Водопад Улаан-Цутгалан
Когда мы были в Хархорине в первый раз, то собирались съездить на водопад Улаан-Цутгалан, но нас отговорили. Сказали, что водопад можно и в интернете посмотреть, а лучше остаться на открытие фестиваля «Шелковый путь». Мы поддались на уговоры и остались на открытие (собственно, не пожалели - было интересно). Но водопад оставался в «долгах», и мне хотелось с ним «рассчитаться».
Продолжается 09.08.2023. Среда. Навигатор предложил путь напрямую от Хархорина, но у меня был записан совет из Сети, что вначале надо доехать по асфальту до Хужира, потом по грунтовке до Бат-Улзия, и уже потом по лавовым полям до водопада. Поэтому мы доехали до Хужирта (асфальт разного качества, от хорошего до сильно ямчатого), и уже потом включили навигатор.
Грунтовка тоже была очень разная. Отдельные участки были просто прекрасно укатаны, другие же сильно разбитые, оплывшие, или наоборот, сильно каменистые и тряские. Во многих местах шли дорожные работы, повсюду гудели самосвалы и экскаваторы. В целом было впечатление, что старую дорогу основательно размыло, и теперь ее усиленно восстанавливали.
Самый лучший участок дороги: не удержались, чтобы не снять
Видимо из-за этого наш навигатор больше, чем обычно для него, путал старые и новые колеи, пытался изображать скользящие петли вокруг холмов и заставить ездить кругами. В одном месте мы реально заблудились по его подсказкам, и мне пришлось идти к пастухам спрашивать дорогу.
Река Орхон
Из-за этого мы ехали все медленнее, петляя, и несколько раз возвращаясь назад. Но именно благодаря этому «петлянию», мы наткнулись на Тэмээн чулуун. Про этот памятник я ничего не знал, и если бы мы ехали по «правильной» дороге, то проскочили бы мимо - снизу камни на холме были не видны. Из надписи на щите следовало, что памятник является объектом культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО, и включает несколько гробниц квадратной формы, датируемых эпохой бронзы (III-I тыс. до н.э.), а также оленные камни.
Археологический памятник Тэмээн чулуун
Оленные камни мне не попались - либо рисунки уже стерлись, либо их (плиты) увезли в музеи. Но сами гробницы стояли и производили потрясающее впечатление. Их было, наверное, пара десятков, с каменными оградами квадратной и прямоугольной формы. Они стояли почти в ряд, вытянувшись по долине.
В долине протекал ручей. «Тэмээн чулуун» - это «Верблюжий камень, или Камень-верблюд», а «at the mouth of camel stone» - это вроде бы «у устья верблюжьего камня». Возможно, именно так назывался этот ручей, хотя для ручья название немного странное. Скорее всего, изначально это имя имел один из холмов, ограждающих долину, а потом название перешло и на саму долину, и на ручей.
Пока я восхищался гробницами, Светлана успела обежать окрестности и найти ровное место для стоянки. Оно находилось за ручьем, и по уверению жены, журчащая вода ручья прекрасно сможет защитить нас от духов погребенных воинов древности, если те вдруг осерчают.
Меж двух дорог за ручьем
Раз проблема стоянки решилась, я продолжил осмотр. Потрясало именно количество захоронений. Если бы тут было только одно погребение, или даже пара-тройка, такого впечатления бы не было. Но каменные плиты занимали почти половину долины и выглядели так, словно стояли тут вечно и собираются простоять столько же.
Еще на стенде указывалось, что местные жители использовали для изготовления орудий
свинцовую бронзу, то есть с медью смешивали не привычное нам олово, а свинец
Подробных описаний этого захоронения в свободном доступе мне найти не удалось. Фактически только в монографии Виталия Волкова «Оленные камни Монголии» нашел следующее: В 1 км от впадения р. Цагаан в р. Орхон в местности Тэмээн чулууны ам находится могильник, состоящий из плиточных оградок. Могилы располагаются цепочками, вытянутыми меридионально. Встречаются и одиночные оградки, особенно в глубине распадка. Основная часть плиточных могил (около 30) находится в устье пади Тэмээн чулууны ам, которая обрывается террасовидным уступом к речке Цагаан. Оградки сооружены из плит серого гранита, который добывался здесь же, на ближайших склонах гор. Конструкция всех плиточных оградок примерно одинакова. Они сооружались из необработанных плит гранита, врытых на ребро. Угловые камни, как правило, уже и значительно выше. Снаружи стенки укреплены своего рода контрфорсами из плашмя положенных плит. Поскольку именно Волков в составе Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции в 1971 году и раскапывал Тэмээн чулуун, я ожидал от него более подробной информации. Скорее всего, скромные описания связаны с тем, что большинство могильников были разграблены еще в древности, а для археолога культурный слой гораздо важнее, чем каменные стены.
