ВЕРНЕМ РОССИИ ГОРОД-ГЕРОЙ СТАЛИНГРАД - ГОРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ

Sep 25, 2014 22:16

Авторы:
Бузский Марат Павлович, д.филос.н., профессор,
Вырщиков Анатолий Николаевич, д.п.н., профессор,
Кусмарцев Михаил Борисович, к.п.н., доцент

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы, особо остро разворачивается дискуссия о возможности и целесообразности возвращения имени городу-герою Сталинграду.

Эта дискуссия на современном этапе мирового развития происходит в условиях сложной социально-политической обстановки, связанной с попытками пересмотра итогов Второй мировой войны, активизацией практик героизации фашизма. Для этого есть ряд причин, в том числе и международного характера. Прежде всего - смягчение отношений в Европе и США к личности Гитлера. Советский режим стараются представить как более преступный, чем нацистский. Так, в октябре 2010 года в Немецком историческом музее в Берлине открылась выставка «Гитлер и немцы» с подзаголовком: «Гитлер как воплощение народного идеала спасения нации». С 2004 года в ООН каждый год идёт голосование по документу о недопустимости ксенофобии. В документе отдельно подчёркивается: недопустима героизация фашизма. В 2011 году 17 стран Евросоюза проголосовали против этого документа. Выходит - героизация нацизма возможна? В полной красе мы это сейчас видим в Украине. Радикал-националисты, фашиствующие молодчики «огнём и мечём» наводят свой порядок, участвуют в карательных операциях, в том числе, против мирных жителей юго-восточной Украины. Всё это происходит при поддержке цивилизованной Европы и США - оплоте демократии. События в Украине жёсткий сценарий насаждения такого образца демократии. И основано оно на забвении уроков истории, сохраняющихся в именах, символах и смыслах, доставшихся современным поколениям в духовное наследие от поколения Победителей.
Но что реально дает возвращение имени Сталинград? Какие политические, экономические, духовные перемены последуют после возвращения городу-герою его имени. Какие последствия повлечет за собой этот акт для судеб не только города и региона, но и для всего российского общества и даже мира в целом? В дискуссиях редко рассматриваются последствия такого исторического акта, поэтому попробуем разобраться в этом.

Сегодня уже четко видно, что Сталинградская победа и героизм этой земли, спрятанные в обыкновенном названии «Волгоград», оказываются выведенными из Российской жизни, из содержания мировых коммуникаций, поскольку целиком отнесены к прошлому. Волгоград по отношению к этому историческому прошлому - замкнутое локальное пространство, которое не выводит этот потенциал в мир. Волгоград, как локальная территория дистанцируется от великого смысла этого прошлого своей обыденностью - объективно «не впускает» этот потенциал в современность, поскольку своим современным статусом рядового областного центра разъединяет свое настоящее и свое прошлое, оставляя это прошлое «за бортом» своей жизни. И лишь прорыв этого состояния, который может осуществиться через возвращение героического имени городу сразу же открывает для современности огромные ценностно-исторические пласты и их смыслы, которые в значительной степени расширяют коммуникационное, историческое, культурно-ценностное пространство города, выводя его из локального в глобальное измерение.
Сложившаяся ситуация отражает существенные черты современного идейного противоборства, проходящего в средствах массовой коммуникации. Идет борьба за сознание людей и выдвигаются удобные в контексте глобализма трактовки и интерпретации тех или иных событий, составляющих некогда ключевое значение для общества. Так, изменение общественно-политического строя после 1991 года повлияло на календарь значительных дат и событий: 7 Ноября фактически был «снят» как праздник и заменен на «День народного единства», а праздник 1 Мая лишился своей политической основы, стал «днем мира и труда». Этот процесс сегодня также хорошо виден в попытках приспособить исторические факты и события под политическую конъюнктуру глобалистской риторики, изменить их смысл, отрывая от всего целостного пространства истории. Собственно, изменение названия Сталинграда на Волгоград было своеобразной «политической кульминацией», продолжением «борьбы с культом личности Сталина», которую инициировал, как ни странно, активный участник Сталинградской битвы Н.С.Хрущев.

