Интервью с Виктором Девени.
1. Какой была твоя роль в проекте «Ступа в Бечке »?
Я координировал строительство Ступы.
2. Можешь нам рассказать как начинался проект ?
Впервые я столкнулся с ним, когда однажды поднялся наверх в офис будапештского центра. Дверь была открыта, и я увидел, что идет какая-то встреча, и что в ней участвует Герге Порколаб. Я хотел зайти и поздороваться с ним. Когда он меня увидел, то пригласил внутрь и попросил остаться,сказав, что это, может быть, касается и меня. Именно тогда я первый раз услышал о возможности построить Ступу в Бечке. Вечером, Герге и другие позвонили Ламе Оле и попросили его подтверждения того, что Ступа, изначально планировавшаяся для Гамбурга, может быть построена в Бечке. Эта ситуация возникла, поскольку местные власти Гамбурга решили не выдавать окончательное разрешение на постройку Ступы. Всё это произошло в начале июля.
Следующие полторы недели мы провели собирая всю возможную информацию. Например, мы проверяли, на сколько реалистично было бы построить Ступу всего за два месяца. В то же самое время, мы ждали когда Ринпоче даст нам «зеленый свет» на начало проекта в Бечке. Я помню, что нам пришлось немного подождать, поскольку Ринпоче был в ретрите. Вскоре, в понедельник, мы получили одобрение Ринпоче, он как раз закончил свой ретрит. Наш первый шаг был предпринят 9 июля, - мы начали строить дорогу на вершину Улиточного холма - так местные называют это место, - к месту постройки будущей Ступы. Нам нужно было обновить дорогу, так чтобы ее могли использовать машины, грузовики и строительная техника.
3. Как вы решили строить Ступу Просветления?
Поначалу в Гамбурге планировался именно этот тип Ступы. Насколько я помню, несколько лет назад Лама Оле сказал, что в Венгрии он бы хотел видеть Ступу Калачакры, и добавил, что Ступа Просветления тоже было бы здорово. В конце концов, получилось, что это будет Ступа Просветления.
4. Каково значение этого типа ступы?
В-общем, есть восемь разных типов ступ, которые отражают восемь разных этапов жизни исторического Будды. Ступа Просветления символизирует его Просветление. Я не знаю деталей, - как именно это отражено в Ступе или в тех реликвиях, что содержатся в ней.
5. Что ты можешь рассказать об Улиточном холме, месте постройки Ступы? Кто-то слышал рассказы, что мэр деревни подарил для нее землю.
Вначале мы не владели землей, на которой расположен холм. В то время нашей собственностью было место, где проводятся курсы. Но уже тогда возникал вопрос строительства Ступы. Мы как-то спросили Оле о Ступе в Бечке, и он сказал, что возможным местом мог бы быть маленький холм на нашей земле, сразу за тем местом, где люди ставят свои палатки во время курсов. Позже мы купили Улиточный холм и задумали построить Ступу там. Вскоре после этого, Ринпоче и Оле точно указали, где именно должна быть построена Ступа. Это всё случилось два года назад. Когда мы спросили Ринпоче и Оле - как сделать так, чтобы наши пожелания о Ступе в этом месте сбылись, - Ринпоче посоветовал нам ходить на вершину Улиточного холма так часто как возможно и петь молитву Таре об исполнении желаний и делать призывание Махакалы. К тому же, у нас были хорошие отношения с местными властями, и мэр Бечке очень нам помогала.
6. Люди называли эту Ступу «Экстресс-Ступа», из-за очень малого времени постройки. Как вам это удалось?
