Аэропорт Горно-Алтайска - ворота в чудный, сказочный мир.

Sep 24, 2019 09:03


В Башкирии как-то в этом году не заладилось с "бабьим летом", видимо правильно говорят, какие бабы такое и лето. Поэтому было принято решение провести недельку в горном-алтае. Познакомиться и добавить в свою копилку заново открытый и реконструированный аэропорт в Гороно-Алтайске, ну и конечно же осуществить свою давнюю мечту прокатиться по Чуйскому тракту и побродить в горах. Сегодня я вам расскажу и покажу "воздушные ворота" в этот чудный, сказочный мир - Горный Алтай.





31 декабря 1968 года аэропорт «Горно-Алтайск» был открыт для приёма самолетов Ан-2.
Реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая была проведена в июле 1972 года, позволила принимать самолеты Як-40. Начали выполняться ежедневные регулярные рейсы на самолете Як-40 до Барнаула и Новосибирска.

В 1972 г. - в аэропорт «Горно-Алтайск» поступили вертолеты Ми-8 и Ми-2, открылись рейсы на Артыбаш, Улаган, Балыкчу и обратно.

1973 г. - построен аэропорт «Кош-Агач». В аэропорту «Горно-Алтайск» открыли ежедневные рейсы на самолете Як-40 до Кош-Агача.

1974 г. - реконструирован аэропорт «Усть-Кокса» со взлетно-посадочной полосой для приема самолетов Як-40. С аэропорта «Горно-Алтайск» начали выполняться регулярные рейсы на «Усть-Коксу».

1995 г. - рейсы прекратились полностью.
Из-за экономического спада и резкого снижения пассажиропотока аэропорт был закрыт и не функционировал почти 20 лет. Ближайший аэропорт для Горно-Алтайска - находился в Барнауле (аэропорт имени Г. Титова), на расстоянии более 270 км. Аэропорт был заброшен и использовался не по назначению, какое-то время там даже располагался биллиардный клуб. Отсутствие авиасообщения не способствовало развитию туристического потенциала Республики Алтай.



9 ноября 2011 года Аэропорт вновь открылся после глобальной реконструкции аэровокзала и взлётно-посадочной полосы. Бизнес зал, ВИП зал, зал Priority Pass, комната матери и ребенка, сувенирные магазины, кафе. Светлый, уютный, комфортный действительно высокой культурой обслуживания и безопасности пассажиров.



Бизнес зал.











Пропускная способность терминала до двухсот пассажиров в час. Сегодня этого уже недостаточно для воздушных ворот республики. В утренние часы количество улетающих пассажиров достигает 400 и более пассажиров.











В связи с этим в ближайшее время будет проводиться реконструкция аэровокзала. Сейчас идут предпроектные работы. Рассматриваются варианты, каким будет новая воздушная гавань республики Алтай.



Магазины с местными и монгольскими сувенирами.






Строительство аэропорта федерального значения в Горно-Алтайске было обусловлено не только фактором обеспечения населения республики Алтай воздушным транспортом. Важно развитие внутреннего национального туризма. А Горный Алтай это не только российская, это мировая жемчужина. Пять природных его объектов внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правильность принятия решения создания здесь аэропорта федерального значения подтверждают факты:



За 9 месяцев текущего года темпы роста пассажиропотока по сравнению с этим же периодом прошлого года превышают 42% при средней величине в России на ВВЛ 8-9%, что является абсолютным рекордом среди аэропортов РФ. Это развитие и пополнение бюджета, это средства для улучшения туристической инфраструктуры и это новые рабочие места.



Аэропорт - это весомый вклад в развитие туристической отрасли Республики Алтай. Из-за отсутствия железной дороги до Горно-Алтайска аэропорт является важнейшей составляющей для обеспечения транспортной доступности и развития экономики региона вообще и туристической ее составляющей в частности.
В 2016 году получен статус аэропорта федерального значения.



Аэропорт обладает значительным потенциалом роста пассажиропотока за счет туризма. Республика Алтай и юг Алтайского края - это третий в стране по привлекательности для туристов регион после Сочи и Крыма. Поток которых, увеличивается ежегодно в связи с перераспределением отдыхающих россиян в пользу внутреннего туризма. При населении Республики 218,9 тыс. человек (2019 г.) в регион прибывает более 2.0 млн. туристов, еще порядка 2.1 млн. туристов посещают Алтайский край, при этом основная туристическая зона Края находится на границе с Республикой Алтай, в непосредственной близости от аэропорта Горно-Алтайск. Поэтому добраться сюда значительно быстрее и удобнее, чем через Барнаул или тем более Новосибирск.



Среди туристов очень много иностранцев в основном это туристы из Европы: немцы, итальянцы, чехи, которые едут сюда за первозданной природой, бескрайними просторами, экстримом и свободой. Немало азартных состоятельных китайцев привлеченных одной из четырех игорных зон «Сибирская монета», которая расположенная в 23 км от Горно- Алтайска. На сегодня, аэропорт Горно-Алтайск не является международным, в связи с этим логистика для иностранных туристов неудобна - приходится лететь через Новосибирск или Барнаул а после добираться автотранспортом от 4 до 8 часов.