Это подтверждают и характеристики Волгограда, зафиксированные в федеральном информационном пространстве.: город-герой; город, расположенный на великой русской реке - Волге; город с миллионным населением; центр патриотического воспитания России, политизированный город; экологически опасный город и др. Данные имиджевые характеристики Волгограда как названия города не отражают его историческую значимость как места, где был остановлен фашизм; начался путь к Великой Победе; сформировался дух народа-победителя. Дальнейшие победы Советской Армии: победа под Курском, выход советских войск к Днепру и его форсирование стали закреплением победы в Сталинградской битве.

Именно существующие имиджевые характеристики Волгограда имеют небольшой смысл по отношению к его главному потенциалу: быть наследием Сталинграда, места великих событий, изменивших мир. Сегодня в мировом сообществе виртуальное пространство Сталинграда имеет статус глобального, которое в названии Волгограда ограничено уровнем локального: официально Сталинград - «внутри» пространства Волгограда, но фактически - пространство символики Сталинграда существует как мировое достояние, которое оторвалось от современного Волгограда и связано с последним лишь формально.

Таким образом в современном мире, где идёт поиск и отбор наиболее важных общечеловеческих ценностей, глобальное пространство Сталинграда требует своей интеграции с местом существования Волгограда, так как именно такое соединение может раскрыть современное содержание понятия «Сталинград», выявить его роль в стратегии развития современной России. Сегодня перед страной, осуществляющей свой исторический выбор, раскрытие и освоение современного смысла феномена Сталинграда намного важнее обыденного представления о Волгограде как центре Волгоградской области.

В настоящее время оказывается, что феномен Сталинградской битвы и героизм защитников Родины, растворён в названии «Волгоград», выведен из современной жизни российского общества, из содержания мировых процессов, поскольку целиком отнесены к прошлому. Волгоград по отношению к этому историческому прошлому не несет символической нагрузки и, соответственно, не выводит духовный потенциал величайшего в мировой истории события в современный мир. И лишь прорыв этого состояния, который может осуществиться через возвращение городу его исторически сложившегося имени-символа определит для современности огромные ценностно-исторические пласты и их смыслы, которые в значительной степени расширяют коммуникационное, историческое, культурно-ценностное пространство города, выводя его из локального в глобальное измерение. Такое пространство сегодня нельзя создать путем простого переноса событий прошлого в современность: при всем уважении к прошлому, его символика, язык, нормы, тексты и другие проявления должны трансформироваться в пространство современности, а не наоборот. В этом соотношении как раз актуализируется проблема: при каких условиях современности феномен Сталинграда будет сохранять свою энергетику в виде незыблемых ценностей, идеалов и смыслов, в основе которых лежит идея служение Отечеству?

Какие это смыслы, жизненно важные для современности, открывает возвращение городу его имени? Какие ценности сконцентрированы в имени «Сталинград», которые сегодня оказываются востребованными как российским обществом, так и мировым сообществом?
Если рассматривать Волгоград как название города, то можно сказать, что он, как обычный областной центр, не выходит за рамки современного российского пространства, возникшего с 90-х годов ХХ в. Здесь - свое производство, бюджет, состав населения, свои внутренние праздники, культура и т.п. Волгоград надежно и устойчиво «размещается» в своем локальном пространстве. О нем могут говорить в Европе, Австралии, Канаде, Латинской Америке как о «бывшем Сталинграде», так как его собственное «волгоградское» качество как города особо не выделилось исторически. И не только потому, что его производственно-экономическое функционирование не способствует такому «выявлению лица». Однако духовный контекст Волгограда как названия города: быть наследием Сталинграда, места великих событий, изменивших мир.

В этой связи возникает вопрос: что же меняется в современном Волгограде, если он становится Сталинградом, какое новое качество его жизни появляется в его собственном пространстве? Прежде всего, возвращение городу-герою имени «Сталинград» означает повышение ответственности власти и общества за сохранение и развитие традиций Сталинграда в современности. Это требует радикального изменения самого пространства города-героя, изменение самосознания его жителей, целевых ориентиров и стратегии развития. Но самое главное и важное - как собственными силами, при помощи научного и культурного сообщества нашей страны, представителей административной, военной, деловой и др. общественности найти способы интеграции содержания пространства Сталинграда, его ценностей в современные условия жизни граждан России.