Мне кажется, это действительно самое интересное. Это всё касается планирования стройки. Если у вас есть достаточно времени, то построить внешнюю форму Ступы совсем несложно. Нужно сказать, что гамбургский центр к тому времени уже проделал множество предварительных вещей. Рональд Кнак, архитектор, очень умело всё скоординировал. Например, был подписан контракт с немецкой компанией на постройку шпиля Ступы - 13 колец, солнце, луна и т.п. Они также нашли другую компанию, специализирующуюся на железобетонных работах, чтобы сделать опалубки для фундамента. Всё это было сделано до начала работ в Бечке. Рональд приехал в Будапешт ради этого проекта, и мы вместе стали искать пути, как ускорить строительство. Во время встречи стало ясно, что есть одно препятствие. Первоначальный план был в том, чтобы немецкая компания построила опалубку, отправила ее в Венгрию, и предоставила двух своих специалистов, чтобы помочь венграм с постройкой. К сожалению, наш анализ показал, что это было бы слишком медленно. Мы нашли решение -передать некоторые работы венгерской строительной компании. Немцы должны были закончить опалубку для фундамента и бумпы, а венгерская строительная компания - для центральной части. После того, как два немецких специалиста помогли нам с фундаментом, они оправились назад в Германию чтобы построить опалубку для бумпы. Приехал Ринпоче и начал заполнять нижнюю часть Ступы, которая содержала пять камер. Мы начали и закончили эту часть в середине августа. Затем венгры начали постройку той части Ступы, которая состоит из четырех ступеней. Нам очень повезло, что мы нашли старого друга, который проделал большую работу по постройке Ступы в Таре, неподалеку. Фактически, он направлял там всю стройку. Когда я ему позвонил, он сказал, что даже несмотря на то, что он был довольно занят в своей собственной строительной компании, он попробует помочь нам насколько возможно. Всё закончилось тем, что он и двое его сотрудников помогли нам построить центральную часть Ступы. Мы закончили эту часть первого сентября. К тому времени немцы вернулись в Венгрию с опалубкой для бумпы и начали собирать ее. У нас также были дополнительные, необходимые на этом этапе, элементы, сделанные в Венгрии. Мы поместили опалубку для бумпы в стороне от Ступы и заполнили бетоном. В то же самое время, венгерская строительная команда строила центральную часть Ступы.
Примерно в то же время Ринпоче вернулся в Венгрию, чтобы заполнить камеру в главной части. Как только это было закончено, большой кран поднял бумпу и поставил ее на центральную часть. Это было 8 сентября. 10 сентября приехал Оле и разместил древо жизни внутри верхушки Ступы.
Что касается организации, я бы хотел сказать, что было множество маленьких групп, работавших над разными частями проекта. Например, немецкая леди по имени Барбара занималась позолотой всех частей шпиля ступы и камеры для статуи. Кстати, Барбара делала всю позолоту для ступ Лопен Цечу Ринпоче в Европе. Параллельно, группа Анны Хорват собрала все необходимые предметы для заполнения ступы. Стоит отметить, что фундамент ступы был поднят на два метра. Причиной этого было то, что Оле хотел, чтобы Ступа была видна издалека.
7. В чём разница между постройкой Ступы и постройкой дома?
Я даже не знаю с чего начать... Как вы, наверное, догадываетесь, постройка Ступы - это совершенно другой процесс, даже несмотря на то, что используются те же материалы. Во- первых, при постройке Ступы ставки выше, чем при постройке дома. Роль каждого конкретного участника процесса намного более важна, чем в обычном строительном проекте.
Поэтому нам удалось справиться с трудностями с большей легкостью. Например, как- то была очень плохая погода. Из- за этого машина с бетоном не могла подняться на холм. Представьте транспортное средство длиной 12 метров и весом в 20 тонн. Водители предприняли две попытки штурма холма. Мы видели, что после второй попытки они стали разворачиваться. Трое из нас побежали за грузовиком и в течение получаса упрашивали их попробовать еще. Люди радостно и от всего сердца бросились в ситуацию с головой. Поэтому водители остались - они, наверное, почувствовали наш энтузиазм.
8. Что было наиболее трудным в стройке? Случалось ли что-то незапланированное?
Я бы сказал, что плохая погода превратила нашу серьезную задачу в довольно - таки непростую. Дождливая погода делала доставку стройматериалов на стройку сложным делом. Как- то, местные жители даже посоветовали нам использовать телегу. Аргументом было, что если человек может подняться на холм, то и лошадь сможет. В конце концов, нам удалось решить проблему с помощью трактора.
9. Был ли момент когда вы думали, что не сможете закончить вовремя?
Абсолютно. У меня было это чувство всё время. Весь процесс укладывания в сроки казался мне очень сложным. Поскольку я работаю в строительстве, то примерно знаю шаги, которые должны быть предприняты, в каком порядке, и сколько они займут времени. Я могу честно сказать, что у нас не было ни одного дня простоя во время строительства. Например, когда мы заканчивали какой- то шаг в работе и видели, что, наверное, у нас будут лишних 3-4 дня, обязательно что- то случалось. Плохая погода часто приводила к задержкам, которые не давали нам завершить этапы раньше, чем планировалось. С другой стороны, когда наступали действительно критические времена и казалось, что мы не поспеем к сроку, нам всегда удавалось в последнюю минуту поднажать. Нечто подобное случилось с бумпой. Снова, это был день, когда погода была ужасна, и выполнять нашу работу было проблематично. В понедельник, 8- го сентября, мы планировали поднять бумпу на ее место на вершину Ступы с помощью крана. Вечером предыдущего дня начался ужасный ливень. Утром в понедельник, когда я ехал наверх к ступе, мне стало ясно, что машина с краном наверняка не сможет преодолеть подъем. Так что, казалось, мы не сможем установить бумпу как планировали. Вместо того чтобы прибыть по плану в 9 утра, кран приехал в полдень. Несмотря на то, что дождь прекратился, дорога была в грязи и нам казалось, что шансы поднять кран на вершину призрачны. В конце концов, водители крана решили оставить кран у подножия холма и вернуться на другой день, когда погода улучшится. Они уехали. Но один из них оставил в Бечке свою сумку и вернулся за ней. Когда они вернулись, Ринпоче попросил нас передать им, чтобы они попробовали снова. На самом деле нам пришлось немного умаслить их, чтобы убедить их это сделать. С третьей попытки, когда уже вечерело, им удалось взобраться на холм. Учитывая то, что бумпа весит несколько тонн, крановщики хотели произвести операцию с использованием более безопасных методов, чем было запланировано, но у них не было дополнительных строп и тросов. Они хотели вернуться в Будапешт за недостающим и продолжить на следующее утро. Нам удалось найти крановщика недалеко от Бечке, - он одолжил нам несколько тросов. Благодаря его щедрости, нам удалось поставить бумпу вечером в понедельник.
