Коноваленко И. Современный учитель // Социальный вектор - февр.2010 - №2(6) - с.4
Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному выгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
Следует учесть то, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей - эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие.
Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть, способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников и коллег.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их интеллектуальные способности и дарования.
Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам, способный подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и нового гражданина к взрослой жизни вообще.
Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин его личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.
Учитель должен чувствовать ритм жизни своих учеников. Для того чтобы быть услышанным и понятым, нужно «встретится» с ними. Важно владеть интернетом и другими технологиями. Но в то же время важно, чтобы в век этих самых технологий, учитель не растерял и не растратил себя, не стал просто человеком, нажимающим на кнопки. Чтобы он сохранил себя, сохранил свою самобытность, свой стиль и культуру преподавания, обращаясь к новым информационным технологиям и техническим новшествам, как помощника на пути к поставленной цели: развитию души ребенка, формированию характера и воспитанию полноценного, интеллектуально развитого гражданина и патриота своей страны.