Традиция изготовления цаца в Тибете, Хуан Ли, 1995 г

Dec 10, 2012 16:53


В 1938 году после возвращения из продолжительных экспедиций в Ладакх и в Западный Тибет, великий итальянский тибетолог Джузеппе Туччи опубликовал книгу о символике ступы, включенный в индо-тибетскую серию трудов. Вторая часть этого нового исследовательского труда посвящена изготовленнию глиняных статуэток “цаца”. Хотя Туччи не был первым ученым, который написал о цаца, его работа остается единственным углубленным исследованием этой формы исскуства. Целью этой статьи является сообщить некоторую новую информацию в отношении этой заброшенной области исследований

Любой путешественник, который отправляется в Гималаи, Ладакх или Тибет,  натолкнется на образцы глиняных дисков внутри ступ, священных пещер и монастырских алтарей. Эти глиняные диски, в целом, известны, как “цаца” - название, которое Туччи относит к санскриту.




Санскритский корень названия указывает на Индию, как вероятную страну происхождения “цаца”

О

днако хорошо известные в индийских буддийских монастырях, предшественники глиняных медальонов, могут происходить из Ближнего Востока и представлять выживание древней практики тысячелетней давности.

Цаца - это глиняные отпечатки, сделанными посредством металлической пресс-формы, которая имеет полое, обратное изображение Будда-аспекта или священного символа. Отпечатанные изображения высушиваются на солнце и в некоторых случаях обжигаются до затвердения.

Большие цаца иногда иногда красят или лакируют, а в полое пространство в основании вкладывают свернутые молитвы и мантры, или пишут мантры на обратной стороне. После этого с цаца обращаются так же, как и с другими священными изображениями. Через благотворные действия обычная глина становится проводником духовной силы. Цаца иногда создают в связи с паломничеством к святым местам. Путешественник носит металлическую пресс-форму и, дойдя до места, собирает святую глину, чтобы отпечатать изображения. При этом, когда он замешивает ее, то постоянно повторяет мантры. Такие цаца используют как подношения, или привозят с собой домой в качестве реликвий.




Производство цаца считается действием, приносящим заслугу создателю, его семье и земле, где проходит работа. Иногда паломник остается в одном месте на целые недели или месяцы, отпечатывая изображения. Затем они выкладываются, как подношения на выступах ступы, внутри ворот, внутри пещер, где медитировали знаменитые практики, в нишах молитвенных колес на извилистой тропе к монастырю…

Так же цаца, изготовленные из священной глины, приносят домой, в качестве ценных реликвий. Их ставят на домашний или монастырский алтарь, дарят в качестве паломнических подарков, связывая получателя с далекими священными местами. Иногда паломники, путешествуя долгие годы по святым местам, накапливают большое количество маленьких цаца со всех мест, которые они посетили. Чтобы их сохранить в хорошем состоянии маленькие медальоны вкладывают в деревянные рамки и в переносной алтарь, собранный из рамок.




Все, что представляет Будду, считается священным объектом, особенно если он благословлен великим учителем или был привезен из святого места. Поэтому в качестве благословения цаца иногда ставят внутри статуй.

Также цаца изготавливают по особым случаям, когда важный человек навещает великого ламу. Тогда используются особые виды глины, иногда внутрь добавляют благословленные окрашенные цветные порошки или пепел, оставшиеся от ушедшего учителя. Когда выдавливают пресс-форму из свежей, все еще мягкой глины, то лама прижимает свой палец или кисть руки к обратной стороне цаца, отпечатывая изображение. Во время изготовления цаца обычно читают мантры и делают сильные позитивные пожелания, энергию которых вкладывают в глину. После того, как их высушили на солнце, такие цаца обычно обжигают, чтобы они стали твердыми, как камень.  Затем с ними уже обращаются как с амулетами и кладут или в гао, или на домашний алтарь. Такие особые cувениры, напоминающие о визите, становятся ценными объектами силами, пропитанные положительными качествами ламы, который подарил цаца. Существуют драгоценные цаца, сделанные высокими ламами или знаменитыми йогинами, передаваемые от поколения к поколению по наследству, как самые драгоценные реликвии. Амулетные цаца благоговейно прикладывают ко лбу, как благословение, когда кто-нибудь уезжает в опасное путешествие или болеет. Таким образом  получатель пропитывается очищающей энергией, изображенного Будда-аспекта или силой ламы, который изготовил цаца.

