По Альтер Маркт с Вильгельмом Обгартелем

Mar 02, 2024 10:59


Мы с вами уже когда-то гуляли по Старорыночной площади вместе с Шарлоттой Кройцбергер (Прогулка по Альтер Маркт. Часть 1 и 2). Гуляли с ней не только как гости города, но и её собственные друзья. Сегодня же мы вновь пройдёмся по серой брусчатке с другим старым знакомым, Вильгельмом Обгартелем, и на этот раз немного окунёмся в историю этого места. Евгений А. Стюарт

Автор - Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)

Перевод, комментарии, иллюстрации - Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)





Сегодня мы с вами поговорим о наиболее старой части так называемого поселения “Шпарге”. “Альтер Маркт” (Старый рынок) именовавшаяся просто “Маркт” (Рынок) до появления после 1860 года “Нойер Маркт” (Нового рынка), и по сей день продолжает оставаться сердцем города. Случилось это ещё и по той причине, что именно здесь важная трасса с юга на север (Гольдап-Георгенбург-Тильзит) пересекается с не менее важной трассой с востока на запад (Восточная граница-Кёнигсберг). Венцом городского пейзажа является Лютеркирха чей шпиль на восточной стороне площади уносится ввысь аж на 62 метра. В плане она представляет собой прямоугольное строение 38,22 метра в длину и 18,33 метра в ширину. Вероятно, что возведена она была в 1610-1612 годах на остатках фундамента первоначальной католической кирхи. Первоначально колокольня не имела шпиля, а только купол. Строительство башни было завершено, по всей видимости, только в 1727 году. В церковных записях за тот год можно прочитать следующее: “5 талеров на обед и 1 бочка пива выданы местным плотникам за установку орла и кугеля на новом церковном шпиле, 24.8.1727”.

По завершении ремонта, проведённого в 1746 году и обошедшегося в 330 талеров и 81 грош, шпиль по причине его ветхости в 1757 году пришлось снести. В церковных отчётах за тот год мы обнаруживаем следующую статью расходов: “90 талеров и 47 грошей. В соответствии с постановлением Высочайшей Юридической Коллегии от 11 марта 1757 года за дневное жалование снесена башня местной кирхи, вновь поставлен купол, а мастеру-плотнику Себастьяну Швайгеру выплачено по счёту и квитанции”.

В таком виде башня простояла вплоть до 1776 года, когда была перестроена и вместо купола обрела изящный изогнутой формы шпиль с позолоченным кугелем и железным орлом.

Во время ремонта в 1832 году башне придали более строгие очертания, убрав изогнутые стропила, характеризовавшие до этого момента внешний облик её шпиля. Лишь во время последнего ремонта в 1912 году кирха вновь обрела свой прежний изящный вид в духе немецкого Ренессанса.



Финальная реконструкция Лютеркирхи. 1912 год.

Само же здание кирхи со временем также претерпевало некоторые изменения. В 1722 году на её южной стороне ещё существовал большой двухъярусный вход и погребальный зал, через который судебные и городские власти попадали на свои места, а также лестница, ведшая наверх, к Купеческому хору, и ещё одна, уходившая вниз, в склеп. В 1796 году этот вход был заменён небольшим притвором. До 1642 года на северной стороне кирхи располагалась ризница - широкая остроконечная двускатная пристройка. Она тоже пропала. Ризницей теперь служит бывший баптистерий.

Входящего в кирху поражает её богатое и выдающееся в художественном отношении живописное и фигурное убранство. Если внешний облик с его остроконечными арочными окнами и дверями носит готический характер, то внутренняя обстановка навеяна духом Ренессанса и украшена преимущественно барочными орнаментами. Даже вестибюль главного входа настраивает посетителя на торжественный лад. В 1926 году его переоборудовали в мемориальный зал, посвящённый погибшим в Первой мировой войне. Справа помещение украшает картина профессора Кёнигсбергской академии художеств Пфайффера “Вход павшего воина в рай”, а слева, во всю стену, плита с именами павших героев.