В этом году ожидается подписание правительством РФ постановления об открытии Пункта пропуска в аэропорту Горно-Алтайск. Затем проектные работы. Строительство. При хорошем варианте в 2023 году международный аэропорт Горно-Алтайск примет свой первый международный рейс.



Несмотря на рост количества рейсов и расширения географии полетов, спрос на авиаперевозки неудовлетворен. Авиакомпания S-7 осуществляет ежедневные регулярные рейсы из Москвы - это 176 пассажиров, с 16 июня 2019г. начала полеты из столицы авиакомпания «Победа» - это еще 189 человек - загруженность ВС обеих авиакомпаний 100%. Сезонность Республики Алтай круглогодичная.



Директор аэропорта Сергей Федорович Круглов: «Но, тем не менее, стоимость авиабилетов для российских туристов на сегодня высока. Это является препятствием для многих желающих посетить нашу Республику. Коэффициент подвижности населения авиационным транспортом в России всё еще очень низкий. В 3-4 раза ниже, чем в Европе или США. Необходима помощь со стороны государства. Программа субсидирования полетов должна расширяться. Особенно это касается аэропортов в российских курортных зонах. Сочи, Крым, Алтай, Байкал должны быть более доступны для россиян. Эти бюджетные вливания окупятся сторицей. Развитие внутреннего и въездного туризма дает огромный мультипликативный эффект, но сегодня складывается впечатление, что мы субсидируем развитие зарубежных туристических комплексов».






Не менее значимо и необходимо развитие местных воздушных авиалиний.
Жители отдаленных районов и туристы вынуждены проводить долгие часы, в пути путешествуя по республике. Зимой заснеженные горные перевалы делают передвижение по Чуйскому недоступным на какое-то время.

В планах возродить регулярные рейсы на внутренних авиалиния для начала в районные центры с. Кош-Агач и с. Усть-Коксу.



26 июня 2019 г. Авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» - «СиЛА» на ВС L-410 выполнила первый технический рейс из аэропорта Горно-Алтайск в с.Кош-Агач и обратно. Время полета в одну сторону составило 1 час. Данное расстояние на авто занимает до 9 часов. Технический рейс был необходим для проверки возможности выполнения сюда регулярных и чартерных пассажирских рейсов



Аэродром с.Кош-Агач. Как видно на фото здание в плачевном состоянии, но принято решение постепенно и его возродить к жизни.



По факту выполненного полета один из руководителей авиакомпании «СиЛА» Михаил Богданов озвучил готовность выполнения рейсов по данному маршруту. Требуется некоторая модернизация инфраструктуры, состояние асфальтобетонного покрытия ВПП хорошее. При субсидировании данного рейса цена будет приемлемой для населения. Благодаря активной поддержке проекта главой Республики Алтай - Хорохордина О.Л., осуществление регулярных внутренних рейсов планируется начать уже в следующем году.






Помимо обслуживания регулярных и чартерных рейсов аэропорт Горно-Алтайск принимает воздушные суда базирующихся здесь Санавиации и Авиалесоохраны.















Аэрофлот прилетел чартером забирать большую толпу туристов.








UVTaero летает на регулярной основе два раза в неделю из Казани. На нем мы и прилетели. Время полета составило 3 часа 20 минут.



В новинькой ливрее.






Стоянка один час и быстренько обратно в Казань .



Бизнесджеты. Конечно когда есть такая возможность свой личный или арендованный почему же не слетать отдохнуть








Всем хорошо известный облетчик. Удачно, как раз за сутки до нашего прибытия прилетел.





Для "толстосумов" и всякой там "золотой" молодежи есть услуга по аренде вертолета. Тебя забирают сразу у трапа самолета и ты летишь дальше осматривать красоты Алтая.



Еще будучи в самолете после посадки и дальше на протяжение всего времени прибывания в аэропорте заметил, что если убрать все вывески на русском языке, то можно решить, что ты находишься где в небольшом уютном европейском аэропрте.





Тренажер



Сергей Федорович Круглов (в центре) с семейной парой из Новой Зеландии Барри Пейн и его жена Сандра.

Круглов Сергей Федорович.
Окончил Омское летно-техническое училище гражданской авиации в 1973 году по специальности «пилот». Работал пилотом-инструктором. В 1977 году перешел в Омский объединенный авиаотряд, начал с должности командира Ан-2, затем командиром Ан-24, Ан-26, Ту-154. Являлся заместителем командира летного отряда, командиром летнего отряда. В 1982-м окончил Ленинградскую академию гражданской авиации, в 2000-м Московский государственный технический университет ГА.
В феврале 1989 года стал командиром Омского объединенного авиаотряда, а после его разделения на аэропорт, авиакомпанию и предприятие по управлению воздушным движением в 1994 года, возглавил ОАО «Омский аэропорт. Омской авиацией, по совокупности, он руководил 21 год.
В 2016 году, по приглашению собственника "ОАО Аэропорт Горно-Алтайск" возглавил это предприятие.
Поклонник Авиации общего назначения. До сих пор летает на легких воздушных судах.



