С 1921 по 1928 год в Пермском университете работал биолог Александр Александрович Любищев.
В Перми написаны его лучшие теоретические работы "О природе наследственных факторов", "Об эволюции естественной системы организмов" и "Понятие эволюции и кризис эволюционизма", которые имеет смысл обсуждать и оспаривать даже сегодня.
Я не буду распространяться о том, что это великий биолог, на голову превосходящий Вавилова и Тимофеева-Ресовского (модные сейчас фигуры, наиболее известные из биологов публике) и сопоставимый с А.Н. Северцовым и И.И.Шмальгаузеном (сейчас небиологам почти неизвестных - ни в телевизоре ни в газетах, молчок). Об этом достаточно есть здесь
http://vivovoco.rsl.ru/VV/MISC/5/LUBI/LUBI.HTMhttp://molbiol.edu.ru/review/02_01.htmlhttp://www.molbiol.edu.ru/review/02_16.htmlhttp://www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/lyubishc.htm Вместе с венгерским коммунистом Эрвином Бауэром А.А.Любищев может считаться создателем теоретической биологии, по стройности концепций, математизации исследований сопоставимой с теоретической физиков. Если таковая биология когда-нибудь всё-таки возникнет - Бауэра убили в 1937-м, а у Любищева не было учеников-биологов, достигающих его уровня.
Но я сейчас - об общественных взглядах А.А., о его отношении к частной собственности, революции и классовой борьбе - о всём том, что определяло общественную позицию русского интеллигента в начале ХХ века.
На сайте ПГУ об этом нет ничего, и вообще об А.А. сказано так гладко и обтекаемо, что читать тошно.
http://www.psu.ru/?mode=profs&id=371А.А. был сыном крупного лесопромышленника, вышедшего из крестьян - его состояние в 1917 г. оценивалось в 30 млн. руб.
При этом благополучие семьи, основанное на частной собственности, с самого начала вызывало у него активный протест (здесь и дальше я цитирую воспоминания дочери А.А. Е.А.Равдель). При этом отца своего он любил, очень уважал за работоспособность добрый и щедрый характер.
Но примерно с 11 лет самой отрицательной человеческой чертой для себя он определил равнодушие к судьбам других, "не своих" людей (и, по письмам, отрицал частную собственность именно потому, что к такому образу действий она толкает даже очень хороших людей).
Из рассказов отца следовало, что он считал корнем всех бедствий человечества частную собственность, называя её воровством. Отец избегал пользоваться услугами горничных, добился у матери переустрйоства комнат для прислуги.
Но из дома не ушёл. И хотя ограничив себя очень скромными рамками, жил, как сам сформулировал "на прибавочную стоимость" (честно фиксируя это как для себя, так и для других).
В семье отца слово "собственник" было ругательным, и для него, и для детей. Впрочем, и отец А.А., с собственностью расстался без сожаления, не бежал, не скрылся среди совслужащих, а продолжал управлять лесным дделом уже в Советской России.
Любимой песней А.А. была "Рабочая Марсельеза" Лаврова ("Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног"), атеизм - безусловным.
Уже после, в 1960-е годы он писал, что в 1919 году хотел вступить в партию большевиков именно потому, что русская интеллигенция, при царизме воспевавшая революцию, в исступлении прокляла её, когда она оказалась не "профессорской", а народной.
Откуда такие взгляды? Сформировались её в школе, отец стал левым республикацем и отрицателем частной собственности. Ещё в 1912 г. А.А. прочёл Маркса (конечно, в подлиннике) и вполне разделял его взгляды на политико-экономические вопросы и позиций Маркса объяснял устрйоство общества детям.
При этом по философским взглядам А.А. был объективным идеалистом (сторонником "линии Платона" в противоположность "линии Демокрита", как он сам формулировал), и свои общественно-политические взгляды считал своим частным делом, а достойным занятием - только науку.
Е.А.Равдель. Биографический очерк// Александр Александрович Любищев. 1890-1972. Л.: Наука, 1982.
Сам себя он считал нигилистом, и думаю, соответствовал смыслу этого слова гораздо лучше, чем карикатура, получившаяся у Тургенева.
оОткуда такие взгляды? Из той разночинной среды, которая питала освободительное движение в России начала 1900-гг. и которая была очень сильно прорежена сталинским термидором 1930-1938 гг. Но (как верю) истреблена не полностью, и важной задачей нового освободительного движения является культивирование этой среды скепсиса, рационализма и нигилизма, противостоящей сытому мещанству с его любовью к мистике, развлекаловке и изящным безделушкам.