Убранство самой кирхи с её картинами и скульптурами датируется XVII веком. В соответствии с благочестивым духом того времени, различные частные лица, ремесленники, судьи, советники и купцы соревновались друг с другом в роскошных подарках для украшения храма. К примеру, Кристофф Фрёднер пожертвовал 1000 марок, на которые в 1622 году был построен не только дом для второго священника, но и великолепный алтарь. Клара Негелин в 1638 году пожертвовала на баптистерий, который по сей день служит ризницей и носит упоминание её имени, а также на колонны с 12 апостолами искусно вырезанных из дерева. Андреас Блох изготовил уже не существующую ныне кафедру (Predigerstuhl) , а художник Цейгерманн украсил кирху прекрасными портретами Лютера и Меланхтона, которые теперь находятся на задней стороне алтаря. Супруга судьи Ноймана, урождённая Рюкерлинг, подарила дверь для кафедры, о чём на последней содержится соответствующее упоминание. Абрахам Ольснер в 1664 году пожертвовал 1000 марок, на которые были приобретены серебряный кувшин и дополнительный регистр органа (шалмей), а также, вероятно, в натуральную величину фигуры с трубами и Давид с золотой арфой. Церковная кафедра (возвышение для оратора), имеющая восьмиугольную форму с изящно изогнутым куполом и восседающим наверху пеликаном, орошающим птенцов своей кровью, является настоящим произведением искусства высочайшей степени совершенства и благороднейшего вкуса, также обязана своим появлением этим добровольным дарам.



Свидетельство о благословении. 1935 год.

Картины на плоском церковном потолке и на галереях выполнены инстербургским художником Михаэлем Цейгерманном и его помощником Гансом Менио. Расположение потолочных росписей - чаще всего они выполнены в жёлтых или коричневых тонах на синем фоне - имеет чёткую структуру. Изображения в центральном нефе вдохновлены историей о сотворении мира из книги Бытия, в южном нефе темой искупления, а в северном нефе освящения. В каждом нефе можно лицезреть пять больших картин в окружении множества весьма тщательно и художественно исполненных небольших изображений и орнаментов. Все они сопровождаются латинскими библейскими цитатами и мудрыми изречениями, написанными прямо на балках.

Портреты на хорах изображают 12 сыновей Иакова, 12 апостолов, правителей из династии Гогенцоллернов вплоть до императора Фридриха III, ряд символичных женских фигур (означающих дух страха Господня, Благочестие, Знание, Силу, Совет, Разум, Мудрость) наряду с прочими библейскими персонажами, а также множество гербов. Среди сыновей Иакова на северных хорах Михаэль Цейгерманн изобразил самого себя в роли Иуды. В целом все изображённые там лица не являются плодом фантазии Цейгерманна. Всё это реальные люди, жившие примерно в середине XVII века. Их грубые лица, взгляд, покрой костюмов, то как у них повязан шарф или надета шляпа - всё это переносит нас в окружение жителей Инстербурга того времени. Женские фигуры также не являются вымыслом художника, а отображают степенных горожанок в их воскресных нарядах.

Один лишь церковный алтарь сам по себе является вызывающим всеобщее восхищение произведением искусства. Он богато позолочен и изготовлен в 1638 году на пожертвования Кристофа Фрёднера. Он закрывается двумя дверцами с изображением Христа на кресте. Хенниг в своём описании Инстербурга в 1794 году подчёркивал тот факт, что свет на картине (Погребение Христа) передан настолько великолепно, что его сияние становятся ещё ярче, чем дальше от неё отходишь. Тогда создаётся впечатление, будто лучи на ней переливаются и вспыхивают.



