Рабочее проектирование вертолета Ми-24 началось в июне с 1968 г., а летом 1969 г. первый опытный экземпляр вертолета был собран. Значительная часть агрегатов были полностью или частично унифицированы с агрегатами Ми-8 и Ми-14.
Ми-24 имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Прямое крыло служило для подвески вооружения, и создавало в установившемся полете 19-25% суммарной подъемной силы. Силовая установка состояла из двух двигателей ТВЗ-117.
В этой публикации я хочу показать три кабины разных модификаций Ми-24.
На первых модификация Ми-24/А/Б кабина экипажа была единая сделанная по типу "Вернда".
В кабине экипажа размещались: стрелок-оператор и за ним с некоторым смещением влево летчик. В задачу оператора входило обнаружение и распознавание цели, управление подвижной пулеметной установкой, пуск и наведение противотанковых ракет, сброс бомб.
место стрелок-оператор
Летчик так же мог вести огонь из неподвижного оружия на подкрыльевых подвесках и фиксируемого носового пулемета.
«Ми-24А строились в Арсеньеве в течение 5 лет. Всего построили около 250 Ми-24А. Входе испытаний и последующей эксплуатации были выявлены ряд проблем. Которое были устранены на последующих модификациях. Одна из проблем - кабина экипажа. Выяснилось что при полетах ночью на малой высоте в плоских стеклах «веранды» отражались наземные огни, что существенно ухудшало видимость, а иногда даже приводило к потере летчиком пространственной ориентации. А так же из-за размещения летчиков была вероятность при боков обстреле из стрелкового оружия уничтожить одновременно обоих. Так же до войны в Афганистане стрелок - оператор не имел органов управления самим вертолетом. По этой причине при смерти пилота погибал и оператор. Обзор также оставлял желать лучшего.
ОКБ Миля в 1971 году, спроектировало принципиально новую кабину экипажа. Летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях. Первые вертолеты с новой кабиной получили обозначение Ми-24Д. Эта модификация стала переходной между "Б" и "В".
Ми-24В пошел в серию в 1972 г. когда противотанковый ракетный комплекс "Штурм-В" поступил на испытания.
Фонари кабины состоят из литых рам, остекления из оргстекла и лобовых бронестекол. Дверь кабины летчика бронирована.
Кабина летчика
Кабина оператора имеет откидной люк в фонаре по левому борту. Помимо целевого оборудования, в кабине оператора установлены органы управления вертолетом.
Кабина оператора
В течении последних нескольких десятилетий Ми-24В постоянно модернизировался в результате стало создание глубоко модернизированного Ми-35М, а в последние годы Ми-35П.
Модернизированный Ми-35П получит современный высокоэффективный бортовой комплекс обороны, часть аппаратуры которого установлена в специальных гондолах под законцовками крыла. Так же Ми-35П получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения, телевизионной камерой и лазерным дальномером.
Новый цифровой пилотажный комплекс КНЭИ-24Э-1 с многофункциональными дисплеями, на основе автопилота ПКВ-8-35 улучшит управляемость, повысит устойчивость вертолета, а улучшенный прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24-2 повысит точность поражения целей.