Основной целью посещения данного погоста был осмотр братской могилы времен Великой Отечественной войны и могилы борца за Советскую власть К. Ф. Жебровского, казненного белогвардейцами.
Памятник истории регионального значения, регистрационный № 231711236360005 (Закон Краснодарского края «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» № 313-КЗ от 17.08.2000 г.)
Искать могилу Казимира Жебровского мне пришлось долго. Не смотря на указанный сектор 3, клабище не имеет четкого разделения на участки. Дореволюционных захоронений, кроме безымянного белокаменного креста, я не нашел. Расспросы ухаживающих за могилами тоже ни к чему не привели.
Казимир Карлович Жебровский покоится в семейной могиле, рядом с женой и дочерью. К сожалению, подробностей биографии революционера польского происхождения я не нашел. Предполагаю, что он был партизаном Краснополянского отряда Крестьянского ополчения Комитета освобождения Черноморской губернии и погиб в марте 1920 г., при захвате Сочинского округа войсками Кубанской армии генерала А. Шкуро.
Возможно, визит в музеи Адлера и Сочи поможет мне.
Я не мог оставить без внимания самый оригинальный памятник в виде опоры линии электропередач, увенчанной эмблемой Военно-морского Флота.
Кем же был лучший мастер Гидромонтажа Кузьмин Иван Васильевич, покинувший этот мир в возрасте 31 года? Поиски в архиве МО РФ дали следующий результат:
Родился 01.08.1917, уроженец: Российская империя, Калужская губ., Жиздринский уезд, Будская вол., д. Дубровка.
Призван в РККА Октябрьский РВК г. Рославля Смоленской обл. 25.06.1941.
Проходил военную службу: 556 б. БВФ; 145 ОБАДн БО СФ; БО-204 СФ; БО-204 3 Див. ОВР БО Кр. МОР ЧФ.
Воинское звание: краснофлотец, ст. краснофлотец (14.03.1945).
23.07.1944 выбыл по излечению из ВМГ № 43 (Новороссийская ВМБ) в БО-204
Уволен в запас 31.10.1945
Награды
- Медаль Ушакова
Приказ Командующего Крымским морским оборонительным районом Черноморского флота № 21-с от 21 августа 1945 года.
От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество - НАГРАЖДАЮ:
Медалью «Ушакова»
3. Старшего краснофлотца Кузьмина Ивана Васильевича моториста БО-204 3 Дивизиона катеров БО ОВР
«Старший краснофлотец Кузьмин с первых дней Великой Отечественной войны активно участвует в защите Родины. С февраля 1942 г. по февраль 1943 года находился на сухопутном фронте на п-ве Рыбачий в 145 ОАД при участии к/ф Кузмина арт. дивизион провел ряд успешных огневых налетов по живой силе немецких войск. К/ф Кузмин мужественно переносил суровые условия Заполярья. Войдя в состав экипажа катера БО-204 к/ф Кузмин настойчиво изучает матчасть главных и воспомогательных двигателей. Своим упортным трудом в короткий срок к/ф Кузмин достиг тех знаний которые позволили стать старшим специалистом.
Во время пребывания на БО-204 к/ф Кузмин участвует в выполнении боевых операций по конвоированию союзных и наших конвоев, участвует в поисковых операциях за ПЛ ПЛ противника.При его участии была произведена атака на ПЛ противника. Помимо этого выполнено три спец. задания.
В мае месяце 1944 года к/ф Кузмин принимает активное участие по проводке катера с СФ на ЧФ за что получает от командования ряд благогдарностей. Им было приложено много усилий по ремонту электромеханической части чем ускорил своевременное вступление катера в состав действующего Черноморского флота. На ЧФ он также принимает активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
На ЧФ принимает активное участие в поисковых операциях за ПЛ ПЛ противника при этом проведены две атаки по ПЛ противника, где одна была повреждена. В конце 1944 года и начале 1945 годаон принимает участие в выполнении Правительственного задания по проводке кораблей из портов Румынии в различные порты СССР, при этом было отконвоировано более 80 транспортов.Принимал участие в расстреливании трех плавающих мин на ФВК чем предотвратил возможность взрыва кораблей. Во всех боевых операциях краснофлотец Кузмин проявлял как мужественный, отважный моряк.
В соответствии со статутом представляю к Правительственной награде медали «Ушакова».
- Медаль «За оборону Советского Заполярья» Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 05.12.1944
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 09.05.1945
- Ряд благодарностей от командования за отличное выполнение боевых заданий
Большой охотник «БО-204», Краснознаменный Черноморский флот. 1947 г.
Водоизмещение (стандартное/полное): 121/136 т.
Размерения: длина - 33,8 м, ширина - 5,2/5.5 м, осадка - 1,9/2.0 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 2800 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля General Motors 16-184A, 1540 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 40-мм/56 артустановка Bofors Mk 1/2, 3 (3х1) 20-мм/70 орудия Oerlikon Mk 4, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 реактивных бомбомета Mousetrap Мk20, 2 бомбомета Mk6, 1 бомбосбрасыватель.
Экипаж: 32/33 чел. (3 офицера).
Охотники за подводными лодками типа SC-497 строились преимущественно для ВМС США в период с 1941 по 1944 гг. Всего по данному типу было построено 438 единиц. Корабли этого типа базировались на основе конструкции экспериментального охотника за подводными лодками USS SC-453. Как часть программы по ленд-лизу, 142 корабля такого класса были переданы США своим союзникам, в том числе 74/78 единицы - в СССР. Корпус охотника выполнялся деревянным, в средней части он усиливался стальными элементами для установки дизелей. Обводы кормы выбраны более плоскими - для уменьшения сопротивления на большой скорости. Корабли этого типа обладали прекрасной мореходностью. Радио- и гидролокационное оборудование кораблей составляли РЛС обнаружения «SF-1» и ГАС «QBE-3A». В Советском ВМФ эти катера получили официальное обозначение «Тип БО-1» (Большой охотник за подводным лодками I серии).
Большой охотник «PC-1286» был заложен 22.02.1943 в г. Элизабет-Сити (Северная Каролина, США) на судоверфи Elizabeth City Shipyards. В апреле 1943 г. был переименован в «SC-1286». Спущен на воду 15.05.1943 и 21.07.1943 вошел в состав ВМС США.
10/13.08.1943 г. был перечислен в состав ВМФ СССР с переименованием в «БО-204» и был принят советским экипажем. 04.09.1943 г. вышел из Сент-Питерсберга и прибыл в Полярный 30.10.1943, где вошел в состав Северного флота.
21.05.1944 по внутренним водным путям и железной дороге отправлен из Архангельска в Ейск и 10.07.1944 вошел в состав Черноморского флота.
Участвовал в Великой Отечественной войне: оборона внутренних и внешних коммуникаций в Баренцевом море с ноября 1943 г. по май 1944 г., защита коммуникаций и баз в Черном море летом 1944 г.
04.08.1954 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Стамбуле (Турция).Продолжение следует.