Камчатка 2021. Часть 5. Очередные 23 километра и «Клешня»

Sep 17, 2021 09:19




Постоянный обитатель стоянки «Клешня»

08.08.2021. Ночью было тепло, но к утру воздух сильно посвежел и выгнал народ из палаток. На всех поверхностях обнаружился слой инея. Причем на моей накидке на рюкзак зерна были крупные, на Светланиной - мелкие (чем таким особенным отличались накидки друг от друга, мы не поняли, но инею видней). На тенте палатке иней лежал равномерно толстым слоем, просто так опадать не хотел, пришлось счищать его механическим способом - рукой в перчатке.




Иней на накидке

При этом небо оказалось чистейшим, даже Плоский Толбачик был отлично виден. Над горизонтом формировались линзовидные облака в виде стопок блинчиков.



Плоский Толбачик утром



Линзы над горизонтом

А на севере в полной красе представала Ключевская группа вулканов (в узком смысле слова, то есть сам Ключевской, Камень и Безымянный). На фоне своего предка (считается, что подводящий канал Безымянного перешел к нему по наследству от Камня) Безымянный выглядел совсем небольшим.



Три вулкана

Не верилось, что он способен на что-то грандиозное. Но экструзивный купол на его вершине упрямо торчал вверх, доказывая, что еще как способен, дайте только время…



Купол Безымянного выглядывает из разрушенной взрывом верхушки

Двинулись в путь по сухому руслу ручья. Примерно через час Дима объявил привал, хотя группа дружно сообщила, что не устала и готова идти дальше без отдыха. Но Дима заявил, что бороться с усталостью следует до ее наступления, и свой приказ о привале не отменил.



Оглядываясь на пройденный путь (Овальная Зимина еще видна)

И, как оказалось, это было сделано очень своевременно. Потому что во время отдыха Дима с пригорка разглядел пасущегося в отдалении медведя. Все ринулись искать место, откуда было лучше видно. Медведь был в километре или немногим дальше от нас, ветер дул в сторону, так что мы находились на гарантированно безопасном расстоянии.

Правда, это расстояние не позволяло рассмотреть зверя в подробностях, но на увеличении в фотокамере он был виден вполне неплохо. Наконец-то! Описание поездки 2016-го я отправлял на Дром с подзаголовком «Ни медведя, ни евражки». А сейчас и евражки нашлись, и медведи объявились! Просто на редкость удачный год!



Первый медведь

Окрыленные явлением медведя народу, мы двинулись дальше. В какой-то момент перебрались через перевал Толуд (не особо его заметив). Но дальше начался затяжной подъем на южный край основания Толбачика. Он казался бесконечным - один взлет сменялся другим, и ни конца, ни края этому не было. Ощущения очень напоминали двухчасовой подъем на перевал Кара-Тюрек в прошлом году (хотя туда мы поднимались верхом, да и рюкзаки были навьючены на лошадей, а не нам на спины). К тому же утренняя прекрасная погода куда-то незаметно испарилась, пошел дождь, стало сыро и холодно, и коварные мысли «на кой ляд мне сдалось все это?» сами собой полезли в голову.

Лишь появление второго медведя на горизонте скрасило отрицательные эмоции. На этот раз его увидела Светлана. Правда, этот мишка был от нас еще дальше, чем первый, и хотя глазами его было видно, но камера настолько приблизить изображение не смогла, так что документального подтверждения представить не удастся. Но он был, все видели…

В самом конце подъема неожиданного начались лавовые поля. Неожиданно - это для меня, хотя даже в описании маршрута они значились, но я про это благополучно забыл, думая, что мы их увидим только завтра-послезавтра. А тут вдруг раз - и поля ТТИ-50 (Толбачинского трещинного извержения 2012-13 года имени 50-летия Института вулканологии).



Вдоль кромки лавового поля

Поскольку к этой встрече я не подготовился, все камеры были спрятаны от дождя глубоко и надежно. Поэтому приходилось только вертеть головой со слегка приоткрытым ртом от восхищения. Сперва мы шли вверх вдоль левой кромки поля, потом пересекли его поперек и двинулись уже вниз, вдоль правой кромки. Тут дождь решил закончиться, и удалось вытащить камеру и немного поснимать.



