"Мы старались не валять дурака..."

Jul 04, 2009 15:35


Дилогия Сергея Соловьева, уже прозванная «Асса Каренина», состоит из «продукта любовного сумасшествия» и «музыкального триллера в многокомпотном эстетическом пространстве»
цитата Андрей Плахов (с)

О фильме Сергея Соловьева "Анна Каренина"
Вне конкурса на московском кинофестивале состоялась двухдневная премьера (чтобы зала Дома Кино хватило на всех желающих) Анны Карениной - фильма, снятого самым молодежным нашим режиссером - Сергеем Соловьевым.

Исторические фильмы, очевидно, ему хотелось снимать всегда. У него эта линия, ну или прием - присовокупить реальность к историческим врезкам проявилась еше в приснопамятной Ассе - постперестроечном блокбастере о любви, счастье, свободе в смутное время, где на фоне ялтинских пальм, покрытых снегом, возникают мрачноватые сцены из недолгой жизни Павла 1 в Михайловском замке.

Ассу-2, (мы приклеили к этому соловьевскому детищу ярлык - "20 лет спустя") - задумали и осуществили как сюжетно как продолжение первого фильма. То есть продолжение биографий оставшихся в живых героев...
Пока мы не смотрели эту картину, достаточно оказалось всяких статей на эту тему в прессе, снабженных жуткими фотографиями-сценами фильма. Не смотрели еще и по идеологическим причинам, чтобы не испытать жгучей ностальгии по героям, которых нам уже не увидеть, из-за давно растворившегося очарования романтического настроя конца 80- начала 90-х, переплавившегося отнюдь не в прекрасное "завтра" счастливой страны, сбросившей оковы советской власти и "нерушимого" союза, а превратившегося в реальность по западному образу и подобию общества потребления 2000.
Никто никто не воскресает, хотя по словам Соловьева такие просьбы были - "Умный и практичный Сережа Африка предположил: "Но ведь мог же я тогда случайно всплыть?" - "Теоретически - конечно. Но, хорошо представляя себе людей, которые тебя тогда топили, я в этом все-таки сомневаюсь...""
Если Соловьев по-прежнему правдив, то зачем нам видеть на экране, то самое, чего и так с избытком вокруг в жизни? Да и новое лицо героя "нового времени" (Шнуров) не вызывает восторга априори. Так вот знаем, что в Ассе-2 использован тот самый принцип - "кино в кино", действие реального времени разворачивается на фоне съемочной группы, превращающей реальность в съемочную площадку.
Наверное, очень хорошо, что в Анне Карениной всего этого наложения нет и в помине, наоборот, видно невооруженным глазом, как глашатай молодежной нашей современности работает над тем, чтобы удалось самое главное. По слова Соловьева - "Самое главное в картине - ухватить состав воздуха."

Перед показом картины Соловьев говорит, что в случае с Анной Карениной "старались не валять дурака"
Это запомнилось как лейтмотив - "Мы старались не валять дурака... с материалом (текст Толстого), с предметным воплощением эпохи, с отношением к героям романа" .
О героях, персонажах романа Соловьев сказал, что старались уйти от актерской игры, в буквальном смысле "жить" - и в первую очередь это касается центрального персонажа - Анны Карениной, которую играет Татьяна Друбич, выбор которой на эту роль Соловьев объяснил человеческим сходством характера толстовской дамы и Татьяны, ей и играть - не нужно, так близки эмоционально образы.

От себя скажу, что "верхнее ля " всё же взято не было. В таком актерском альянсе вообще трудно взять "верхнее ля", так чтобы быть безупречной частью общего процесса, не выпадать из него ни на йоту. Это не везде удается. Возможно, еще и потому невозможно - что фильм снимался на протяжении долгого периода, зачастую с длинными паузами между съемками разных его частей. Актерский дуэт Янковского(Каренин) - Абдулова(Стив Облонский) потрясающ,глубоко эмоционален, резонирует так что ВСЁ.
Это одна из последних лент в карьере этих прекрасных замечательных актеров - талантливейших людей, скрасивших зрителю советского и постсоветсткого культурного пространства засилье скуки в ординарных постановках.
Великолепный этот дуэт в фильме, плюс классная игра Сергея Гармаша в роли Левина и делают всю атмосферу, живой воздух фильма, неподдельный вкус, описанной Толстым эпохи, которая сама только и есть плацдарм всему - любви, совести и свободе, их трагической несовместимости. В этом смысле не свалять дурака - настроение романа стало настроением фильма.

На роль Вронского пробовались много какие известные актеры, среди фамилий мелькают и вездесущий Безруков, был даже уже утвержден Домогаров, но сыграл Ярослав Бойко. "Хорошая фактура" - как сказали бы старые актрисы, сменившие профориентацию на директорш кастингов по отбору актеров.... но хорошей фактурой, удачно размещенной в пространстве фильма всё и заканчивается, увы, не пошли на пользу роли в сериалах, где надо "наигрывать" - Бойко в роли Вронского совершенно декоративен, оттеняет сложноустроенную Каренину, выглядит деревянным монолитом, когда надо быть текучим, живым и ярко-горящим. Не очень верится, что такого Вронского может полюбить эмоциональная идеалистка Анна.

Соловьев-таки очень жалеет зрителя. Каренин пишет письмо о своем отношении к измене жене с безупречными каллиграфическими росчерками, состав разминает героиню красиво и непременно в солнечный день, где зритель может отвлечься от гламурного самоубийства на контрастные сполохи яркого света, Вронский, красиво фланирует на скачках с лошади в лужу, стреляет себе мимо сердца, так что заранее понятно, что не попадет и лицо Анны, которое закрывает Вронский в финальной сцене безмятежно, прекрасно-белоснежно и даже радостно-спокойно...Все очень красиво. Но основные вопросы, не прикрыты кружевными ваулетками, они заставляют задуматься над ответами каждого зрителя, этакий check-out, самопроверка на подлинность собственной совести, отношения к добру и злу.

Если есть возможность, обязательно стоит посмотреть этот фильм, всё, что показывает нам Соловьев, пользуясь языком Толстого, всё это - очень современно и своевременно.

впечатления, рецензия, события, мастера

Previous post Next post
Up