Закроем школу? Да по приколу!

Nov 11, 2006 01:29



Модернизация ассоциируется с закрытием школ, сокращением учителей, урезанием бюджета.

В последних числах октября журналистам выпала возможность побывать на интересном мероприятии - традиционном ежегодном совещании краевого министерства образования по анализу итогов учебного года. Занятнейшее мероприятие. Чтобы понять настроение этого мероприятия, представьте школьный урок в самом отстающем классе, на который случайно заскочил директор школы. Представили? Точно так все и выглядело.

Пьеса для школьного театра

Роль строгого, но далекого от сути предмета директора изображал Валерий СУХИХ. Из и.о. министра образования края Галины ГУТНИК получилась строгая классная дама, от одного голоса которой двоечнику делается не по себе. А оттого, что в скором времени она планирует занять пост завуча, жизнь школьников превращается в настоящий ад.

Роль молоденькой учительницы-практиканки на себя взяла Наталья САННИКОВА, зам. министра образования края. Ну и массовка - это первые руководители муниципальных и районных управлений образования.

Тема урока была «Итоги учебного года». Может, так оно бы и вышло, если бы не вмешался директор школы. Не секрет, что интернет - в последнее время излюбленная тема новоявленного заместителя председателя правительства края. И интерактивный портал всех социальных учреждений - последняя его «потрясающая» идея. Сложно даже представить, сколько времени и денег в это уже вложили. Так вот, по замыслу проекта, на сайте должны быть представлены все 3 500 социальных учреждений края. Вот умение владеть этим самым сайтом и попросил продемонстрировать представителей районов Валерий Сухих. Желающих в зале не оказалось.

Директор язвительно покосился на классную даму: что ж у вас класс-то такой слабый, а еще в завучи метите.

Примерно в том же составе и по тому же сценарию край должен пережить очередной, но, наверное, самый внушительный виток модернизации образования. Лично мне страшно.

Что день грядущий нам готовит?

Действительно Пермский край рассматривается как потенциальный участник конкурса комплексных проектов модернизации образования, который будет организован Министерством образования и науки РФ. Что такое комплексная модернизация? Это уже не пошаговое обновление и введение новых программ, технологий. Это желание за год перевернуть всю школьную систему «с ног на голову».

Судите сами: введение новой системы оплаты труда, переход на подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений региона.

Все то, что вызвало столько критики со стороны самих школ. Всего того, чего так боялись, теперь уже не миновать. Проекты чиновников превратились из региональной инициативы в федеральную программу модернизации.

Результатом реализации проекта, как всегда, должно стать улучшение качества образования. Качество, кстати, мы уже попытались измерить - и получилось не ахти как. Я говорю об итогах ЕГЭ. По результатам прошлого года край едва удержался на общероссийском уровне. А в ряде районов были очень низкие результаты.

Метод модернизации, на самом деле, всего один - сокращение всего. Образовательных учреждений, ставок учителей, финансирования, количества классов, количества выпускников.

Уже проходили

Правда, некоторые из направлений, заданных федеральным конкурсом, уже потихоньку внедрялись в крае в рамках региональных программ развития образования. А сейчас под это дело да еще и федеральные деньги! Ух, как развернем!

Целевая программа «Развитие образования в Пермском крае на 2006-2010 годы» предусматривает создание новой сети школ, как говорят чиновники, - оптимальной. Для кого оптимальной? Только не для детей, а для самих чиновников. Для них ведь главное, чтобы расходов поменьше.

Говорят, детей мало, школы работают в одну смену, здания пустуют. Надо сокращать школы - решают чиновники. И это не домыслы и не догадки - это решение озвучил и при последнем визите в Пермь Исаак Калина - директор департамента государственной политики в сфере образования и науки РФ. Мол, лучше у нас будет четыре школы, но хорошие, чем десять, но «так себе». Я только не поняла, они на «хороших» и «так себе» кого делить собрались. Учителей? Может, самих детей?

