28 апреля в здании ВШЭ на Покровке состоялась лекция старшего менеджера по подбору персонала компании Ernst & Young Сергея Киреева в рамках карьерной недели НИУ ВШЭ.
Сергей рассказал о способах повысить свои шансы на собеседовании при найме на работу и перечислил важные нюансы, на которые обращает внимание рекрутер.
Главные составляющие успешного собеседования - подготовка и умение подать себя.
Подготовка
Если компания пригласила вас на интервью, посетите ее сайт и изучите информацию о вакансии, чтобы чувствовать себя «в теме».
Любое собеседование - это стресс для кандидата, и быстро сориентироваться на месте бывает сложно. Поэтому желательно заранее обдумать ответы на стандартные вопросы, а также сформулировать свои вопросы к рекрутеру.
Не помешает взять с собой экземпляр резюме. Ну и, разумеется, никогда не опаздывайте на интервью!
Умение подать себя
При проведении интервью рекрутер обращает внимание на внешний вид кандидата (одежда должна быть опрятной, лучше соблюсти деловой дресс-код) и его манеру держаться. Обратите внимание на невербальные сигналы - жесты, осанка, выражение лица. Рукопожатие должно быть кратким и уверенным. Сергей перечислил названия неудачных рукопожатий, говорящие сами за себя: «клешня», «мокрая лапша», «целование руки». Важно также поддерживать с рекрутером зрительный контакт, а не рассматривать пол или потолок.
Постарайтесь подчеркнуть свои сильные стороны - имеющийся опыт и личные качества. Будьте готовы ответить на типовые вопросы («Почему вы хотите работать в нашей компании?», «Расскажите о себе», «Кем Вы видите себя через 3 года?», «Что Вы можете дать нашей компании» и другие) в зависимости от того, как они поставлены. Продумайте вопросы к рекрутеру и сформулируйте свое предложение о найме. Подготовьтесь морально к тому, что вас могут пригласить на повторное интервью, в том числе групповое, а также попросить пройти тест или выполнить тестовое задание.
Стандартное собеседование в компании Ernst & Young включает следующие этапы: приветствие, вступление, биографические вопросы и вопросы о карьерных интересах, сбор информации о кандидате и поведенческие вопросы, завершение беседы и ответы на вопросы кандидата; подведение итогов интервью и объяснение дальнейших шагов.
Все иностранные, а с недавнего времени и многие российские компании используют для найма сотрудников так называемые «поведенческие интервью» (интервью по компетенциям). При проведении такого интервью рекрутер использует такие техники, как анализ характера кандидата, моделирование ситуаций, биографический подход. Поведенческие вопросы направлены на выявление у кандидата конкретных качеств (компетенций): коммуникабельности, уровня интеллектуального развития, мотиваций, способности к адаптации (гибкости), административных и технических навыков, способности руководить людьми и работать в коллективе. Примеры поведенческих вопросов: «Расскажите о ситуации, когда Вам пришлось управлять людьми», «Расскажите о случае, когда Вам удалось решить проблему, несмотря на сильное сопротивление».
Стандартная форма ответа на поведенческий вопрос: situation - target - action - result (сокращенно STAR). Вы описываете сложившуюся ситуацию, поставленную цель, действия, которые вы совершили для ее достижения и конечный результат.
Вот пример каверзного поведенческого вопроса: «Расскажите о ситуации, когда Вы не смогли справиться с поставленной задачей». По словам Сергея, тут в любом случае придется каяться, главное закончить на позитиве, например: «У меня не получилось достичь поставленной цели по определенным причинам (например, отсутствие опыта), но я проанализировал свои ошибки и сделал определенные выводы, поэтому в следующий раз, когда я окажусь в подобной ситуации, у меня все получится».
Рекрутер может задать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что вы не выдумали случай, который описываете. Сергей советует проработать как можно больше возможных поведенческих вопросов и подготовить десяток примерных ответов, которые можно будет быстро адаптировать к ситуации во время интервью.
Напоследок Сергей перечислил серьезные ошибки при прохождении собеседования: поведение, вынуждающее рекрутера постоянно помогать кандидату и «выуживать» из него ответы на вопросы; «домашние заготовки», не отвечающие прямо на поставленные вопросы; неуместные светские беседы; использование грубых и нецензурных слов; неискренность - опытный рекрутер всегда почувствует ее.
И помните: первое мнение о вас складывается в течение десяти секунд!
Мария Покидова