10. Вспоминается ли тебе что-то особое или необычное?
Что я точно помню, так это то, что если происходило что-то необычное или трудное, ситуация всегда разрешалась в последний момент. Например, однажды в стройку ударила молния. Шел дождь, вокруг Ступы стояли строительные леса. На них был Андреас, вместе с немецкими рабочими. Поскольку Андреас фон Хаген был ответственным за технику безопасности, он приказал всем покинуть леса. Как только последний человек их покинул, молния ударила в пяти метрах от Ступы.
Еще одна интересная история случилась, когда мы рыли яму для фундамента. Это было наше первое совместное усилие в постройке Ступы. Это заняло почти целый день, мы закончили работать в полдесятого вечера. Даже несмотря на то, что после обеда появились тучи, а в большинстве мест вокруг Бечке шел дождь, было удивительно, что на вершине холма дождь начался только за 10 минут до того, как была выброшена последняя лопата земли. К тому моменту, это был уже невероятный ливень. На следующее утро мы видели радугу в небе.
11. Сколько народа приняло участие в строительстве Ступы? Чем они занимались? Как они попали в команду?
Я могу честно сказать, что в этом смысле проект был весьма успешным. Я обнаружил, что много людей со всей Венгрии приняло участие. Что касается именно строительных работ, нам очень повезло, что такие друзья как Виктор Молнар и Йожеф Чонтак (Чонти) играли ведущие роли. У них получилось провести значительное время в Бечке, так как они не работали в то время.
У них есть огромный практический опыт, в котором мы действительно нуждались. Часто, когда я не мог быть в Бечке, Виктор и Чонти осуществляли всю местную координацию и направляли работы. Я также должен упомянуть Камиллу Мойжес, которая делала отличную работу, справляясь с потоком информации. У Андреаса и Жужи фон Хаген была двойная роль - они не только переводили для немецкой строительной команды, но также помогали с координацией множества работ. Конечно, было еще много-много других, кто помогал нам, жертвуя своими выходными, чтобы принять участие в строительных или сопутствующих работах (например,подготовка проспектов, работа на кухне и т.п.). Кроме строительной команды, у нас также была группа людей, ответственных за подготовку и сбор всего наполнения ступы. Совершенно невероятно, сколько работы было связано с этим. Анна Хорват и ее команда сыграли громадную роль в том, чтобы всё это было сделано. Нельзя забывать, что наши гамбургские друзья начали эту работу. Например, они сделали ровно 8000 ца-ца для ступы, это немало. Любой, кто посмотрит на эти ца-ца, увидит как много времени и терпения требуется для этого. Должны быть сделаны формы. Их нужно залить гипсом. Затем ца-ца нужно раскрасить, завернуть, отправить и заполнить реликвиями. Было много различных видов ца-ца: Шакьямуни, Кармапа, Алмазный Ум, Будда медицины, Акшобья, Амитаюс, Амитаба, Кхорло Демчог, Кашьяпа, пять Будда-семейств, Тара,
21 Тара, Миларепа. В целом, несколько сотен человек приняло участие в работе. Все, кто хотел принять участие в постройке или подготовке заполнения Ступы, могли это сделать. Это был действительно международный проект. Люди приезжали помогать из самых разных стран, особенно из Центральной Европы. У нас также были помощники из Южной Америки и России, особенно в начале сентября. На курсах и во многих форумах мы просили наших венгерских и иностранных друзей пожертвовать ювелирные изделия и полудрагоценные камни для наполнения Ступы. Мы получили множество пожертвований из-за границы, и таким способом множество людей смогли принять участие в этом проекте.
