, на самом эротичном гранитном массиве Их Газарын Чулуу! Отбросьте ханжество, и добро пожаловать на семейный праздник плодородия!
You can watch this video on www.livejournal.com