Таганрогский музей авиационной техники

Jan 06, 2019 20:40



6 дней нового года думал, хотел запилить итоги года (как стало это модно) или еще что-то на тему новогодних праздников. В итоге забил на все и просто продолжаю рассказывать о том, что мне удалось увидеть в прошлом году, но не показал Вам.

И следующий на очереди музей авиационной техники ОАО "325 АРЗ" г. Таганрог. Это единственный музей такого рода на юге страны. Музей расположен на территории 325-го авиационного ремонтного завода. Так что сразу скажу, попасть туда можно только по предварительной договоренности и в будние дни (адрес и телефоны будут в конце).

Немного истории создания и становления музея. Начать надо с далекого 1948 года, когда из польского города Грауденц была перебазирована ремонтная мастерская, выполнявшая капитальный ремонт самолетов Ил-10, ЛИ-2, ТУ-2, ЯК-12, ЯК-18, МиГ-15, МиГ17. В последствии она была преобразована в 325-й авиационный ремонтный завод, основной задачей которого стал ремонт транспортных самолётов типа Ан-12, Ан-72 и агрегатов для Ил-76, Ту-142, Су-25, Су-27.

С началом перестройки и последующим распадом СССР новым руководством страны был подписан договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). По этому договору, среди прочего, списанию и утилизации подлежало множество боевых самолётов из состава ВВС СССР, а позже и ВВС России.
В ходе его реализации были созданы базы ликвидации сухопутной и авиационной техники. Таким образом у 325-го АРЗ появилась ещё одна, специфическая, и противоречащая основному направлению деятельности, задача - при заводе была сформирована "База ликвидации авиационной техники фронтовой авиации". Всего было разрезано на металл порядка 300 истребителей и истребителей-бомбардировщиков( МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-17, Су-22) многие самолеты на тот момент имели значительный ресурс, а некоторые  поступали сразу же после капитального ремонта.

Поэтому главный инженер БЛАТа подполковник Владимир Стоянов и командир базы полковник А. Корниенко обратились к командованию 4-й воздушной Краснознамённой армии с предложением сохранить хотя бы по одному экземпляру каждого типа самолётов, поступающих на утилизацию, сняв с них двигатели и бортовые системы. По замыслу Владимира Стоянова, спасённые машины должны были стать базой для Таганрогского музея авиационной техники.
Командующий 4-й воздушной армии Владимир Михайлов  поддержал идею создания музея. Директивой от 27 апреля 1995 года В. Михайлов распорядился оставить в качестве экспонатов будущего музея 4 разнотипных самолета, планировавшихся ранее к утилизации - МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-25БМ и Су-22. Так 27 апреля стал днём рождения Таганрогского музея авиационной техники, а генерал армии Владимир Михайлов его «крёстным отцом».



Командование гарнизона выделило место для музея - бывшую тренажёрною площадку 963-го учебного авиационного Краснознаменного полка (в 1963-89 годах базировавшегося в Таганроге).



Заходим.... На заднем плане ЯК-38 к нему мы еще вернемся... А пока выберем направление, куда двигаться после посещения музея и изучаем меры безопасности на территории музея.



Коллекция авиационного вооружения




Aero L-39 Albatros, завд. номер. 831103. поступил из расформированной "Марцевской школы младших авиационных специалистов" (в/ч 06749).



Двигатель АИ-25ТЛ - форсированный до 1720 кгс. Отличается противообледенительным устройством, специальной системой смазки подшипников для выполнения перевёрнутого полёта, системой воздушного запуска с раздельными соплами внешнего и внутреннего контуров, доработанной коробкой приводов. Увеличена температура газов перед турбиной и степень сжатия компрессора. Выпускался с 1973 года.



Двигатель М-701с турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель чехословацкой разработки, представляющий собой модификацию советского двигателя РД-45Ф


L-29 был доставлен из Морозовского гарнизона в разобранном состоянии.


Двигатель ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым двухсторонним центробежным компрессором, 9 индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.Серийное производство начато в 1949г.



МиГ-19С завод. №22956. Истребитель с цельноповоротным стабилизатором, тремя 30-мм пушками НР-30, обновлённым составом БРЭО и улучшениями в конструкции планера. Изначально был установлен на постаменте в военном городке истребительного полка ПВО г. Ростов-на-Дону. Осенью 2006 года начали прокладывать новую теплотрассу в районе постамента. Таким образом самолет передали музею.



Су-22МК 1978 года выпуска, завд. номер 17532363819. Один из 4 первых преданных музею самолета. В 2009 году выпускники 963-го УАП собрали средства на восстановление лакокрасочного покрытия двух самолетов Су-22МК и Су-17М3


Су-22М - экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.


орудийный блок Б-8М1 для неуправляемого реактивного снаряда С-8



Подвесной топливный бак



АЛ-21Ф одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой.





Су-17М3 завд.№66204. Создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование (в том числе комбинированный прицел бомбометания и стрельбы АСП-17Б, совмещённую лазерную станцию дальнометрирования и подсвета «Клён-ПС», станцию СПО-15) и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух-воздух». Первый полёт выполнил заводской лётчик-испытатель С. В. Пырков 30 июня 1976 года.



Визуальные различия со своим братом.







Осколочно-фугасная бомба





В 2011 году ДонАвиа вывела из эксплуатации ту 154М бортовой RA-85726 и на безвозмездной основе передала в музей носовую часть фюзеляжа самолета с кабиной экипажа.



А мы переходим к второму ряду экспонатов и начнем с МиГ-21бис, который 25 июля 2018 года отреставрированный силами работников таганрогского 325-го авиаремонтного завода, занял свое место.





