Почему же ступы строятся в европейских странах? Является ли это следствием идеализации Тибета, ведь Тибет долгое время был объектом западных фантазий или происходит по другим причинам? Хотят ли авторы проектов по возведению ступ построить что-то вроде маленького Тибета для того, чтобы создать вымышленный мир, не имеющий ничего общего с основным значением и функциями этих строений? Или их понимание гораздо глубже? Сохраняется ли внешний вид религиозных архитектурных строений в процессе передачи с Востока на Запад, или в облике ступ наблюдается изменение?
В начале 1970-х гг. Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже
отправил тибетских лам на Запад и инициировал основание центров тибетского буддизма в Европе. Вместе с этим и начался современный процесс возведения ступ в Европе: в 1980 г Калу Ринпоче провел инаугурацию первой ступы-храма (ступы с алтарным залом) - ступы Просветления в Дашанг Кагью Линг, в Шато де Плеж, Франция.
Четыре года спустя Тэнга Ринпоче построил первую ступу, сооруженную организацией буддийских центров Алмазного пути, основанной Ламой Оле Нидалом и его покойной женой Ханой.
Эта ступа Просветления построена в ретритном центре в Лолланде, Дания. С того времени и по сегодняшний день в Европе было построено большое количество ступ различными организациями Кагью .
Традиционно существует три фундаментальных требования для строительства любой ступы: прошедший необходимую подготовку опытный буддийский Лама для духовного руководства, участок земли под строительство с разрешением на строительство и сильная Сангха - все эти три фактора реализуются при строительстве ступ на Западе.
Древняя тибетская ступа соответствует пропорциям, изложенным в так называемых наставлениях по строительству ступ. Наставления Пятнадцатого Кармапы Кхакьяба Дордже (1871- 1922)
являются ключевыми для соблюдения правильных пропорций при строительстве ступы в линии Карма Кагью, и большая часть современных проектов по возведению ступ, о которых пойдет речь далее, выполнены с соблюдением этих основополагающих правил. Еще более важным, чем соблюдение правильных пропорций ступы, является ее правильное заполнение. Объяснения по заполнению ступ основаны на тексте, автором которого является Джамген Конгтрул Лодре Тхайе.
В настоящее время наиболее часто сооружаемые ступы относятся к группе восьми ступ Махаяны.
Эти восемь ступ можно увидеть одновременно в одном месте, как, например, во Франции в месте, которое называется Карма Мингьюр Линг, Моншардон.
Это довольно широко распространено в Гималаях, но в Европе является редкостью. В большинстве случаев в определенной местности строится одна ступа. Ступа Просветления наиболее часто встречается на Тибетском плато (от Ладакха к Мустангу и Бутану) - традиция, получившая распространение и в Европе.
Что касается мотивации возведение ступ в Европе - это уверенность в том, что они приносят мир и счастье в тех местностях, где они построены, и очень полезны для живых существ. Ступа в Шотландии даже «посвящена Миру во всем Мире и Исцелению Планеты». Другой мотив - это желание «поставить печать» на местности с помощью буддийского символа, чтобы обозначить территорию как буддийскую. Эта идея следует древней традиции того, что ступы или пагоды строятся во всех местностях, где получил распространение буддизм. Более того, основное желание - это показать местному населению - людям, которые интересуются буддизмом, что они могут практиковать в своей стране. Такой подход может быть истолкован как поддержка распространения буддизма с Востока на Запад.
Особенная мотивация строительства ступ - намерение защитить местность от реально существующей либо возможной угрозы, например, от негативных влияний. Такой является мотивация возведения по меньшей мере двух ступ - вблизи от Малаги в Испании и в Бельгии, - для защиты от ядерной энергетической станции, расположенной неподалеку. Такой подход может вызвать негативную реакцию в том случае, если неизвестна история данного обычая. В тибетской культуре строительство ступ выступало в качестве одного из методов для блокирования негативных влияний окружающей местности. Изначально такие негативные влияния определялись при помощи геомантических вычислений, и затем блокировались при помощи возведения ступы. Так, ступы и буддийские храмы могут выполнять защитную функцию,и быть использованы для того, чтобы «связать» причиняющие беспокойство или нестабильные особенности местности». Эта основная концепция применена и к некоторым ступам в Европе, но дополнительный акцент сделан на современных проблемах в европейском обществе.
В большинстве случаев на Западе строится ступа Просветления - одним из самых поразительных примеров таких строений является ступа расположенная неподалеку от Беналмадены в Испании.
Эта самая большая по величине ступа в Европе (высота этой ступы - 33 м.), внутри ступы - помещение для медитации площадью более чем 100 м2.
Что касается других форм, решение о том, какая именно ступа будет построена, принимает опытный лама, иногда без объяснения причин своего решения. Он руководствуется традиционным назначением того или иного типа ступы. Например, ступа может быть построена для улучшения отношений внутри Сангхи, или в память об особом событии, как, это было сделано в Граце. Там была построена ступа мудрости в честь первых поучений Дхармы, которые Лама Оле дал на Западе в 1972.
В некоторых случаях Лама следует интуиции, как, например, в Вуппертале, в Германии, где Лопен Цечу Ринпоче «увидел» особую женскую Будда-форму, которая связана с особым типом ступы. Иногда решение о строительстве того или иного вида ступы связано с историей местности. Например, в Уи, Бельгия, Калу Ринпоче принял решение о возведении ступы Великих чудес из-за связи этой местности с легендарным католическим святым, среди достижений которого было также и чудотворство. Решение о строительстве этого типа ступы в Уи и в Граце являются поразительными примерами того, как в Европе они могут находить точно такое же применение, как и в Азии - в непосредственной связи с событиями, происшедшими в той или иной местности.
Затрагивая вопрос о том, остается ли неизменным внешний вид религиозных архитектурных строений в процессе передачи с Востока на Запад, важно отметить, что в числе многих правил есть по меньшей мере три обязательных для строительства ступы:
- строение ступы должно строго соответствовать точным размерам, указанным в наставлениях по строительству ступ.
- наиболее важное условие - это правильное заполнение помещений для реликвий, сопровождаемое особыми ритуалами.
- особое посвящение, которое делает религиозные объекты, такие, как ступы и изображения, «священными, или святыми», обряд посвящения должен быть совершен после завершения строительства и заполнения ступы.
Ступы на Западе соответствуют традиционным правилам измерения. В идеальном варианте Лама совместно с архитектором работает, руководствуясь письменными наставлениями по строительству ступы; например, Лопен Цечу Ринпоче применял вышеупомянутый текст Пятнадцатого Кармапы, и архитектор получил инструкции о дизайне ступы непосредственно из этого письменного наставления. На основе подобного сотрудничества построены 17 ступ в Европе.
Иногда существует «прототип», для которого Лама дает точные инструкции, и для последующих ступ снова используется этот же архитектурный план и даже эти же образцы, как, например, в случае со ступой Гендюна Ринпоче во Франции. Иногда строителей вдохновляет какая-то определенная ступа, и эта модель используется при строительстве следующего проекта, например, Сангха Реми во Франции скопировала ступу Салугара в Индии.
В заключение можно сказать, что строительство буддийских архитектурных сооружений - один из видов проявления буддийской практики в Европе, а так же визуальное отражением интеграции тибетского буддизма в европейское общество.