И ведь несколько лет назад, поддавшись заманчивости оптимизации, позакрывали детские сады. А что сейчас делается? Чтобы попасть в детский сад - надо ждать в тысячной очереди. Хотите то же самое через пару лет в школах?

Деньги за души

Главный этап модернизации - полный переход к подушевому финансированию. У такого подхода к финансированию образовательных учреждений сегодня немало противников, но вместе с тем, зачем скрывать, есть и сторонники. Идея проста - деньги выделяются школе строго по количеству учащихся. Чем больше учеников - тем больше у школы денег. Для крупных городских школ - это экономическая выгода. Для сельских и узкоспециализированных (школ для слабослышащих, для слепых или школ спортивного резерва) - верная смерть.

Самое главное - началась погоня за учениками... Вспомним, как было раньше: не найдя общий язык с трудным учеником, школа старалась от него избавиться. Зачем балласт? А теперь это не балласт, а источник дохода.

Зачем это было надо? Сократить расходы на образование. Для примера возьмем один город Пермь. Дефицит средств в образовании - шестьсот миллионов рублей. Выделить их город не способен - на нужды образования и так уходит третья часть городского бюджета. Следовательно, рассуждают чиновники, надо эти расходы сокращать.

Расформируем школы

Мы не будем давать оценки. Что принесет реформа, покажет время. Но процесс уже начался - пермские власти готовят масштабный проект реформирования всей структуры школьного образования. На рассмотрение городской думе уже была предложена концепция создания в городе новой сети школ.

В каждом районе появятся образовательные центры для учеников 10-х и 11-х классов. Они будут представлять собой специально построенные комплексы зданий, в которых оборудуют лаборатории и кабинеты для занятий по различным дисциплинам. В стенах таких центров, согласно концепции, планируется практиковать индивидуальную траекторию обучения детей: каждый старшеклассник сможет сам выбрать уровень изучения того или иного предмета.

По словам чиновников, каждый из заново построенных образовательных центров для старшеклассников будет рассчитан на 1000-1500 мест. На строительство одного центра потребуется до 2,5 миллиарда рублей.

Где на это возьмет деньги бедный бюджет? Ликвидирует старые школы, здания и землю под ними продадут либо отдадут в долгосрочную аренду. Оставшихся учеников первой и второй ступени образования распределят, куда получится. Один класс - в одну школу, другой - в другую.

Ликвидируем ПТУ

Но и высвободившихся от ликвидации некоторых школ денег чиновникам не хватит. Тогда они возьмутся за профессиональные училища. Как сообщили в краевой администрации, число техникумов и профессиональных колледжей в Пермском крае сократится. Решение о реорганизации или закрытии учебного заведения принимает учредитель. В данном случае это агентство по управлению бюджетными учреждениями. По новому законодательству, учредитель имеет право самостоятельно решить судьбу бюджетного учебного заведения, не согласовывая свои действия с педагогическим коллективом.

Реорганизация учебной системы начнется в Прикамье в ближайшее время. Техникумы будут объединять, а дублирующие специальности в них упразднят. В результате реформы в городах края из нескольких действующих техникумов может остаться только один. Грядущие преобразования отразятся не только на будущих студентах, но и педагогах. Педагогические коллективы будут также сокращены, и многим из учителей придется искать новое место работы. Большинство из них уже сейчас напугано действиями агентства по управлению бюджетными учреждениями и намерено отстаивать свои права.

По словам чиновников, реорганизация техникумов, ПТУ и колледжей неизбежна. Остановятся ли чиновники на ПТУ, неизвестно.

Кто следующий?

ЕВГЕНИЯ СИЛИВАНОВА
Пермский ОБОЗРЕВАТЕЛЬ №44 (295) 6 ноября 2006 года
http://www.permoboz.ru/txt.php?n=4621

реформа

Previous post Next post
Up