С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ «Союз» создать двигатель Р-25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука - 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис - последней серийной модификацией.


МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров







Сразу за Мигом стоит красавец Бе-12П



Бе-12П- Противопожарная модификация. РА-00041 завд.№8601004. Первый полет совершил 12 мая 1968 года. Под управлением летчика Гордиенко.


Летом 2008 года после того как ранее было написано письмо правительству РФ с просьбой о передачи самолета в музей и получении положительного ответа, с помощью тягачей он был доставлен со стоянки ТАНТК им Г.М.Бериева в экспозицию музея. Но к сожалению при передачи были сняты авиадвигатели.


В 2014 году удалось заполучить два не достающих двигателя АИ-20, которые были установлены на самолет вместе с воздушными винтами.



Самолет создан в ОКБ Бериева. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющий вести поиск и борьбу с подводными лодками противника. В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полёт, 9 июля 1961 года был представлен советской общественности и иностранным военным обозревателям на авиационном параде в Тушино



Фюзеляж представляет собой конструкцию из 10 отсеков, восемь из которых водонепроницаемы от низа до высоты 3,3 метра. Каркас лодки состоит из 71 шпангоута, стрингерного набора и работающей обшивки. Непотопляемость гарантируется при повреждении и затоплении двух любых отсеков. Реданы обеспечивают уменьшение величины смоченной поверхности днища и бортов лодки. Первый редан облегчает изменение угла дифферента лодки на разбеге и выход на самый выгодный угол атаки крыла. Второй редан, образованный изломом днища в кормовой части лодки, обеспечивает выход на первый редан. Днище лодки имеет переменную килеватость.



За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов.


герб г. Таганрог


Заглянем во внутрь. Нам его любезно открыли и пустили побродить..... ( надеюсь, а точнее собираюсь этим летом еще раз посетить музей, но уже возму с собой "рыбий глаз" и сфотографирую все как следует.

Рабочее место штурмана.







поднимаемся наверх на место командира...



аааа я немного ебанько ))) у меня есть селфи палка











вид из форточки второго пилота.



А мы идем дальше. На самом деле с момента начала нашей экскурсии прошло уже более 2 часов. А впереди столько интересного, а времени все меньше и меньше. По этой причине нам приходиться ускоряться.

МиГ-15УТИ 1956 года выпуска завод №2140-00. Долгое время находился в клубе "Юных летчиков" г. Ростов-на-Дону" на открытой не охраняемой площадке среди других летательных аппаратов. Как у нас обычно и бывает в последнее время все было разграблено, поломано и сдано в утиль, но усилиями сотрудников музея и специалистами авиаремонтного завода самолет получил вторую жизнь.



удалось полностью восстановить как сам планер, так и кабину пилотов и фонарь кабины.




МиГ-25БМ завод № 66001012. Самолет прорыва ПВО. Всего было выпущено менее 40 единиц. Основное вооружение - 4 ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой четырёх поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Мог нести ракеты с ЯБЧ малой мощности.



Это 4 из 4 первых самолетов музея!


В следующее мое посещение постараюсь более подробно без спешки его отснять.


на переднем плане двигатель Р15Б-300 представляет собой одновальный ТРД с осевым пятиступенчатым компрессором, входным направляющим аппаратом, одноступенчатой турбиной, трубчато-кольцевой камерой сгорания, форсажным контуром с трёхпозиционным соплом. Двигатель отличала малая степень повышения давления в компрессоре, поскольку при сверхзвуковом полёте предварительное сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике.





МиГ-23МЛД 1978 года выпуска, завод.№ 0390310502. Советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности.



Первый полет на опытном самолете «23-11» выполнил 10 июня 1967 года летчик-испытатель А. В. Федотов



Р-29-300 - турбореактивный двигатель с форсажной камерой



МиГ-21бис 1981 года выпуска (мой ровесник) завд.№ 75092745.

Р-25-300 - авиационный турбореактивный двухвальный двухкаскадный двигатель.



Ан-2 в свое время летчики ТАНТК им Г.М.Бериева получили из подмосковного НИИ-17. после списания самолет был предан в музей. Где как и остальные крылатые машины силами сотрудников был полностью восстановлен.



Ми-2 был безвозмездно передан на ответственное хранение из авиационного спортивно-технического клуба РОСТО Таганрога.



Як-38, а точнее планер самолета был сдан на базу металлолам г. Ейске. Где его обменяли полковнику Стоянову на такое же колличество металла. На даный момент самолет в стадии восстановления. Кабина пилота утрачена......



Советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолета Як-36. Самолет был оснащен одним подъемно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъемными двигателями РД-38, расположенными за кабиной летчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования летчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения



Всего был построен 231 самолет Як-38 различных модификаций в 1974-1989 годах.



Небольшая коллекция шасси



И напоследок мы зашли в учебный павильон. Где тоже много интересностей.

Коллекция катапультируемых кресел







Катапультное кресло К-36ДМ


Летательный аппарат первой женщины-летчика.



Ух выдохнули. На этом я пожалуй и закончу данное повествование. Все исторические факты по экспонатам музея написаны по информации предоставленной основателем и директора музея Стоянова Владимира Ильича, ему отдельная большая благодарность за то что принял в гости все показал и рассказал.

Адресс музея : 347916, Таганрог, ул. Циолковского, 42
Тел: 8 (8634) 31-54-58
время работы: понедельник-пятница, строго по предварительным заявкам. (т.к. музей назодится на закрытой территории военного гарнизона).

Л-29, Л-39, 2019, миг-21, ми-2, миг-23, авиамузей, миг-15, су-22, 2018, бе-12, ан-2, миг-25, су-17, миг-19, таганрог

Previous post Next post
Up