Пономарёва А. Карьера: сегодня и завтра или «Добро пожаловать в менеджеры!» // Социальный вектор - апр.2010 - №4 (8) - с.6
Газета "Социальный вектор" - ежемесячное информационно-аналитическое издание студентов факультета психологии и социальной работы ВГПУ. Темы статей: социальная сфера общества, с точки зрения социальной работы, психологии и других социально ориентированных наук. Редактор газеты Стукалов Сергей (т.е. я).
____________________________________________________________________________
Ну что ж, стоит начать с того, что образование, которое в данный момент получает огромное количество молодых людей - это дорога в жизнь, великолепный фундамент для дальнейшей деятельности и построения собственной карьеры. Красивое слово - карьера! А какова вероятность для большинства из нас взлететь, взойти, всползти (нужное подчеркнуть) по карьерной лестнице?
Не станем пока трогать такое далёкое и красивое завтра. Мы возведём его на постамент, будем приносить нечеловеческие жертвы и надеяться, что этот памятник с течением времени отобразит будущую действительность, которая (конечно же!) неожиданно совпадёт с нашими мечтаниями и представлениями о ней. Давайте лучше рассмотрим сегодняшний день и изучим его реалии.
Возьмём, к примеру, наш педагогический университет. Логично предположить, что в данном учебном заведении обучают педагогов. Несколько тысяч молодых специалистов выпускаются каждый год. Но (о, чудо!) в школах и дошкольных образовательных учреждениях, где катастрофически не хватает молодых квалифицированных кадров, работают единицы. Нестыковочка выходит. Куда же деваются юные педагоги? Не в Лету же они канули, в самом деле?
Итак, мы подошли к основополагающей проблеме - выпускники ВУЗов не желают идти работать по специальности. Почему? На то существует масса причин различного характера.
Во-первых, это заработная плата. Сталкиваясь со смехотворной оплатой труда в учреждениях государственного образования, невольно начинаешь задумываться, для чего тебе нужно было тратить четыре или пять лет своей жизни, тем более юности? Чтобы получать нищенские четыре тысячи в месяц? Какой смысл мне быть дипломированным педагогом, когда некто Петя Васечкин, менеджер среднего звена в какой-нибудь конторе, занимающейся логистикой, купивший себе диплом по таким модным на сегодняшний день специальностям, как экономист, юрист или бухгалтер, будет получать зарплату в 3, а то и в 4 или 5 раз выше? Ведь такие организации зачастую не требуют специального образования при приёме на работу - главное, чтобы это была «вышка». Допустим, что сегодня наше государство стало задумываться о том, что в скором времени старое поколение учителей и воспитателей неизбежно уйдет на пенсию и воспитывать детей станет просто некому. Да, сейчас существует положение о том, что молодым педагогам в первый год работы по специальности положена надбавка к заработной плате в размере 50% от оклада, во второй год - в размере 40% и так далее по убывающей, но ведь даже эта мера не компенсирует существующей разницы.
Второй по своей важности причиной, на мой взгляд, является давняя сформированность педагогических коллективов образовательных учреждений, то есть большую часть кадров составляют люди, привыкшие работать ещё по, казалось бы, изжитым моделями советского обучения, которые руководствуются принципами авторитаризма.
В этом случае назревает конфликт полярностей, так как современные концепции гуманистического образования вызывают, по большей части, острую неприязнь у педагогов «старой закалки», и молодых специалистов, которые стремятся изменить что-то в устоявшейся системе обучения и воспитания просто «осаживают», заставляют поумерить пыл, что естественно снижает мотивацию к дальнейшей деятельности и творчеству. Государство заинтересовалось и этой проблемой: сейчас на рассмотрении находится закон о сокращении кадров пенсионного возраста. Но это ведь, как минимум, 35% работающих в настоящий момент педагогов. А кто придёт им на смену? Неизвестно.
Ещё одна тяжеловесная причина - нежелание учреждений принимать молодых людей без опыта работы. Но откуда же взяться этому опыту, если тебя никто не хочет брать на работу? Ниоткуда. Хотя и политика руководства организаций вполне объяснима: если у пришедшего ко мне человека нет опыта работы, как я узнаю, какой он на самом деле специалист? Может быть, этот человек не учился вовсе и уровень его знаний и умений по данной профессии весьма и весьма скуден? Или как мне узнать, какими в действительности личностными качествами он обладает?
Круг замкнулся. К тому же немаловажно, что всех молодых специалистов нужно обучать непосредственно на месте работы. Не зря ведь говорят «забудьте всё, чему вас учили в институте». Государство не выделяет средств на данное направление и любое предприятие, естественно, предпочтёт вложить деньги в заведомо перспективные направления деятельности или производства. Это прискорбно, но вполне логично.
Также не стоит упускать из поля зрения тот факт, что многие современные студенты выбирают себе профессию и учатся не потому, что хотят посвятить свою жизнь данному виду деятельности, а потому, что им просто нужна «корочка», диплом о высшем образовании. Как говорилось выше, это происходит оттого, что многие организации не требуют образования специализированной направленности; для них достаточен сам факт высшего образования.
Четвёртая причина более актуальна для молодых людей, потому что девушкам не приходится отдавать год своей жизни на служение Родине. По истечении трёх лет без работы по специальности, диплом об образовании становится недействителен и его приходится либо подтверждать, либо устраиваться на работу по другой направленности - куда примут.
Ещё мне хотелось бы отметить высокую коррумпированность управленческого аппарата большинства структур. Данное явление оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества потому, что когда решением важных вопросов занимается неквалифицированный, малознающий человек, которого просто «протолкнули» на это место, искажается вся система взаимодействия и управления коллективом, обществом и даже государством. А пробиться через эту паутину «ты - мне, я - тебе» практически невозможно.
На основании всего вышеперечисленного самостоятельно напрашивается вывод: добро пожаловать в менеджеры, господа! Потому что при оценке сегодняшней ситуации на рынке труда, прогнозы всё также остаются неутешительными. А что касается будущего… Время покажет и, как всегда, расставит всё по своим местам.
Группа проекта:
http://vkontakte.ru/club9742864