Одно из санскритских значений слова “ступа” - “куча камней и земли”. Следующие примеры самых примитивных ступ из Непала и Тибета напрямую иллюстрируют данное значение. Их изготовление не требует больших временных или материальных затрат.
Такие ступы построены или в качестве путевых знаков (их часто ставят на перевалах), или чтобы утихомирить дикие силы природы - как подношение Буддам. Так же сооружение таких ступ можно рассматривать как некое осознанное действие. Просто поднявшись на перевал или в красивое место из подручного материала человек может сделать то, чего не сделает природа - сложить камни друг на друга. Как известно, буддийское Просветление - высшее проявление сознательности, присутстсвующей во всем, таким образом сооружение такой ступы может считаться малым шагом на пути к Просветлению.
Содержат ли такие ступы какие-то реликвии, и построены ли по какому-то особенному поводу, может знать только тот, кто живёт рядом. Например это, как сообщили местные тибетцы, - ступа Будды медицины в местечке Янгпачен, Тибет. Здесь IV-м Шамарпой Чёкьи Драгпой (1453 - 1524), был построен монастырь, куда переместилась резиденция Шамарп из долины Цурпху. Монастырь в Янгпачене долгое время оставался резиденцией Шамарп в Тибете. В настоящее время этот монастырь восстанавливается. Пока это единственный монастырь в Тибете, поддерживающий Кармапу Тхайе Дордже.
Здесь примеры других простейших ступ, построенных в Тибете. Высоко в горах не всегда находятся средства, силы и материалы на создание полноценной ступы, и тогда вот такая «упрощенная» ступа становится доступным заменителем.