Можно с уверенностью утверждать, что осуществление такой интеграции сразу же переводит Сталинград в плоскость общероссийского инновационного пространства, в котором будут создаваться и практически прорабатываться различные формы и методы интеграции и мотивации населения, хозяйствующих, административных и других субъектов. В таких формах, в их практической реализации, может быть раскрыт огромный потенциал единства власти и общества, патриотизма как фактора консолидации российского общества, укрепления национальной безопасности и государственности. Все это может стать реальным дополнением принципов универсальной рыночной конкуренции.

Инновационная сущность возвращения городу-герою имени «Сталинград» - в создании высокого уровня концентрации энергии социально-трудовой активности населения, развития российской гражданской идентичности, массовое сознание определяющего все сферы общественной жизни российского патриотизма. В интегральном виде сознание российского патриотизма выступает как сознание Победы, сознание и самосознание новых поколений Победителей. Существование Сталинграда было и остаётся многомерным феноменом: он существует на реальной земле, ещё хранящей следы великой битвы, в людях, реально переживших эти события, в артефактах культуры, межпоколенном общении, текстах и виртуальном мире мультимедиа. С этим феноменом связано главное - пространство Победы.

Однако возвращение исторического имени сразу же открывает проблему: сможет ли современный город удержать высокий статус наследника героического Сталинграда? Способен ли город, при его современном состоянии, дифференциации населения достичь такого социального, культурного, политического, морального единства, которое бы обеспечило постепенный переход на ценности и социальную энергетику Сталинграда.

Вместе с тем, возвращение городу его имени как отражения признанного миром значения событий прошлого, ведёт фактически к изменению его статуса через активное использование духовного, ценностно-смыслового потенциала. А это в новейшей истории - явление новое и имеющее в себе элементы риска.

Риск в том, удастся ли реально, а не поверхностно удержать и развить потенциал Сталинграда в современности. Этот риск особо актуален для современности с насаждением массовому сознанию фальсификаций и беспочвенных интерпретаций, активного порождения имитаций, выступающих инструментами конкурентной среды, как в локальном, так и в глобальном масштабе. Поэтому трансформировать Сталинград как имя, несущее в себе огромную ценностно-смысловую нагрузку в современность должна быть абсолютно открытой, правдивой и выражать действительность (а не видимость). Поэтому возвращение Сталинграду его имени может обсуждаться и даже состояться тогда, когда всесторонне и тщательно будет раскрыто содержание такого феномена как «Современный Сталинград»: выделены его признаки и ценности, определена нормативность, социальные, культурные, политические и другие параметры. Еще большая сложность - точное определение того, как и в каких направлениях может быть «перенесен» Сталинград в наш современный город, какие узловые связи и состыковки при этом откроются как актуальные.
Возвращение городу-герою его имени меньше всего оказывается простой сменой названия города. В этом акте как бы «выравнивается» разрыв в российской (да и во многом мировой) истории, восстанавливается ее непрерывность (несмотря на смену социально-политических форм организации общества), основанная на необходимости дальнейшего освоения ресурсов и ценностей, созданных в прошлом.

Таким образом, реальное существование такого прогресса делает столь же реальной и необходимой преемственность социально-культурного, политического и др. опыта, к которому с полным правом относится и опыт Сталинграда. И здесь - с точки зрения целостности российской истории, а так же перспектив развития страны, необходимости выбора и освоения того потенциала, который бы мог дать огромный импульс современному «исходному пункту» существования и развития нашего общества - современное освоение потенциала Сталинградской битвы через форму и процесс возвращения к его важнейшим ценностям граждан России, как максимально связанного с ним «места» его исторической реализации, оказывается необходимым и исторически оправданным.

Переход города из статуса локального в глобальный, мировой - сложнейший и сравнительно мало изученный процесс. Исторически все города в своей постепенном развитии объективно и поступательно меняли свой статус: либо повышали его по мере роста населения, своей экономической мощи, усиления культурного, политического, инновационного воздействия на окружающую среду, или же теряли свое влияние, если экономические пути их обходили, когда рядом бурно развивался некий мегаполис, или открывалась экономически выгодная территория.
Учитывая усиление международной напряженности, геополитические реалии современного мира, пришло время напомнить человечеству о всемирно-историческом значении Сталинградской битве в Великой Отечественной войне, а также Второй мировой войне в целом, да и всей мировой истории в разгроме фашизма, вернуть российскому народу город-герой Сталинград, город Победитель.

Сталинград, Люди, Россия, Волгоград

Previous post Next post
Up