До распространения буддизма Тхеравады, который пришел в страну в XI в. через Таиланд, Камбоджа была, прежде всего, индуистской страной, но здесь также практиковали и буддизм Махаяны. Наиболее примечательным храмовым сооружением Камбоджи является Ангкор Ват - резиденция кхмерских королей (около IX-XV в. н.э.). В преобладающе индуистском исполнении ансамбль таит в себе буддийские храмы традиции Махаяны.
![](http://pics.livejournal.com/stupaman/pic/0008bhrc/s640x480)
Кхмерский король Джаяварман VII (годы правления около 1181-1201) обратился к буддизму и в конце XII ст. велел построить буддийский храм Байон в Ангкоре Тхоме. Байон сооружен виде мандалы, центральный храм образует середину, которая окружена несколькими «башнями-лицами» с изображением Будды Любящие Глаза (санскр. Авалокитешвара) в метр высотой.
![](http://pics.livejournal.com/stupaman/pic/0008caa6/s640x480)
Многочисленные маленькие каменные шкафы изначально были отделаны изображениями Будд и Бодхисаттв.
Ступы в кхмерском стиле в Пномпене:
![](http://pics.livejournal.com/stupaman/pic/00087k6e/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/stupaman/pic/00088ac9/s640x480)
Около 800 г. н.э. буддизм пришел в Лаос, символом которого является золотой Ват Пха Тхат Луанг. Большой храм в форме ступы был построен на руинах древнего кхмерского храма в XVI в.
Тхат Дам - старинная "Черная ступа". Лаосцы верят, что "Черная ступа" была построена на месте пещеры, в которой живет семиглавый дракон. Изначально она была покрыта золотом, как и многие другие ступы в странах, где распространен буддизм тхеравады. Но во время войны с Сиамом (Таиландом) в 1827 году завоеватели счистили все золото, и с тех пор ступа из крипича в самом центре Вьентьяна выглядит черной и заросла мхом.
![](http://pics.livejournal.com/stupaman/pic/0008az5b)