Общее же описание, характеризующее устройство могил, можно найти у Александра Цыбиктарова в книге «Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья»: Процесс сооружения плиточных могил выглядел так. Сначала вырывалась неглубокая могильная яма. Затем после засыпки умершего на нее укладывались плиты перекрытия. После этого сооружали надмогильную выкладку прямоугольной формы. Вокруг нее устанавливалась ограда из плоских или уплощенных камней, поставленных на ребро. Камни ограды ставились в вертикальном положении. Для того, чтобы они не упали, их укрепляли с внешней стороны выкладкой, представляющей крепиду. И наконец, к востоку от этой каменной конструкции иногда устанавливали сторожевой камень или сооружали небольшие поминальники.
Стемнело. Неожиданно облака разбежались, и мы впервые за отпуск увидели стареющую луну и небо, полное звезд. Скорее всего, древние воины на нас не сердились. И действительно, спали мы на удивление хорошо, и никакие кошмары нас не донимали.
10.08.2023. Четверг (216 км). Утром тронулись к Бат-Улзию. На этом отрезке также активно шло строительство дороги, часто встречались знаки объезда. В таких местах народ проложил колеи по склонам холмов, и там приходилось ехать с наклоном на бок. Где-то было относительно полого, где-то покруче. Когда ремни безопасности начинали играть роль подпруги, мы откидывались на сиденьях в противоположную наклону сторону, чтобы не выводить центр тяжести из равновесия. Не знаю, был ли в этом реальный толк, но психологически это помогало.
На одном из склонов снова увидели сидящих грифов. Тут они не кучковались у чьего-то бренного тела, а сидели каждый по отдельности.
Гриф на холме
Наше внимание привлекло, что одна из птиц была маленькой, вначале даже решили, что это детеныш. Но на увеличении выяснилось, что среди грифов затесался ворон.
Ворон среди грифов
Причем этот ворон подбирался все ближе и ближе к одному из грифов, и в итоге они оказались почти «нос к носу». Так они и сидели напротив друг друга - большой гриф и маленький ворон - и что-то долго обсуждали. Если бы вместо грифа был орел, вся картина была бы прямой цитатой из «Капитанской дочки». Но в нашем случае оба собеседника являлись падальщиками, поэтому вряд ли они выясняли, как надо правильно питаться для увеличения продолжительности жизни. Тем не менее, какая-то общая тема для разговора у них явно нашлась.
Какова калмыцкая сказка? (А.С. Пушкин)
За Бат-Улзием начались лавовые поля. Это был довольно противный участок дороги, где всюду торчали обломки базальта, твердые и острые, и при всем желании ехать по ним быстро не получалось. Сама дорога петляла, как заяц, объезжая препятствия, а навигатор добавлял во всё это и свою толику сумасшествия. Проще было упасть на хвост кому-нибудь из местных, чем повторять загогулины, что он выводил на экране.
Согласно геологической карте, возраст базальтов долины Орхона с притоками соответствует миоцену. Это, конечно, тоже кайнозой, но все же намного древнее
Хангайского лавового поля - более 5 миллионов лет назад.
Миоценовые базальты долины Орхона (геологическая карта Центральной Азии 1:2500000)
От парковки до водопада было километра два. Был рабочий день, но желающих посмотреть водопад хватало (и мы порадовались, что не попали сюда в выходной - явно было бы не протолкнуться). Тем, кто не хотел идти пешком, предоставлялись лошади. Большая часть посетителей или любовалась водопадом со смотровой площадки у обрыва, или прыгала по камням выше по течению, где Улаан-гол дробился на рукава.
Высота водопада Улаан-Цутгалан официально 24 метра. Цифра, конечно, не очень впечатляющая, но все же в Монголии этот водопад является самым высоким в стране.
Водопад со смотровой площадки
Разглядывать водопад сверху было не очень зрелищно, снизу он всегда интереснее. Поэтому мы прошли вдоль обрыва, откуда хорошо были видны стены ущелья. Питание Улаан-гола дождевое, и в засушливый период водопад может почти исчезать. Тем не менее, даже при таких неблагоприятных для создания водопадов условиях, река умудрилась проточить впечатляющее ущелье, позволяющее оценить толщину лавового покрова.
Стена ущелья (сверху)
Здесь находилась тропинка вниз, ведущая к реке, вдоль которой можно было пройти до самого водопада. Сюда спускалось не так много людей, как мы ожидали, и столпотворения не было.
