Авиационный некрополь. Москва, Новодевичье кладбище. Катастрофа Ан-22 "Антей", 18.07.1970.

Jun 19, 2020 19:49


Sta, viator! Herōis sepulcrum...


К сожалению, на Богородском погосте отсутствует какой-либо мемориальный знак о авиационной катастрофе, произошедшей 18 июля 1970 г. Самолет Ан-22 «Антей» № СССР-093030 81 ВТАП, командир корабля - военный летчик I класса, майор Бояринцев Александр Яковлевич,
18 июля, в 17.30 по московскому времени, с грузом продовольствия и медикаментов пропал над Атлантическим океаном через 47 минут после взлёта из аэропорта Кефлавик (Исландия). Самолёт направлялся в Лиму (Перу) для доставки помощи пострадавшим от землетрясения. Радиограмм, свидетельствующих о каких-либо отказах, от экипажа не поступало. Причину исчезновения самолёта так и не удалось установить.



На аэродроме Чкаловский перед вылетом, 18 июля 1970 г.
Слева направо: Бояринцев А. Я., Синицин, Хорошко Л. Н., Агеев Е. А., Романов В. Г.

По всем документам командиром корабля был майор Александр Бояринцев, фактически же - командир авиационного отряда майор Евгений Агеев. Майор Бояринцев в составе экипажа был в качестве инструктора и давал допуск командиру корабля для полётов по международным воздушным линиям. Штурман, бортовой инженер, ст. бортовой техник по АО тоже давали допуск своим стажёрам.
На борту находились также специалисты инженерно-авиационной службы 81 ВТАП и пассажиры (всего 22):
- зам. командира 2 АЭ военный лётчик I кл. майор Бояринцев Александр Яковлевич;
- ком. авиационного отряда военный лётчик I кл. майор Агеев Евгений Александрович;
- штурман полка по десантированию военный штурман I кл. майор Муратов Владимир Алексеевич;
- штурман отряда военный штурман 1 класса ст. лейтенант Чемезов Геннадий Егорович;
- борт. инженер корабля-инструктор капитан Захаров Юрий Константинович;
- ст. борт. техник корабля ст. лейтенант Саночкин Фредерик Семенович;
- ст. борт. техник по авиациному оборудованию-инструктор ст. лейтенант Хохлов Юрий Григорьевич;
- ст. борт. техник по десантному оборудованию мл. лейтенант Елькин Валерий Михайлович;
- ст.воздушный радист ст. сержант сверхсрочной службы Вакаев Игорь Максимович;
- ст. инженер по десантному оборудованию майор Андрианов Владимир Андреевич;
- зам. ком. АЭ по инженерной авиационной службе майор Булгаков Юрий Петрович;
- нач. группы регламентных работ авиадвигателей и турбоагрегатов капитан Бабаков Геннадий Борисович;
- нач. группы регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики капитан Саутин Евгений Тимофеевич;
- ст. техник по радиотехническому оборудованию ст. лейтенант Изосимов Виктор Григорьевич;
- ст. техник регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики ст. лейтенант Сиваков Юрий Гаврилович;
- борт. переводчик курсант Военного института иностранных языков Фильченко Дмитрий Леонидович.
Члены медицинской делегации:
- подполковник мед. службы Легков Алексей Никифорович;
- ст. лейтенант Шевелюга Петр Григорьевич;
- старшина сверхсрочной службы Хилько Петр Андреевич;
- рядовой Сатюгин Василий Степанович;
- рядовой Могульцев Александр Алексеевич;
- рядовой Бондарев Анатолий Сергеевич.

Позднее один из перуанских военных лётчиков, работавших с советской миссией, рассказывал: «Вслед за землетрясением произошла другая трагедия, которая коснулась не только наших сограждан, но и тех великодушных и готовых к самопожертвованию людей, которые с далёких широт протянули нам руку помощи. Она произошла в то самое время, когда мы уже готовились к приему Ан-22. Однако, в предусмотренное планом полёта время в небе над Перу самолёт не появился. Были приведены в действие системы поиска, но безуспешно. Шли часы, чувство тревоги нарастало, но Ан-22 не появлялся. Он так и не прилетел. Он был в полёте без возврата, конечным пунктом которого было небо для избранных. Но в сознании перуанцев навечно осталась бесконечная признательность этим отважным людям».


Дозаправка Ан-22 № СССР-09303 в Кефлавике (Исландия, 18.07.1970)
Для поиска «Антея» в Исландии был создан координационно-спасательный центр. В течение июля-августа самолёты НАТО и прибывший из СССР Ан-12, производили осмотр зоны возможного района катастрофы. Были найдены фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота ПСН-6А и обрывки упаковок мед. оборудования. По заключению специалистов, причиной гибели самолёта мог стать взрыв на борту. Был высказан ряд других предложений, в том числе и о пожаре на борту, но найденные обломки позволили отказаться от этой версии. При проведении расследования никаких замечаний и недостатков при подготовке самолёта в 81 ВТАП выявлено не было. Так и не узнав правду, предположили, что самолёт погиб от столкновения с аэростатом.
По версии комиссии Министерства авиационной промышленности СССР, на эшелоне произошёл взрыв наддутой избыточным давлением грузовой кабины. После катастрофы борта СССР-09303 полёты самолётов Ан-22 с наддутой грузовой кабиной были прекращены. В ходе расследования произошедшей через 5 месяцев катастрофы Ан-22 борт СССР-09305 в Индии, причиной которого стало отделение одной из лопастей винта, комиссия МАП пришла к мнению, что в случае с бортом СССР-09303 также произошло отделение лопасти воздушного винта, которая пробила фюзеляж, вызвав взрывную декомпрессию.




Позже, в память о погибших были установлен монумент на Новодевичьем кладбище столицы. В Уарасе силами наших врачей и перуанцев был создан памятник из гранитных глыб.


В 30-ю годовщину землетрясения в перуанских газетах появилась статья И. К. Комарова с воспоминаниями о делах отряда советских врачей. Это вызвало большой резонанс. Состоялось заседание правительства, где было решено наградить 19 человек орденом «Командора» - это одна из высших наград Перу. «Надо было лететь за наградами, только вот денег на самолёт ни у кого из нас не было. А посол настаивал на полёте, иначе скандал. И подсказал выход: лететь вместе с министром по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу, который как раз направлялся в Перу для подписания соглашения. Всех взять он не мог, захватил 6 человек. Церемония награждения была торжественной, но самое большое впечатление на меня произвела поездка в Уарас. Памятник погибшим на «Антее», который мы воздвигли 30 лет назад, стоит, и к нему приносят цветы. А власти города обещали разбить в этом месте русскую площадь и взять памятник на вечное сохранение».


В Иванове, на аэродроме «Северный»установлен скромный памятник воинам-авиаторам, погибшим при исполнении служебного долга.


P.S. Несколько лет назад мне довелось разговаривать с представителем Ташкентского авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова. На мой вопрос о причинах отрыва лопастей воздушного винта он ответил, что в тот период, из-за поломки оборудования, элементы лопастей вырезались вручную  ножницами по металлу...

При подготовке использованы материалы сайта 81 ВТАП.

Российская Федерация, г. Иваново, история, авиакатастрофа, Военно-транспортная авиация, Военно-воздушные силы, Авиационный некрополь, г. Москва, Военный мемориал, 2020 г., СССР

Previous post Next post
Up