Из истории буддизма на территории Волгоградской области.

Apr 11, 2012 12:56

Впервые буддизм в Европу, как живую и действующую традицию, принесли калмыцкие кочевники (ойраты) в середине 17в. Именно в это время ойраты пришли в волжские степи и на территорию нынешней Волгоградской области. Свидетельство тому - исторические факты, которые приводят в своих работах историки и картографы.
Уникальным явлением, связанным с буддийской историей Волгограда, является возникновение миссионерского поселения немецкой религиозной общины гернгутеров Сарепта к югу от Царицына (ныне территория Красноармейского р-на г. Волгограда), с целью обращать язычников-калмыков в христианскую веру. Расположение кочевий к югу от города явилось причиной выбора месторасположения миссионерской колонии. История взаимоотношений немцев-гернгутеров и калмыков-буддистов раскрывает глубокие буддийкие традиции калмыков, кочевавших в пределах старого Царицына.
Часть территории ныне Светлоярского района на волгоградской области (село Солянка) принадлежала древнему калмыцкому роду князей Тундутовых. На их землях находился буддийский храм «сюме», буддийская ступа - чортен, где был захоронен князь Церен Давид Тундутов - первый представитель калмыцкого народа в первой государственной думе России.


Отсюда, через Сарепту уходили буддийские паломники в Тибет учиться у высоких лам, чтобы поддерживать живую традицию буддизма у себя на родине. Интересен тот факт, что только калмыцкие князья Тундутовы имели особую печать от Далай-ламы, позволяющую беспрепятственно проходить в столицу Тибета Лхасу, тогда как для европейцев в нач. 20 века она оставалась закрытой.
Многие русские и европейские путешественники, востоковеды останавливались в Сарепте для изучения буддийской культуры, калмыцкого языка и этнографии. Так в 1904 г. в Сарепте жили и работали известные ученые - востоковеды Г.И.Рамстед и А.Д.Руднев. От сарептского аптекаря Х.Кристофа Руднев А.Д. получил коллекцию тибетских лекарственных препаратов, список медицинских терминов на латыни с переводом на калмыцкий язык. Перемещаясь с юга города к центру, мы обнаружим интереснейшую находку, связанную с буддийским искусством: житель Кировского р-на нашел у себя в огороде, во время весенних работ, статуэтку Бодхисатвы работы индийских мастеров кон.19 в. ( она пополнила калмыцкую коллекцию музея-заповедника «Старая Сарепта»). В центре Сталинграда, по архивным источникам, на 1933 г. действовал один буддийский храм.
Та основа взаимоотношений и взаимообмена между буддистами-калмыками и другими народами, проживавшими в пределах старого Царицына, которая была заложена в 18-19 вв. сохраняется и в наши дни. Большой вклад в поддержку этой традиции вносят калмыцкий культурный центр музея-заповедника «Старая Сарепта», где формируется музейный фонд калмыцкой культуры, проводятся экскурсии, выставки, фольклорные праздники, научно-теологические конференции по калмыцко - буддийской тематике.Так в 2009 г. музей поддержал инициативу настоятеля буддийского храма «Великой Победы» ламы Джигме и выступил одним из организаторов строительства мандалы «Двадцати Одной Тары» в «Старой Сарепте». Волгорадский музей изобразительный искусств любезно предоставляет свои выставочные залы для проведения выставок буддийского искусства. Свою лепту вносит и общественная организация «Союз Калмыкия - Волгоград», просветительский благотворительный фонд «Наследие» им. Н.Очирова (г. Элиста).
В 2010 г. усилиями фонда им. Н.Очирова, и лично его председателя Улановой Н.С., при поддержке общественных, религиозных организаций и меценатов, в пос. Солянка, бывшем родовом имении князей Тундутовых восстановлена Ступа Просветления.




В центре тибетского буддизма «Карма Кагью» в г.Волгограде проходят лекции буддийских учителей, позволяющие всем интересующимся приобщиться к живой передаче буддийских поучений.

духовная практика, Россия, Волгоград, Европа, Карма Кагью, архитектура, Ом Мани Пеме Хунг, Ступа, буддийская ступа, Лама Оле Нидал, Дхарма, чортен, Будда, Буддизм, Просветление

Previous post Next post
Up