Место спуска
Над рекой с криками носились стрижи. Также над рекой с криками носились монголы - над водой был протянут трос аттракциона «Полет над пропастью», и воздух регулярно оглашался воплями туристов, скользящих по тросу вниз.
Водопад вблизи
Вода была очень чистой, плескалась какая-то рыбешка, но везде висели знаки, что рыбалка запрещена.
Прозрачная вода
Правая сторона (по течению) ущелья, где мы спускались, выглядела наклонной из-за многочисленных осыпей. Левая же была почти отвесной, и слои застывшей лавы представали во всей красе.
Улаан-гол
Базальтовая стена ущелья
Отдохнув в прохладе у реки, мы двинулись в обратный путь. Со стороны гор быстро приближалась гроза, но половину лавового поля мы успели проехать сухими. Потом пошел град, за ним дождь, и сухая и пыльная колея в мгновение ока превратилась в продолговатые лужи.
Утки (дикие, или домашние, не знаю) радостно плюхнулись в свежие лужи
Я вспомнил, что навигатор предлагал нам дорогу сразу от Хархорина (без заезда в Хужирт) и попросил его повторить предложение. Навигатор что-то такое снова нарисовал: следовало, не въезжая в Бат-Улзий, продолжать движение по лавовым полям. Мы какое-то время следовали в том направлении, но смущало то, что все колеи поросли травой, значит, в этом году по ним не ездили. Мы решили поразмышлять над этим за обедом. Пока готовился суп, и пока мы трапезничали, ни одна машина в нашу сторону не прошла. В сторону Бат-Улзия ехали одна за другой, а здесь, кроме нас, не было никого. Мы решили, что это чересчур подозрительно, и лучше вернуться по проторенной дороге.
Градины в траве
Поэтому мы вернулись назад прежним маршрутом. Основной дождь пролился как раз над Бат-Улзием, и там, где утром были сушь и пыль, теперь были повышенная влажность и грязь. Колеи на склонах холмов стали скользкими, и машину с них сразу начинало стаскивать боком, поэтому ехали внизу по грязи.
- Здорово, капманы! - доносится из встречной машины. Едва успеваем помахать рукой в ответ. Поздороваться на ходу или хотя бы помигать тебе фарами - в Монголии это в порядке вещей.
Километрах в пяти за селом дорога вновь стала сухой - здесь дождя не было. Двигаясь по знакомой уже местности, мы все меньше обращали внимания на причуды навигатора, и вообще дорога стала казаться вполне сносной. Перед Хужиртом мы уже летели наперегонки с местными Лэнд Крузерами, выясняя, кто более достоин глотать чужую пыль.
- Слушай, - сказал я супруге, - ну ведь нормальная дорога! Чем она нам вчера так не понравилась? Еще пару раз по ней проехать, и можно начинать возить туристов на водопад…
Река Орхон (на обратном пути)
На ночь встали у дюны Элсэн Тасархай. Причем, не специально. Ужинали в чайной уже по темноте (өндөгтэй хуурга - баранина с яйцом), и потом просто ехали, пытаясь найти удобный съезд с шоссе в степь.
Өндөгтэй хуурга (традиционные полпорции)
Нашли искомый съезд, свернули, и колеса тут же увязли в песке. Разобравшись, куда нас занесло, сдули колеса и проехали подальше от дороги, чтобы было не так шумно.
На дюне (фото утром)
Переход к следующей записи Древние плиты Тэмээн чулуун
Археологический памятник бронзового века Тэмээн чулуун производит сильное впечатление на зрителя. Особенно на неподготовленного зрителя, который наткнулся на него случайно. Но, думаю, что и те, кто ехал сюда специально, тоже не останутся равнодушными.
You can watch this video on www.livejournal.com
Говорили как-то гриф с вороном…
В наше время зоологи и этологи активно занимаются вопросами социальных отношений и способов коммуникации внутри сообществ животных. Но как быть с отношениями СНАРУЖИ этих сообществ? По каким правилам общаются между собой представители совершенно разных видов? Получить ответ - задача для следующего поколения ученых. А пока - видео на тему межвидовых контактов.
You can watch this video on www.livejournal.com
Самый большой водопад
В отношении водопада Улаан-Цутгалан отзывы посетивших его туристов носят диаметрально противоположный характер: одни пребывают в полном восторге, другие откровенно жалеют потраченное время (и потраченные деньги на бензин). Чтобы не зависеть от чужого мнения, лучше увидеть водопад самому.
You can watch this video on www.livejournal.com