Церковный алтарь Лютеркирхи

Рядом с алтарём, с южной и северной стороны, выше хоров, имеются эпитафии. На южной стене находится мраморная эпитафия самого выдающегося управляющего Инстербурга Адама фон Добенека. Эта плита изображает его и его супругу стоящими на коленях перед крестом в арочной нише. Не менее интересна эпитафия протоиерея Питера Николая, почившего в 1640 году. Центральное полотно, являющееся прекрасным произведением искусства, одна из самых выдающихся картин, сохранившихся в Восточной Пруссии с XVII века. На ней представлены ужасы чумы. “В середине Смерть пускает стрелы в толпу различных фигур, олицетворяющих Vanitas (т.е. суету и тщеславие - Е.С.). Король и нищий гибнут под её стрелами. Слева Хронос своей косой сметает ноты, палитры и книги. На заднем плане среди деревьев видны животные, также погибающие от стрел Смерти”. (Беттихер, Памятники архитектуры и искусства).

Поскольку цвета картин со временем поблекли, большая их часть была отреставрирована по инициативе суперинтенданта Вебера в 1867 году. Картины и вся их цветовая гамма страдали из-за дыма отопительной системы кирхи. Признавая художественную ценности росписей правительство провинции намеревалось, после установки надлежащей системы отопления, выделить значительные средства на их реставрацию.

Пол кирхи частично выложен надгробными плитами. В XVII веке в расположенных под ними погребальных склепах хоронили местную знать. В период с 1738 по 1757 годы, помимо захоронений в кладбищенской часовне, здесь были упокоены 32 жителя Инстербурга. Погребения также производились и за пределами кирхи, на окружавшем её первоначально кладбище.

Относящиеся к церковному приходу строения к югу от кирхи и дом священника к северу, вероятно, построены в одно время. Оба здания, изначально фахверковые, в 1740 и 1785 годах были перестроены, а затем неоднократно ремонтировались.

Священниками в Лютеркирхе служили протоиереи 1. Иоганн Тортиловиц фон Батоки (Johann Tortilowitz von Batocki) (до 1537 года), 2. Ульдарикус Бингельштадт (Uldaricus Bingelstädt) (1537-1573), 3. Иоганн Шпербер (Johann Sperber) (1575-1594), 4. Георг Рашиус (George Raschius) (1594-1608), 5. Тимофей Фабрициус (Timotheus Fabricius) (1608-1617), 6. Питер Николай (Peter Nicolai) (1617-1640), 7. Маттиас Сетус (Matthias Sethus) (1640-1654), 8. Иоганн Педанус (Johann Pedanus) (1654-1657), 9. Себастиан Мюллер (Sebastian Müller) (1657-1674), 10. Мельхиор Бекер (Melchior Becker) (1674-1694), 11. Георг Функ (George Funk) (1694-1695), 12. Кристиан Готтфрид Тилесиус (Christian Gottfried Tilesius) (1695-1699), 13. Иоганн Маттеус Граумюллер (Johann Matthäus Graumüller) (1699-1706), 14. Якоб Перкун (Jakob Perkuhn) (1707-1711), 15. Иоганн Берендт (Johann Berendt) (1711-1738), 16. Бенедиктус Фридрих Хан (Benediktus Friedrich Hahn) (1738-1766), 17. Самуэль Мюллер (Samuel Müller) (1767-1792), 18. Август Фридрих Хейдеманн (August Friedrich Heydemann) (1772-1842). Далее суперинтенданты 19. Иван Казимир Вебер (Ivan Casimir Weber) (1842-1882), 20. Франц Карл Герман Поэц (Franz Karl Hermann Poetz) (1883-1890), ставший генеральным суперинтендантом в Кёнигсберге, 21. Эмиль Эшенбах (Emil Eschenbach) (1891-1901), ставший членом консистории в Кёнигсберге, 22. Ханс Карл Хейнрик Лайдрайтер (Hans Karl Heinrich Leidreiter) (с 1901 по 1926), 23. Хейнрик Федерманн (Heinrich Federmann) (с 1927).

