17 июля 2020 года Уфимское моторостроительное производственное объединение УМПО отпраздновало 95 лет со дня рождения, по такому случаю мне удалось наконец-то попасть в музей завода и лично посмотреть и ознакомиться с трудовыми подвигами и историей предприятия.
Уфимское моторостроительное производственное объединение начало свой славный путь ещё в Рыбинске в 1925 году. В начале Великой Отечественной войны Ордена Ленина государственный союзный завод №26 из Рыбинска был эвакуирован в Уфу, объединен с другими эвакуированными предприятиями на базе уфимского завода-дублера.
Сам музей был основан директором завода М.А. Ферином в приказе от 8 марта 1962 года говорится: «Считать официальной датой открытия музея истории организации 20 июля 1961 года».
Экспозиция музея разместилась в нескольких залах. Пройдя в музей вы попадаете в зал где представлена богатая коллекция поршневых и турбореактивных двигателей, производимых на УМПО.
Все поршневые моторы, находящиеся в музее, относятся к типу рядных бензиновых четырёхтактных моторов водяного охлаждения с 12 цилиндрами, расположенными V-образно друг к другу под углом 60 градусов, по 6 цилиндров в каждом ряду. Всего за период выпуска поршневых моторов завод изготовил их более 100 тысяч.
Из поршневых можно увидеть: М-17 выпускался в 1930 - 1941 годах в Рыбинске. Первоначальная мощность - 500 л.с., в конце выпуска - 730 л.с. Завод производил несколько модификаций этого мотора: М-17Б, М-17Ф, М-17Т, М-17Л. Всего было изготовлено 27,5 тысяч штук, которые применялись на более чем 20 типах самолетов, а М-17Т и М-17Л ставились на танки БТ, Т-28 и Т-35.
М-17 лицензионная копия немецкого мотора BMW-6. Договор с фирмой BMW был подписан в октябре 1927 года. Для помощи в освоении мотора на заводе работала группа немецких специалистов. Первые моторы под названием М-17 выпустили весной 1930 года, часть деталей на них поступала из-за границы. Моторы М-17 перестали эксплуатировать в конце 40-х годов, последними самолетами с моторами М-17 были гражданские варианты Р-5.
М-100 выпускался в 1935-1940 годах. Лицензионная копия французского авиамотора Испано-Сюиза. Разработкой моторов «семейства сотых», их совершенствованием, развитием в другие типы и модификации с доведением в дальнейшем их мощности до 1850 л.с. занимался коллектив ОКБ завода под руководством В.Я. Климова.
М-100 применялись на нескольких типах и модификациях военных и гражданских самолётов, в том числе серийных: СБ-2 (ПС-40), «Сталь-7», «Сталь-11» и на экспериментальных И-17, СБ-2, «Сталь-8».
ВК-105ПФ - наиболее массовый мотор Великой отечественной войны, было изготовлено 35774 штук. Разработан ОКБ В.Я.Климова, форсированный вариант двигателя М-105П. Путем некоторого снижения высотности по сравнению с М-105П двигатель М-105ПФ существенно увеличил свою мощность.
Такие моторы стояли на истребителях А.С. Яковлева ЯК-1М, ЯК-3, Як-7Б, ЯК-7В, ЯК-9, и на истребителях ЛаГ-3 ОКБ С.А. Лавочкина.
На моторах Климова, в названии которых стояла буква «П», было предусмотрено крепление пушки на картере мотора в свободном V-образном пространстве между блоками цилиндров, а ствол пушки выведен в полость вала редуктора (вала воздушного винта).
Мотор ВК-107А, период выпуска 1943-1948 годы. Произведено 7189 моторов. Такие моторы превышали мощность ВК-105ПФ на 410 л.с. и имели возможность установки более мощного (увеличенного калибра) оружия. Стояли такие моторы на истребителях Як-9У, скорость которых достигала 720 км/ч.
