Про ступы на Яндексе

May 30, 2012 13:39

СТУ́ПА (санск. tupa - "верхушка, маковка, холм") - в буддийском искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии - тип монумента, который, однако, не был создан буддийской культурой. Композиция ступы восходит к погребальному холму, насыпи, кургану (сравн. тумулус). Согласно легенде, после кончины Будды его прах разделили на восемь частей и поместили в восьми ступах в разных частях Индии. Эти ступы стали объектами паломничества и поклонения. Так погребальный памятник преобразился в мемориальное сооружение. Ступы не являются храмами и во многих случаях не подходят под определение архитектурных сооружений. Это монолиты, имеющие лишь ниши для скульптур и небольшие реликварные камеры (сравн. обелиск; пагода;пирамиды). Лишь ступы Тибета и Сибири имеют небольшие внутренние помещения для совместных молитв. В Центральной и Восточной Индии распространены полусферические ступы (эту форму считают космогоническим символом). Их называют анда (санск. anda - "яйцо"). В Юго-Восточной Азии приняты колоколообразные формы на кубическом или многогранном основании. Такие ступы именуют прангами (тайск. pranga - "башня"; см. такжегопурам; прасат; прачеди). Они увенчаны шпилем, на котором находятся "зонтики" - дискообразные формы, их именуют чха́тра (в Тибете - чакра; зонт на Востоке - царский атрибут, символ знатности, почета). Кушанские ступы имеют кубическое основание, полусферический "купол", шпиль и "зонтики" (иногда их количество доходит до семи). В Шри-Ланке (о. Цейлон) ступы называют да́гоба ("памятник, содержащий реликвию")

. Эти ступы имеют ниши или квадратные пристройки, ориентированные по четырем сторонам света, - вахалька́ды. Они символизируют "четыре этапа жизни Будды" или "Врата во Вселенную". В Тибете и Монголии ступы со шпилем называют субурга́н, в Таиланде - чеди, в Лаосе - тхат. Реликварная камера (от 50 см до 2-3 м) обычно находится глубоко в теле ступы близ ее основания. В ней могут храниться самые разные предметы: волосы или зубы Будды, части одежды, священные тексты, миниатюрные макеты знаменитых ступ и храмов, статуэтки Будд и Бодхисатв. Ступа символизирует творческое начало Вселенной, священную гору Меру - центр мира. "Зонт" на вершине шпиля - тень священного дерева Будды, а сам шпиль - ось мира (сравн. "Мировое дерево"). Навершия ступ имеют поэтические названия: "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Кольца на теле ступы символизируют "уровни сознания". Ступы складывали из кирпича или камня (известны и глинобитные сооружения), покрывали штукатуркой и специальной шпаклевкой из древесной золы и лака, а затем наклеивали сусальное золото. Материалы перемещали самым примитивным способом, из рук в руки, по цепочке, в течение нескольких месяцев тысячи непрерывно работающих людей. Создавали и миниатюрные ступы из золота или серебра, которые устанавливали в храмах. Отсюда более сложная символика: ступа и алтарь храма означают две половинки мирового яйца ("анда"), на которые раскололась Вселенная. Ступа - это небо, "золотая скорлупа", алтарь - земля (см. круг и квадрат). Аналогичные ступе пирамидальные навершия индуистских храмов (см. шикхара) называют амала́ка ("плод лотоса"), в буддийских святилищах Южной Индии - "ступика". Наиболее известной полусферической ступой является сооружение в Санчи, в Центральной Индии (II-I вв. до н. э.). Ступа помещена на небольшом возвышении внутри ограды, с четырьмя воротами - торана, ориентированными начетыре части света (см. т. 4, рис. 62). Ступы помещали и внутри пещерных храмов (см. т. 1, рис. 89; т. 10, рис. 273). Разнообразие форм ступ объясняют также фаллической символикой. Некоторые построены в виде женской груди как символ зарождения жизни (см. т. 2, рис. 320). Одна из самых грандиозных - сплошь вызолоченная ступа Шведагон ("Золотой дагон"; бирманск. dagon - "ступа") - находится в Рангуне, Бирма. Ее высота - 100 м (см. т. 2, рис. 196). В Таиланде возводили ступы в форме перевернутого колокола (по одной из версий, они изображают перевернутый горшок для подаяний буддийского монаха). Самую знаменитую из таиландских ступ ("чеди") в 58 км к западу от Бангкока, Нак Хон Патом, строили с V в. К началу XX в. ее высоту довели до 127 м.

Будда Шакьямуни, духовная практика, пагода, памятник, буддийская ступа, Дхарма, Будда, Просветление, Буддизм

Previous post Next post
Up