Среди младших духовников кирхи следует упомянуть только Фридриха Портатиуса (Friedrich Portatius) (1675-1687), который был сыном Анхен из Тарау, воспетой Симоном Дахом. Она родилась в 1615 году в семье пастора Нендера в Тарау (поместье в районе Прейсиш-Эйлау) и после смерти своего отца (ум. 1630) приехала в Кёнигсберг к своему опекуну, пивовару Штольценбергу. В 1637 году она вышла замуж за пастора Портация в Тремпене, а позднее в Лаукишкене. После его смерти она вышла замуж за его преемника Грубе, а когда и тот скончался, стала супругой уже его преемника на этом посту - Мельхиора Байлштайна. Став вдовой последнего она переехала к своему сыну, который стал литовским пастором в Инстербурге. Пережив также и сына (ум. 1688) она оставалась под опекой его вдовы вплоть до самой своей смерти в 1689 году.



Восточная сторона Альтер Маркт с высоты птичьего полёта. 1920/30 гг.

Ежегодно, летними днями, вплоть до восьмидесятых годов (XIX века) площадь перед кирхой представляла собой довольно примечательную картину. Дети из разных школ района в праздничных нарядах и в сопровождении своих учителей и родственников приезжали для посещения кирхи, что было обычным явлением в те годы. Плотными толпами они окружали старинный храм, не сводя с него широко раскрытых глаз, и ожидая, когда же торжественно распахнутся его врата. Мальчики и девочки использовали эту паузу, чтобы сделать покупки в установленных перед кирхой лавках. Там можно было найти хрустящую выпечку, сладкие кондитерские изделия, вкусные пряники, всевозможные игрушки и всё чего бы ни пожелал ребёнок. Ещё за несколько недель до сего момента одна только мысль об этом дне заставляла учащённо биться детские сердца. Это предоставляло сельской молодёжи редкую возможность появиться на публике и продемонстрировать свои знания и умения перед собравшейся общиной в присутствии своих родителей и родственников. Для младшеклассников это был обычно первый визит в город. Теперь им предстояло узреть собственными глазами те городские достопримечательности, о которых они были столь наслышаны. К тому же, ребёнок даже самых бедных родителей получал несколько грошей в качестве карманных денег.

Под колокольный звон и звуки органа люди вступали в храм, где перед его алтарём выстраивались по три-четыре сельские школы. Всем руководил престарелый суперинтендант Вебер. После молитвы и благословения учителя приступали к богословским беседам со своими учениками. Затем некоторые школы устраивали хоровые песнопения, что являлось кульминацией насыщенного событиями дня. Происходила настоящая война хористов, после чего весьма продолжительное время сохранялась интрига, какая же школа получит пальму первенства. К сожалению, те учителя, что были менее музыкально одарены, не обретали должного признания со стороны публики даже несмотря на прочие свои отличные выступления. В конце концов, слово в дискуссии брал старый суперинтендант. Его остроумная, ребяческая манера общения вызывала отклик даже среди младшеклассников, что приводило прочих слушателей в изумление.

Будучи также и районным инспектором школ, он иногда навещал глухие приграничные районы. В любом другом месте какой-нибудь искромётный детский ответ вызвал бы бурную радость, но здесь, в местных церквях, люди реагировали лишь тихой, понимающей улыбкой. Поздним вечером посещение заканчивалось напутственной речью суперинтенданта, и “экзаменуемые” с чувством выполненного долга отправлялись по домам вместе со своими родителями, преисполненные массой впечатлений, которые останутся с ними на всю жизнь.