Край поля

Дальше дорога шла все время вниз, и так мы добрались до стоянки «Клешня». По браслетам опять получилось 23 км - прямо-таки заколдованное число для нашей группы. Поставили палатки.



Небольшой участок стоянки «Клешня» (деревянный домик - столовая)

Под ногами везде лежал мелкий черный шлак (что-то среднее между песком и мелкими лапилли). Колышки от палатки в нем держаться не хотели, и все туристы приваливали растяжки крупными кусками того же шлака. К тому же эта мелочь не давала ходить в сланцах, тут же забиваясь под пятки.



Шлак под ногами

Для приема пищи на «Клешне» имелись несколько домиков, выполнявших роль столовых и кают-компаний. На стенке у края стола висела крупная Схема трещинных извержений Плоского Толбачика, напоминая туристам, что они находятся в зоне активного вулканизма.



Основной достопримечательностью «Клешни» (помимо Толбачиков) были евражки. Вся округа была покрыта их норами, хотя было совершенно непонятно, чем они здесь питаются. Алтайские и монгольские степи таких вопросов не вызывали - растительности там было вдоволь, и представить себе голодного суслика было сложно.



Но на черном шлаке под Клешней росли лишь редкие пучки травы и еще более редкие кустики, и прокормить местную популяцию евражек они вряд ли были способны. Оставалось предположить, что эта самая местная популяция эволюционировала параллельно с развитием туризма на Камчатке, и теперь именно туристы (точнее, орехи из туристических пайков) являются основным источником еды и пополнения запасов.



Первые дни на стоянке было чересчур много палаток, вахтовок и шумных групп туристов. Поэтому, когда зверьки равномерно распределились среди этого вавилонского столпотворения, на каждую отдельно взятую евражку пришлось сразу по несколько туристов. И вначале нам приходилось охотиться за проворными грызунами, чтобы заснять их (и это не всегда удавалось).



Женина попытка вступить в контакт успехом не увенчалась

Во время подготовки к ужину появился Сергей (напомню: автор нашего тура и организатор турклуба MyWay), который привез сюда другую группу туристов. Он со смехом сообщил, что следил за нашими злоключениями и в качестве компенсации за плохую погоду вручил две бутылки коньяка. У Татьяны накануне был день рождения, поэтому следом за коньяком появился и торт со свечками. А апофеозом явилось появление пропавшего Машиного чемодана.

В целом, следует сказать, что состав группы у нас оказался вполне сбалансированным. Старшее поколение не давала молодежи слишком разойтись, а та не давала «старикам» закиснуть. Татьяна вдохновляла женскую половину (нет, женское большинство в реальности) историями и фотографиями своих достижений в фитнесе. А Женя не давала никому скучать своими «музыкальными ассоциациями»: на любое событие и даже на произнесенную кем-либо фразу у нее могли вырываться первые строчки соответствующей песни (в хорошем исполнении, кстати говоря). Мы подозревали, что это происходит на уровне подкорки, без участия Жениного сознания. За десять дней пути все члены группы настолько привыкли к этим музыкальным фразам, что после окончания тура почувствовали, как им их теперь не хватает…



Группа изображает сюжет «Тайной вечери»
(на роль Христа зазвали улыбчивого бородача из-за соседнего столика)

Вечером Дима устроил концерт в честь международного Дня альпинизма и прошедшего дня рождения заодно. К его (Димы) рюкзаку была привязана гитара, но из-за переменчивой погоды мы уже не чаяли ее когда-нибудь услышать. Но вот время настало, и был вечер с песнями, тортиком и одной бутылкой коньяка (вторую решили распить после спуска с Толбачика).

Переход к следующей записи


Гостеприимная «Клешня»
Люди и евражки: для всех под Клешней найдется кров и пища, главное - жить дружно!

image You can watch this video on www.livejournal.com

Камчатка, звери, геоморфология, вулканы

Previous post Next post
Up