Анна Гор: «Успех без усилий не бывает»

Aug 02, 2010 15:27

В июле 2010 года наш университет посетила Анна Марковна Гор, руководитель федеральной программы «Культурная столица Поволжья». На протяжении многих лет Анне Гор удается совмещать две профессии - искусствоведа и менеджера в области культуры. Возглавлять культурную организацию, занимающуюся пропагандой современного искусства, - задача не из легких.

Стоит отметить, что её приезд не случаен, лекция Анны Гор стала достойным и приятным завершением проекта «Новые горизонты».

После прочтения лекции о современном искусстве Анна Марковна с удовольствием ответила на наши вопросы.

- Вы являетесь руководителем федеральной программы «Культурная столица Поволжья». В чем её уникальность?

- Уникальность программы прежде всего в том, что она впервые в российской практике объединила встречные движения власти, которая увидела в культуре ресурс развития, и части культурного сообщества, разбуженные общим реформаторским движением 1990-х годов и осознавшие потребность изменений. «Культурная столица Поволжья» стала основой для множества новых партнерств, новых горизонтальных связей в культурном пространстве Поволжья. Это относится к городам - «столицам», организациям, отдельным людям. Часто случалось, что, придя извне, программа знакомила внутри города организации из разных областей культуры, которые потом надолго объединялись.

- Появились новые творческие партнерства?

- Да, например, партнерства Центра современного искусства и офтальмологического центра в Самаре, кофейни «Валида» и журналистского клуба в Перми. Примеры свидетельствуют о том, что культура выходила из резервации, куда попала после того, как перестала быть частью идеологии. Культурная столица помогла обществу осознавать, с одной стороны, прямую социальную роль культуры, а с другой - ее ни с чем не сравнимую роль в формировании личности.

- Какие шансы у нашего города стать активным культурным центром?

- Безусловно, Астрахань просто должна им стать. Даже в силу своего географического положения, наличия сохраненной исторической среды и большого количества молодежи. Астрахань привлекает тем, что в ней сохранился дух купеческого времени. Такой ауры, такой идентичности тому времени я не встречала даже в родном городе.

- Как вы считаете, какими способами современная образованная молодежь может повлиять на развитие культуры и искусства в своем регионе?

- В первую очередь нужно понять, какие инициативы есть и как им помочь. То, что инициативная и талантливая молодежь есть - не вызывает сомнений. Потому что молодые люди всегда обладают неким креативным потенциалом, который хотят реализовать.

- Какие примеры молодежных проектов по развитию культуры уже существуют в регионах?

- Например, в Нижнем Новгороде есть около тридцати молодых людей, которые профессионально делают граффити. Причем, это не те, которые просто пишут на стенах. Это молодые люди, которые действительно составляют сообщество и задумываются о серьезном проекте. Они берут какую-то определенную тему и создают интересные композиции. Недавно ребята объединились и сделали выставку в Центральном выставочном зале. Таким образом, они сделали следующий шаг: будучи уличными художниками, пришли в выставочное пространство. Я посчитала, что мы должны им помочь. Пока они тайно, под никами, работают на улице - это их зона риска, это неформальное творчество. Мы встретились с ребятами и поговорили о границах их свободы. Так возник проект. В городе сейчас идет стройка и ремонтируется здание современного искусства. Огромное здание протяженностью в 200 метров будет сдано ребятам, пишущим граффити. Но существуют правила: это должна быть сменяемая экспозиция, которая будет обновляться хотя бы раз в две недели. Темы политики табуированы, неприличные темы запрещены.

- Проект уже начал действовать?

- Пока нет. Проект стартует с осени этого года. Я думаю, главное - это правильно отнестись к инициативе молодежи!

- Анна Марковна, вы сказали, что во Франции в состав школьных предметов включили «историю французского кинематографа», чтобы у детей появился опыт визуального восприятия хорошего искусства. Планируется ли что-то подобное в России?

- Дело в том, что в России образование сильно регламентировано. Есть какие-то обязательные нормативы, курсы. А сейчас вообще ведется разговор о том, чтобы только обязательные предметы в школе были бесплатными, а остальное - за деньги. Так что за деньги, я думаю, мы сможем учить детей чему захотим. Огорчает, что сейчас в числе школьных предметов нет культуры. В лучшем случае есть уроки пения и рисования. Но привитием навыков искусства в школах не занимаются.

- Как вы считаете, успех может быть делом случая или это результат целеустремленных усилий человека?

- Я думаю, без усилий успеха не бывает. А степень его определяется случаем. Если ты стараешься, прикладываешь какие-то усилия, успех все равно будет. Например, моей деятельности способствовало свободное начало 90-х годов. Тогда можно было затеять новое дело и сделать его именно так, как хочешь ты. Это и определило успех.

- Что пожелаете тем, кто решил связать свою жизнь с культурой, стать искусствоведом?

- Желаю видеть свои успехи вне материальной сферы. Ведь человек получает уже много бонусов только потому, что он напрямую общается с искусством. И нужно гордиться этим.

искусство, культура, интервью

Previous post Next post
Up