Дважды в неделю, по средам и субботам, перед Лютеркирхой устраивался традиционный гончарный рынок ( Гончарный рынок Инстербурга). Гончарное ремесло, которое в настоящее время пришло в упадок, и ограничивается исключительно печной керамикой и изготовлением цветочных горшков, когда-то было представлено здесь довольно широко, несмотря на то, что в Инстербурге не было собственного “Гончарного переулка”, как, например, в Гольдапе. В 1753 году здесь числилось 17 мастеров гончарного дела, в 1790 году двадцать, а в 1844 шестнадцать, у которых работало 30 учеников и подмастерьев. В те времена ремесло удовлетворяло почти все потребности сельского и городского населения в кухонной и прочей глиняной посуде. Мейсенский фарфор тогда был практически недоступен из-за своей стоимости, и его можно было увидеть только в очень состоятельных семьях. Его нынешние дешёвые заменители ещё ждали своего изобретения. По этой причине людям приходилось полагаться на местную гончарную продукцию, представлявшую собой довольно простые и неприхотливые изделия.

В оба рыночных дня всё пространство между домом Дауме (Гольдаперштрассе/Гинденбургштрассе №1 - Е.С.) и школой (Школа Вильгельма Йордана, Прегельштрассе №18/19 - Е.С.) было буквально покрыто глиняной посудой всех форм, размеров и цветов. Там можно было лицезреть выстроенные аккуратными рядами, словно солдаты на плацу, массивные формы для выпечки, в которых хозяйки по два часа замешивали тесто для праздничного пирога; толстостенные глиняные сковороды для воскресного жаркого; пузатые молочные крынки, в которых молоко могло храниться до тех пор, покуда на нём не образовывались сливки; огромные суповые тарелки, в которых на стол подавались различные блюда; расписанные яркими цветами и фигурками персональные тарелки; особые восточно-прусские парные горшки (Paartöpfe), в которых обед разносили тем, кто работал в поле; а ещё многое и многое другое.

Порой случалось, что какой-нибудь незадачливый сельчанин, только что покинувший близлежащий трактир и ослеплённый ярким солнцем, забредал сюда, едва держась на своих двоих. Результатом оказывалась гора битой посуды и жаркая ругань между продавцом и виновником происшествия.

Ещё более тяжкий урон и стычки происходили, когда по площади проносились запряжённые в телегу или сани лошади. Так или иначе, но продавщица при содействии рыночной полиции удерживала виновного на месте до тех пор, пока тот не возмещал причинённый ей ущерб. О договорённостях и попытках замять инцидент по-тихому не было и речи.

Наиболее важным среди старинных зданий на Альтер Маркт, помимо Лютеркирхи, является городская ратуша ( Городская администрация Инстербурга). На рисунке Кристофа Харткноха от 1684 года у неё присутствует величественная башенка, сгоревшая в 1690 году и впоследствии так и не восстановленная. Согласно произведённой в 1722 году городской описи перед ратушей находилось караульное помещение драгун, рядом с которым располагалась одна из шести городских сторожевых будок.



Панорама Инстербурга, 1684 год. Hartknoch.

На первом этаже ратуши, со стороны рыночной площади, окна отсутствовали. Здесь стояли небольшие торговые лавки, полотняные крыши которых крепились к стене ратуши крючками. Из-за своей ветхости здание частично обрушилось в 1809 году, но на следующий год уже восстановлено, о чём свидетельствует надпись на краеугольном камне. В качестве украшения на фронтон ратуши был водружён высокий шест с городским гербом, каким он был пожалован Инстербургу в 1583 году. На нём изображён стоящий на зелёной горе и на белом фоне медведь, над которым возвышается охотник с охотничьим рогом. По обе стороны щита буквы G. F. (Georg Friedrich). Этот герб вот уже десять лет как находится на хранении Общества древностей.

В 1844 году Коссманн приводит следующее описание старой ратуши: “В ней находится довольно просторная квартира бургомистра, зал заседаний магистрата, зал для членов городского совета, две, хоть и не очень большие, комнаты для регистратуры и канцелярии, а также ведомственная квартира для младшего чиновника. Всё это на верхнем этаже. На первом же этаже располагается пост гражданской милиции с камерой для задержанных, городские весы, а также кассы с городским депозитарием. Небольшая часть помещений сдаётся в аренду местной налоговой службе”.