Барри Пейну 73 года, а его жене Сандре 68 лет. Супруги-пенсионеры совершающие кругосветку на одномоторном самолете Piper Comanche 1962 года выпуска.






Самолет без посадок для дозаправки может пролететь 11 часов на скорости до 300 км в час.




Мы немного побеседовали с С.Ф.

С.Ф: «У аэропорта Горно-Алтайск достаточно хорошие перспективы, которые пока в полной мере не реализованы. Радует, что руководство республики рассматривает Аэропорт не просто как предприятие, одно из, а как ключевой объект, работающий на основной источник доходов региона - туризм, понимая, что без транспортной составляющей его развитие невозможно в принципе. Такое понимание со стороны местной власти целей и задач в деле развития аэропорта - хорошее подспорье. Только слаженная работа власти, бизнеса и менеджмента предприятия может принести такие темпы роста. И я очень рад, что это здесь работает. Вот поэтому я четвертый год в Горно-Алтайске и надеюсь, что мы составим достойную конкуренцию нашим коллегам в аэропортах Барнаула и Новокузнецка».



На момент вступления в должность Сергея Федоровича текучесть кадров на предприятии составляла более 26% в год. Зарплата сотрудников была крайне низкой. Первое с чего он начал - наведение порядка с командой, оплатой труда и бюджетом.
С.Ф.: «Удалось убедить собственника, что платить такую низкую зарплату персоналу - себе дороже. Требовать качественного выполнения квалифицированной и ответственной работы со специалистов возможно только тогда, когда у него соответствующие условия труда и зарплата».



С.Ф. «Есть планы помимо развития аэропорта как воздушных ворот республики, превратить его в Мекку для авиации общего назначения (АОН), по образу и подобию того как это сделано в городе Ошкош, США. Эффект тут двойной. Помимо роста доходов самого аэропорта, это еще и привлечет в республику дополнительное количество туристов. Авиа туристов. Это возможность увидеть максимум уникальных природных объектов за небольшое количество времени и оценить удивительную красоту региона с высоты птичьего полета.
Этот сегмент гражданской авиации в России развивается пока очень медленно, в силу объективных причин, но за ним большое будущее.



АОН - это решение многих транспортных проблем в России, том числе и для бизнес авиации. В отличие от Бизнес джетов, авиация общего назначения может стать намного доступней (по себестоимости АОН вполне сопоставима с автотранспортом), а значит и востребованной для более широкого круга граждан. Авиатуризм очень развит в США и Европе, активно развивается в Китае. Такие полеты при наших территориях и плотности населения должны и в России стать не исключением, а нормой. Для этого необходимо в законодательстве РФ убрать анахронизм в виде запретительных норм в некоторых наших нормативных документах и запретительные по сути тарифы в аэропортах ГА РФ. Чтобы пилоты АОН могли приземляться в федеральных и международных аэропортах России и получать там весь комплекс необходимых услуг, включая заправку ВС. Сейчас стоимость тарифов неоправданно высока. Кроме авиатуризма у авиации общего назначения масса прикладных возможностей. Возьмем авиалесоохрану - в данной отрасли авиации помощь АОН неоценима. Практически у каждого частного пилота установлено в телефоне приложение «Angel», с помощью которого он может в полете сфотографировать в воздухе увиденный им пожар, на фото автоматически отобразятся координаты этого очага и информация попадет к дежурному МЧС того региона, где этот очаг зафиксирован. Таким образом на самой ранней стадии, без затрат бюджета на патрулирование удается локализовать огромное количество пожаров на самой ранней стадии. Да и само патрулирование самолетами АОН обходится бюджету в 10-20 раз дешевле, чем работа коммерческих авиакомпаний. Я уже не говорю про авиахимработы, осмотр газо и нефтепроводов, ЛЭП и прочие авиаработы.



В заключение хочется сказать: всё больше и больше у нас в России появляется проектов, которые после их реализации приносят реальный экономический эффект. Одним из которых, без сомнения является аэропорт Горно-Алтайск. Темпы роста пассажирооборота в пять раз превышающие среднеотраслевые, говорят о том, что уникальные, с туристической точки зрения, красоты Горного Алтая желает посмотреть огромное количество граждан, как нашей страны, так и зарубежья. И наша задача помочь им реализовать их желания с хорошим уровнем сервиса и высокой экономической эффективностью».

Лично я и Светлана вырожаем большую благодарность Сергею Федоровичу за интересную беседу и теплое гостепреимство.

Текст: моя благоверная Светлана Мирсаева.

Продолжение следует. Будет много гор, озер и осенней красоты Горного Алтая.

uvtaero, ми-8, Л-410, 2019, аэропорт горно алтайск, airbus a320, s7, бизнес-джет, boeing 737, crj-200, алтай

Previous post Next post
Up