12. Даже несмотря на то, что стройка окончена, еще многое предстоит сделать. Что еще должно быть сделано?
Ко времени инаугурации нам удалось закончить постройку Ступы и ее непосредственного окружения. Но в дальнейшем мы хотим сделать еще больше. Особенно мы бы хотели поработать над ландшафтным дизайном вокруг Ступы, и те наши друзья, кто знает о разбивке садов, могли бы нам помочь. Следующая и наиболее важная задача - провести к этому месту необходимую инфраструктуру, - электричество и воду. Лама Оле попросил нас сделать маленькое кафе и магазинчик возле Ступы, чтобы предоставить дружественное окружение для тех, кто интересуется буддизмом. Он также сказал, что было бы хорошо, чтобы кто-то оставался там постоянно или на длительное время. Площадка со Ступой открыта для посещения. Лама Оле сказал, что это место, где те, кто находится вне буддизма, могут установить контакт с ним. Также он просил не строитьдомики для ретритов близко к Ступе, - вместо этого они должны быть где-нибудь в отдалении от Ступы и от места проведения курсов.
13. Какой была реакция местных жителей-небуддистов? Как вы сотрудничали с местными властями?
На самом деле, реакция была довольно положительной. Понятно, что первая реакция на наши планы была смешанной, однако большинство людей в деревне поддерживало нас. В частности, мэр Бечке оченьнам помогала, особенно в части необходимых официальных шагов и получении необходимых разрешений. В самом начале мы объяснили ей, что у нас еще нет никаких разрешений. Наш друг подготовил заявления в разрешительные органы по строительству. Мы получили разрешение на строительство в первую неделю сентября. Чиновники, выдававшие разрешение, говорили нам, что они не могут припомнить случая за последние несколько лет, когда разрешение на строительство выдавалось так быстро. Нам действительно помогали на каждом шагу.
14. Сотрудничали ли вы с Войтеком Коссовски?
Насколько я знаю, Войтек и Рональд консультировались друг с другом несколько раз по постройке Ступы. Конечно, форма Ступы задана, так что планы, как она должна выглядеть, не нужны. Тем не менее, нужно принимать решения об используемых материалах и о постройке. Рональд делал всю эту работу. Ступа сделана из железобетона, так же как и Ступа в Беналмадене. Я слышал, что Рональд спрашивал у Войтека совета по некоторым вопросам, и они обсуждали определенные аспекты строительства.
15. Когда люди готовили церемонию инаугурации Ступы, мы видели «Respect to Hamburg» на футболках. Что это значит?
Гамбургский центр проделал невероятный объем предварительной работы за 9-10 месяцев до строительства Ступы, особенно по созданию ца-ца. Более ста человек приняли в этом участие, многие из них из Чехии. Многие из наших гамбургских друзей смогли приехать в Венгрию на инаугурацию, и им действительно понравилось. То есть этот проект был действительно международным. Мы не смогли бы завершить этот проект без помощи наших гамбургских друзей. В будущем, когда подобная Ступа будет построена в Гамбурге, мы пообещали помочь им в изготовлении ца-ца. Также, мы сделаем металлические элементы шпиля Ступы в Венгрии. Мы готовы помочь им и отплатить услугой за услугу, когда они будут строить Ступу у себя.
16. Каким был бюджет строительства?
На данный момент (начало октября 2008 г.) мы заплатили 38 миллионов форинтов (150 тыс. евро), и, как только придут некоторые дополнительные счета, у нас еще будут расходы. Общие затраты только на Ступу будут составлять примерно 50 миллионов форинтов (200 тыс. евро). Причина, по которой наши затраты были такими высокими, в том, что нам нужно было построить Ступу за короткий промежуток времени. С учетом наших сжатых сроков, мы не могли торговаться при заказе материалов и работ. Наши друзья из Гамбурга приготовили и доставили нам много материалов, и мы должны были платить немецкие цены. Но это не было проблемой, - мы были очень счастливы, что у нас была помощь от наших гамбургских друзей. Если бы у нас было больше времени, и если бы мы могли организовать вещи по-другому, наши общие затраты были бы наверняка меньше. Я хотел бы сказать, что до сих пор мы получили пожертвований на общую сумму почти 33 миллиона форинтов (130 тыс. евро), в основном от венгерских друзей и из международных источников, и нам еще предстоит достаточно много собрать.
17. Сколько людей приняло участие в инаугурации?
Мы точно не знаем. Утром 14 сентября около 2 тысяч наших друзей буддистов приняло участие в буд-дийской инаугурационной церемонии. Несколько сот местных жителей, политиков и представителей медиа посетили официальную церемонию открытия вечером того же дня.