Восточная сторона Альтер Маркт. Здание ратуши справа. Снимок начала XX века.

На протяжении столетий для небольшого городка Инстербурга с его скромным административным аппаратом вполне доставало этого здания ратуши, но для развивающегося среднего города Инстербурга оно становилось всё более тесным. Возникшая острая необходимость в дифференциации и резкое увеличение рабочей нагрузки на городское управление потребовали гораздо большего количества служебных помещений по сравнению с тем, что имелись. В частности, преобразование городского округа в городской район в 1902 году увеличило масштабы административной деятельности и потребность в дополнительных конторских офисах.

Уже в 1868 году из здания ратуши пришлось убрать главный караульный пост и весы. В 1892 году квартира бургомистра была превращена в служебные кабинеты. В том же самом году был сооружён нынешний зал Городского совета, в результате чего здание претерпело фундаментальные изменения. Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы восполнить нехватку помещений.



Зал Городского совета инстербургской ратуши. Фото Альфонса Шмидта. VK Gruss aus Insterburg.

В 1898 году на приобретённом участке по адресу Ратхаусштрассе №2 (Цибулински) была возведена первая, а в 1912 году и вторая пристройка общей стоимостью 237,680 марок, намного превосходившие старое здание, как по простору, так и по практичности. Впрочем, потребность в необходимых помещениях так и не была удовлетворена полностью. Департаменту здравоохранения и полицейскому управлению приходилось довольствоваться весьма скромными условиями на Шпритценштрассе. По этой причине вот уже два года ведётся строительство просторной ратуши на Форхештрассе, которая сможет вместить в себя все административные подразделения.

Первым инстербургским бургомистром был Георг Бергедорф (Georg Bergedorf). За ним следовали: 2. Георг Рюкерлинг (Georg Rückerling), 3. Мартин Шиммельпфенниг (Martin Schimmelpfennig), 4. Кристоф Шульц (Christoph Schulz), 5. Иоганн Фольбертус (Johann Vollbertus), 6. Михаэль Гросс (Michael Groß), 7. Александр Бульбек (Alexander Bulbeck), 8. Альбрехт Лёльхёфель (Albrecht Lölhöfel), 9. Лаурентиус Хайльсбергер (Laurentius Heilsberger), 10. Мартин Брошвиц (Martin Broschwitz), 11. Иоганн Бастбиндер (Johann Bastbinder), 12. Георг Тортиловиус (Georg Tortilovius), Маттес Кляйн (Matthes Klein), Александр Бульбек (Alexander Bulbeck), 15. Альбрехт Дегхорн (Albrecht Deghorn), Иоганн Тирбах (Johann Thierbach) (1715), 17. Лаурентиус Берендт (Laurentius Behrendt), 18. Даниэль Функ (Daniel Funk), 19. Даниэль Вольденшер (Daniel Woldenscher), 20. Георг Альбрехт Штольц (Georg Albrecht Stolz), 21. Альбрехт Тенниг (Albrecht Tennig), 22. Рёмплер (Römpler), 23. фон Бот (von Both), 24. фон Негеляйн (von Negelein) (1809), 25. Чарновски (Czarnowski) (1813), 26. фон Буттлар (von Buttlar), 27. Больц (Boltz), 28. Гудовиус (Gudovius), 29. Бернхард Циммерман (Bernhard Zimmermann) (1842), 30. Деген (Degen), 31. Лео (Leo) (1853-1874), 32. обербургомистр Корн (Korn) (1868-1891), 33. Обербургомистр доктор Кирххоф (Dr. Kirchhoff) (1892-1914), 34. обербургомистр доктор Розенкранц (Dr. Rosencrantz) (1917-1920, ныне председатель правительства в Гумбиннене), 35. обербургомистр Ведель (Wedel) (с 24 октября 1921 года).