Взлетная мощность ВК-107А составляла 1650 л.с., а номинальная - 1500 л.с. на высоте 4500 м против 1240 л.с. на высоте 2100 м у ВК-105ПФ2.
Это был последний серийный поршневой мотор КБ В.Я.Климова. Созданный на его базе еще более мощный ВК-108 взлетной мощностью 1850 л.с. был поставлен на Як-3, и хотя с ним была получена еще большая, чем с ВК-107А, максимальная скорость, в серию он так и не пошел.
Также в первом зале разместились короткоресурсные двигатели.
Они были предназначены для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет. Разработкой таких двигателей для беспилотных самолетов занималось КБ С.А. Гаврилова, а объединение выпускало их около 30 лет.
Для создания таких двигателей использовали ТРД, выработавшие в эксплуатации полный срок службы, с их последующей конструктивной доработкой. Только двигателей на базе РД-9Б - РД-9БК и на базе РД-9Ф - РД-9БКР было переделано 7700 штук, на базе двигателя Р11-300 - еще около трех тысяч. В экспозиции представлен двигатель Р11АК.
По соседству расположились ракетные двигатели М-9ФК и КР7-300 разработки КБ С.К. Туманского, а также ракетные двигатели разработки КБ под руководством С.А. Гаврилова КРД-26, КРДД-26 и КР21-300.
Экспозицию первого зала завершают турбореактивные двигатели РД-10А, РД-45Ф, ВК-1А, РД-9Б, РД-9Ф
Двигатель РД-10А, период выпуска - 1946-1949годы, тяга 900 кгс. Запуском двигателя в серийное производство занималось ОКБ под руководством В.Я. Климова, а совершенствованием и разработкой его модификаций - под руководством Н.Д. Кузнецова. Это немецкий Jumo 004B1, такие двигатели стояли на истребителях Ме-262 и бомбардировщиках Ju 287. Группа заводских специалистов в 1945 году выезжала в Германию, и все, что можно было забрать с заводов в Дессау и других городах, привезла в Уфу.
Первые двигатели из немецких деталей были собраны к 7 ноября 1945 года. Серийное производство подобных двигателей на заводе началось в 1946 году. На музейном экспонате часть деталей немецких, их много привезли россыпью. Уфимские двигатели стояли на отечественных реактивных истребителях первого поколения ОКБ А.С. Яковлева - Як-15, Як-17, Як-19 и С.А. Лавочкина - Ла-150, Ла-152, Ла-156, Ла-160, П.О. Сухого - Су-9 и др. Двигатели РД-10 в истории отечественной авиации сыграли определенную роль. Их серийный выпуск на нашем заводе был быстро освоен, что позволило так же быстро оснастить первые советские реактивные самолеты, Завод выпускал также усовершенствованный вариант РД-10Ф тягой 1100 кгс.
Двигатели РД-45Ф и ВК-1А, период выпуска - 1948-1955 годы. Это турбореактивные двигатели с центробежным компрессором, тяга которых намного превосходила первые турбореактивные двигатели завода РД-10А. Тяга двигателей РД-45Ф составляла 2270 кгс, а ВК-1А - 3100 кгс. История приобретения английских двигателей «Нин» и создание двигателя ВК-1 КБ В.Я. Климова общеизвестна. Выпуском двигателей РД-45Ф, ВК-1 и других занимались несколько двигателестроительных предприятий. В Уфе их было сделано с другими модификациями 13,5 тысяч. Двигатели РД-45Ф ставились на истребители МиГ-15 и учебно-тренировочные Миг-15УТИ, ВК-1А - на истребители МиГ-17, истребители-перехватчики МиГ-17П, бомбардировщики Ил-28, учебно-тренировочные Ил-28У. Эти и прочие двигатели данной конструкции использовались на многих экспериментальных самолетах.
Информация любезно предоставлена пресс службой УМПО. Выдержки из книги "История Музея"
Продолжение следует. В остальных частях мы узнаем что находиться еще в трех залах......