Есть у меня несколько товарищей с Украины, которые прильнули к радикальным группировкам во время гражданской войны. Не осуждал их права выражать свою позицию, даже когда они принимали участие в военных событиях на Донбассе. Всегда пытался поговорить с ними, разобраться с тем, что у них в голове. Помочь получить обратную связь. Единственное, как мог повлиять на ситуацию.
Вчера оборвалась 12-летняя дружба, когда друг выложил себя со свастикой. Говорит, что такая обязанность у него. Проверка на преданность. Все могу понять, но не это.
В мае двое вышли из радикального движения. Не знаю, насколько я повлиял на ситуацию, но негатив перерос с "украинского ультранационализма" на рациональную критику. Если один из них позволял себе сказать, что русские виноваты во всех бедах Украины, то сейчас перестал хотя бы обобщать.
Главное, что большинство знакомых и друзей с Украины общаются без агрессии, пытаясь не переносить происходящее в стране на общение, хотя все переживают достаточно сильно, чтобы было не заметно. Мне тоже тяжело свободно разговаривать с ними.
Считаю, что критически важно не рвать контакты между людьми, даже в таких непростых условиях. Через годы восстановить отношения будет сложнее.
#йухвойне