Гостил намедни у нас мой дядя. Рассматривая его цифровой фотоальбом, обратил внимание на зимние снимки сельского храма. Поинтересовался, дядя сказал, что церковь сия расположена в легендарном селе Бородине, том самом Бородине, близ которого разыгралась одна из кровавых битв 1812 г.
Храм запечатлен на панораме Франца Рубо «Бородинская битва». Пространство вокруг завалено телами павших при первом штурме села французов и их союзников...
История. До Смутных времён в местности сей числился «погост Воздвиженский на государеве цареве земле на речке Вейне с церковью Воздвижения Креста Господня и приделом святителя Николая» у села Бородино. В 1626 г. - «место церковное, пашни лесом поросли».
В 1697-1701 гг. селом владел брат будущего Патриарха Московского Иоакима окольничий Тимофей Савёлов. В 1698 г. он подал прошение о строительстве церкви Рождества Христова с приделом в честь преподобного Сергия, которую освятили в 1701 г. Первым священником был Семён Яковлев.
В 1798 г. село купил отставной бригадир Василий Денисович Давыдов (1747-1808), соратник Суворова. Тут прошло детство его сына - героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова.
25 августа 1812 г. с колокольни церкви велось наблюдение за передвижением французских войск по Бородинскому полю в ходе сражения. В главу храма попало ядро, от чего колокольня сильно пострадала. После сражения, захватившие село французы сожгли храм. Сожжено было и Бородино и по наступлению зимы церковь послужила убежищем для вернувшихся из лесов на пепелище обитателей села.
В 1814 г. владелицы села - вдова Елизавета Петровна Савёлова и девица Александра Васильевна Давыдова обращались с прошением приписать их крестьян к приходу в сельце Криушино, но Постановлением Московской Духовной Консистории получили разрешение быть приписанными только до восстановления церкви в Бородино.
Восстановлением храма занялась Маргарита Михайловна Тучкова, муж которой погиб в сражении на Бородинском поле. Её стараниями в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери был устроен нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского. К 16 июля 1816 г. нижний Сергиевский придел Храма был восстановлен и освящён.
В июне 1824 г. село и храм посетил Святитель Филарет, митрополит Московский. При его попечении к 1826 г. на средства из казны и на пожертвования верхний храм был восстановлен и церковь была полностью отремонтирована.
В 1837 г. на Бородинское поле впервые прибыл Наследник Цесаревич Александр Николаевич. 23 июля он внёс первое пожертвование на храм - 500 руб. В декабре того же года в верхнем храме появился иконостас. В 1839 г. село Бородино с окрестностями было выкуплено императором Николаем I и подарено цесаревичу. 22 июля 1839 г. верхний храм церкви была освящён Святителем Филаретом в честь Смоленской иконы Божией Матери.
При возведении Храма Христа Спасителя в Москве в верхний храм был перенесён иконостас из Алексеевского монастыря, находившегося на месте планируемого строительства. Иконостас нижней церкви был пожалован императором Александром II. В самой церкви хранилась древняя Смоленская икона Божией Матери, сопутствовавшая князю Петру Ивановичу Багратиону.
В год освобождения крестьян 9 июня 1861 г. храм посетил император Александр II вместе с императрицей Марией Александровной, преподнеся в дар церкви Нерукотворный Образ Спасителя, некогда вручённый им игуменией Марией. В 1891 г. церковь посетили Великий князь Сергей Александрович с Великой княгиней Елизаветой Федоровной и даровали икону преподобного Сергия Радонежского в драгоценном окладе.
Накануне 100-летия Бородинского сражения в 1912 г. церковь отремонтировали. Художник А. П. Хатулев, член Церковно-Археологического отдела Общества Любителей Духовного Просвещения, расписал её священными изображениям и и орнаментом с позолотой в древнем стиле. 26 августа 1912 г. около 2 часов пополудни храм посетил император Николай II.
В 1930 г. храм закрыли и передали артели «Ветеринария».
Осенью 1941 г. во время Великой Отечественной войны на колокольне храма было устроено пулемётное «гнездо». Во время войны храм уцелел, однако вплоть да начала 1950-х гг. из стен верхнего храма добывался кирпич, в результате чего колокольня была уничтожена полностью. Местный председатель колхоза Епифан Яковин активно боролся за его снос.
На западной стороне колокольни (над входом) пулеметная амбразура в каменной кладке на ярусе.
К 150-летней годовщине сражения здание храма восстановили. Церковь была отреставрирована под руководством архитектора-реставратора Н. И. Иванова. Его поддержали художник Павел Корин, академики М. И. Алпатов и Дмитрий Лихачев. Решающим стало ходатайство кинорежиссёра и киноактёра Сергея Бондарчука, который аргументировал восстановления храма необходимостью для начавшихся съемок фильма «Война и мир». 16 марта 1962 г. было разрешено «восстановление внешнего силуэта» храма. После воссоздания в здании храма располагался филиал Бородинского военно-исторического музея-заповедника.
На западной стороне колокольни (над входом) пулеметная амбразура в каменной кладке на ярусе.
В 1989 г. прошло первое богослужение в нижнем Сергиевском храме. По инициативе Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника церковь была передана Московской епархии.
В 1995 г. началось служение и в верхнем храме в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1999 г. развернулись активные ремонтно-реставрационные работы на средства благотворителей и прихожан. В частности заново расписаны стены нижнего, Сергиевского храма, московскими художниками во главе с известным мастером церковной стенописи П. А. Степановым, отреставрирована кладка, заменен пол, отштукатурены стены, вставлены новые окна, заменена кровля, отремонтированы и позолочены кресты, установлены новые оконные решетки и входные двери. 16 июля 2006 г. архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение верхнего храма.
Архитектурный стиль - московское барокко или традиционный стиль древнерусского зодчества. Небольшая, двухэтажная, каменная церковь, устроенная по типу «восьмерик на четверике». Верхняя часть - церковь в честь Смоленской иконы, внизу расположен тёплый («зимний») Сергиевский придел. К основному четверику примыкает трапезная, заканчивающаяся с запада лестницей, характерной для храмов XVII в. Над верхним рундуком лестницы, ниже главы основного объёма, устроена колокольня в один ярус. Изначально вдоль южного и северного фасада шли деревянные открытые галереи-гульбища. Наличники обоих этажей храма - богатые, резные; грани восьмерика разделены узорчатыми полуколонками и украшены фризом. Световой барабан под главой основного объёма - неширокий, ориентированный вертикально, что придает силуэту храма устремленность ввысь. Апсиды разделены декоративными балясинами.