В 1718 году на земельном участке по адресу Альтер Маркт №1 стоял дом хлебного приказчика Колумбо, в котором жил капитан пехоты Дрехер, а напротив него, в доме Калау, по адресу Прегельштрассе №18 квартировал командующий кавалерией подполковник фон Вутенау. Перед обоими домами стояли сторожевые будки. В прошлом веке (в XIX-м) в бывшем доме Колумбо разместилась старая скобяная лавка Генриха Райха, позднее перешедшая (Францу) Фарону.



Выход военных с Гольдаперштрассе на Альтер Маркт. Дом №1 справа с вывеской Франца Фарона над входом в магазин. Фото конца XIX века.

В доме №3, который последние десятилетия последовательно принадлежал Мауэрхоффу, Шульцу, Гоншору, Фогельройтеру и Когелю, находилась старая местная таверна, которой ещё в 1547 году владел трактирщик Ганс Текленбург.

Отель “Рейнишер хоф” (Рейнский двор) перешёл от Штихбейна к Шульце (к 1886 году), затем к Августину (к 1904 году), и в результате к (Отто) Наппу. Старым магазином колониальных товаров Гутовски, существовавшим с 1827 года, владел Радике, а затем (Карл) Манлейтнер.

Основанный в 1897 году универмаг Якоби первоначально располагался в бывшем доме Шульца и аптекаря Кюна (ныне Кванделя). Нынешнее же его здание стоит на месте кондитерской Хольда и магазина мыловаренной компании Гамма.

Магазин Линдеманна (Альтер Маркт №19) прежде принадлежал коммерсанту Паулю Эфе, чьим предшественником был Бот, а затем его зять Карл Манке.

Из двух аптек на Альтер Маркт наиболее старой является “Зелёная” (Альтер Маркт №17). Её первым владельцем был аптекарь Иоганн Альбрехт из Хохштеда в графстве Мансфельд (на территории современной земли Саксония-Анхальт - Е.С.), осевший здесь в 1645 году. Аптека уцелела во время пожара 1690 года, о чём свидетельствует тот факт, что 27 мая 1696 года в Кёлльне-на-Шпрее (город. Прежде существовавший на территории современного Берлина - Е.С.) бывший фармацевт придворной аптеки в Кёнигсберге Эрнст Хенюгиус получил привилегию на её владение. В соответствии с привилегией, пожалованной в Берлине 18 июля 1748 года, она была передана Иоганну Шлентеру. “Зелёная аптека” оставалась во владении его семьи, которая некоторое время управляла рюмочной в соседнем доме (ныне принадлежащем Эрбену Хундсдёрферу) (Альтер Маркт №18), вплоть до 1905 года. С тех пор ей владеет аптекарь Макс Барчевски (Max Barczewski).



Непритязательное здание 'Зелёной аптеки"...

Почти напротив этой аптеки в 1696 году была основана ‘Красная аптека”. Первым её владельцем был аптекарь Херинг. Предшественниками нынешних владельцев Хелишковски и Розенберга были аптекари Керн (1812), Бугиш (с 1844 по 1862), Плантико (1880), Шульц (1900), Леви и Изреельски (1910). Само строение с её приветливой архитектурой и высокой мансардной крышей было построено в 1772 году. Стиль, разработанный французским архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром (ум. 1708), был популяризован гугенотами по всей Германии.



... и её элегантная визави - "Красная аптека".

Самым величественным старинным домом на Альтер Маркт, вне всякого сомнения, является бывший дом Шулеманнов (Альтер Маркт №22), ныне принадлежащий Фалтину. Будучи построено в 1750 году, здание обращено к площади своим 12-ти метровым фасадом и фронтоном. Находящийся в этом доме книжный магазин Крауса был основан книготорговцем Хопфом в 1848 году в его доме по адресу Гольдаперштрассе №23. Его преемниками были Иоханнес Краус, Альберт Линсе и Эрвин Наттермюллер.

Автор - Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)

Перевод, комментарии, иллюстрации - Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)

При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт



Previous post Next post
Up