Цаца также играют очень важную роль в похоронных ритуалах. Обычно после того, как человек умирает, перед его изображением в течение 49 дней совершают определенные церемонии. Изображение может быть выполнено из куска дерева вместе с какими-то личными вещами, принадлежавшими умершему. Каждый день лама читает священные тексты, ведя сознание умершего по маршруту промежуточных состояний, называемых «бардо». В заключении священные тексты сжигаются, пепел смешивают с глиной и каким-то количеством цаца, сделанных близкими родственниками или друзьями. Эти цаца почти всегда имеют коническую форму ступ очень древнего  эскиза. Если глина все еще сохраняет мягкость внутри металлической пресс-формы, то внутрь кладут несколько перловых или пшеничных зерен. Из-за того, что похоронные цаца редко обжигают, зерна иногда пускают ростки, возрождая к жизни крошечные ступы. Таким образом символично выражается непрекращающийся круг преобразований, который испытывают все существа.

Похоронные цаца традиционно закладывали внутрь открытых ворот ступы, окаймлявших подступы к монастырю. Такие цаца, в силу своей священной формы, почитаются с уважением. Если они остаются от останков великого учителя - их не хранят дома. Цаца из пепла великого учителя обычно распределяются среди учеников и последователей. С ними обращаются не как с похоронными предметами, а как c символами преодоления бытия или непостоянной природы существования. Вместо того, чтобы вызывать грустные чувства, они  являются инструментами для переживания светоносного качества безграничного пространства.




Так же цаца используются для заполнения ступ. Вообще, ступы строят в качестве хранилища для реликвий великих учителей, священных книг и всего, что излучает духовную энергию. Они напоминают нам об освобожденном состоянии. Одним из самых легких путей наполнения большой ступы считается путь через изготовление цаца. Спонсор строительства ступы нанимает команду рабочих, чтобы изготовить тысячи цаца. Это всегда грязная работа, где каждый покрывается грязью с головы до ног. Однако, так как это благая работа, позволяющая накопить заслугу для всех в нее вовлеченных, то весь процесс пронизывает великий радостный дух. Ритмичное начитывание мантр или пение рабочих песен позволяет растворить усталость и содержать ум в радостном состоянии, свободном от напряжения. Для ускорения работы используются различные металлические пресс-формы, с помощью которых можно сделать сразу много изображений. Эта работа обычно выполняется в конце лета, когда уже нет работы на полях, но погода еще позволяет трудится, не замерзая.




Как только цаца высыхают, их кладут одна на другую внутри сердцевины открытой ступы. Когда ступа наполнена, то проход в нее запечатывают, и лама может провести церемонию освящения. В области Шей Гомпа,  близко от Леха в Ладакхе, есть огромное поле ступ, изготовленных из необожженных глиняных кирпичей. По прошествии веков некоторые ступы обрушились, показывая полые сердцевины несколько футов в высоту, полностью наполненные необожженными цаца. Такие цаца в качестве благословения обычно обмазывали белой.




Монастырские стены иногда “облицованы” обожженными и раскрашеными цаца. Здесь они играют декоративную роль и похожи на настенные изображения. Со временем цаца неминуемо падают и разбиваются. В силу того, что в монастырях нельзя держать сломанные предметы, цаца выкладывают в специальных хранилищах для священных предметов.

Использование цаца не ограничивается только зонами под тибетским влиянием. В странах Юго-Восточной Азии таких, как Тайланд и Бирма, цаца крайне ценят, используют как амулеты и часто носят вокруг шеи. В районе Уат По, в Бангкоке, есть целые кварталы продавцов амулетов цаца, которые иногда запрашивают баснословные суммы за амулеты, изготовленные знаменитыми учителями.

В Пекине, в Зале благотворных облаков Дворца династии Цин существует целая комната, заполненная тысячами больших цаца, выставленных на полках и алтарях повсюду. Каждую аккуратно раскрасили и освятили. В развалинах Хара-Хото, Дунхуань и Чьен Фо-Тунь в Центральной Азии, исследования сэра Аурелия Штайна пролили свет на многочисленные экземпляры цаца, некоторые из которых относятся к восьмому веку.

Возможно, буддийские цаца индийской и тибетской культур стали потомками ближневосточных предков. Слишком рано об этом говорить. Воспроизведение посредством повторения занимает особое место в тибетской культуре. Издревле это было связано с действием по накоплению заслуги. В начале 20-го века путешественники в Тибет замечали паломников, сидящих на берегу горных потоков, которые ставили печати на воде металлическими формами цаца, производя священные формы в текущих формах на благо всех существ, соприкасающихся с этими водами. Во время недавней поездки в Тибет было приятно увидеть на старых улицах Лхасы путешествующего купца, который предлагал на продажу огромное количество блестящих, только сделанных слепков цаца. Таким образом, несмотря на потрясения, произошедшие в тибетской культуре в недавнем прошлом, древняя традиция продолжается, оказывая поддержку прекраснейшим надеждам человеческого духа.

Материал с сайта http://www.asianart.com/

буддийская ступа, Будда Шакьямуни, Цаца, духовная практика, Дхарма, Буддизм

Previous post Next post
Up