Давно хочу купить себе хорошую тачку. Например BMW 550i GT. Просто балдею от этой машины!
Но есть одна проблема - новая, в хорошей комплектации, она стоит от 2 500 000 рублей. А это очень-очень дорого.
Тем не менее, у меня не возникает вопросов "почему такая цена" или подозрений, что баварские слесари-инженеры-механики разводят меня на бабки. Хорошая машина, собранная из хороших материалов с помощью современных технологий, она наверняка стоит таких денег. И, если бы у меня в кармане были лишние два с половиной миллиона, я бы не задумываясь отдал их за машину моей мечты.
Но если кто-то мне скажет, что ВАЗовская "Калина" будет стоить хотя бы миллион, я бы посмотрел на него как на умалишенного. Более того, я считаю, что даже нынешняя ее цена весьма и весьма завышена.
Вот так и получается - цена двух автомобилей, собранных из одних и тех же материалов, удовлетворяющих одну и ту же потребность передвижения, различается в пять раз.
Поговорим о стоматологии. Почему она такая дорогая? Почему стоимость лечения в двух соседних клиниках может различаться в несколько раз? Мне очень интересно Ваше мнение на этот счет. Поэтому очень жду Ваших комментариев.
Известно, что стоимость стоматологического лечения включает в себя множество факторов. Это и стоимость амортизации оборудовния, и зарплата персонала, и стоимость эксплуатации помещения, и стоимость материалов, применяемых в работе. Немалую роль в ценообразовании играют также аппетиты владельцев клиники, ее "раскрученность" и репутация.
Давайте рассмотрим каждую из этих составляющих и решим, за счет чего мы можем снизить стоимость лечения.
1. Стоимость эксплуатации клиники.
В этот пункт входит аренда клиники, поддержание ее в должном виде, а также коммунальные платежи.
Естественно, чем престижней район расположения, тем выше стоимость аренды клиники и тем дороже ее коммунальное обслуживание. Если в клинику удобно добираться общественным транспортом, если она имеет собственную парковку, которую чистят от снега и мусора, которую охраняют - все это создает дополнительные расходы, неизбежно увеличивающие стоимость лечения.
Можно ли на этом экономить? Можно, еще как. Если Вам не нужна парковка, если Вы готовы ездить на лечение куда угодно, если для Вас не принципиален интерьер и экстерьер заведения, не нужны кондиционеры (вспомните лето-2010), очистители воды и воздуха - от расходов на эксплуатацию клиники можно практически полностью избавиться. Но что останется в сухом остатке? Не самая лучшая муниципальная поликлиника, которая может напугать только своим внешним видом и холодными коридорами....
2. Амортизация оборудования.
Любое оборудование и инструменты, необязательно стоматологические, требуют обслуживания и своевременной замены. Чем лучше оборудование, тем оно дороже, тем выше стоимость его технического обслуживания. По аналогии с автомобилями - цена запчастей и нормочаса в автоцентрах разных производителей существенно различается.
Само собой, мы все хотим, чтобы нас лечили на самом лучшем и надежном оборудовании, поскольку его неисправности и сбои могут серьезно снизить качество проводимого лечения.
Вот Вам пример из моей специальности.
В имплантологическом наборе - минимум 20 фрез, которыми готовится ложе под установку имплантов. Каждая из фрез рассчитана на 30-40 рабочих циклов, после чего использовать ее нельзя - тупая фреза нагревает костную ткань, что приводит к некрозу и отторжению импланта. Средняя стоимость одной фрезы - 80-100 евро. Конечно, меняются они по мере износа, мелкими пользуются чаще, а крупными - реже. Если допустить, что после постановки 40 имплантов надо поменять хотя бы половину рабочих фрез (на самом деле - больше), то себестоимость операций увеличивается на 1000 евро. Или на 25 евро, в пересчете на каждый имплант.
Мы можем сэкономить, закупив отечественное, китайское или индийское оборудование. Но следует отметить, что в своем большинстве оно такое же качественное, надежное и безопасное, как, к примеру, китайские или отечественные автомобили. И при меньших первоначальных вложениях мы получим еще один геморрой в виде постоянных сбоев, поломок и отказов, которые вряд ли улучшат качество проводимого лечения даже при более низкой себестоимости.
3. Стоимость материалов и расходников.
В стоматологии применяется огромное количество расходных и лечебных материалов - от салфеток и перчаток до различных металлических сплавов и керамики.
Здесь мелочей нет - дешевые перчатки рвутся во время работы - возникает риск заражения инфекционными заболеваниями. Дешевые сплавы подвергаются коррозии - ломаются протезы, дешевой керамикой или пломбировочными материалами никогда не добиться качественного эстетического результата. Казалось бы,. экономить нельзя, но....
Сейчас на рынке предлагается много фальшивок, подделок или, как говорят продавцы "аналогов". Зачем покупать дорогой немецкий или американский материал, если можно купить китайский или корейский по более низкой цене? И действительно, почему нет?
Давайте сделаем небольшое отступление и рассмотрим то, как идет изобретение, производство и внедрение какого-нибудь продукта в медицинскую практику. Огромная часть расходов - это научные изыскания, собственно, разработка материала, изучение его свойств и клинические исследования. Некоторые известные компании тратят на это до 80% бюджета. Именно поэтому любой оригинал, будь то лекарство, крем от морщин или автомобиль, всегда дороже "аналога" (подделки или фальшивки).
Вместе с экономией на науку выпадает еще один существенный момент, называющийся обезьянним подражанием. Иначе говоря, оригинал имеет научно обоснованный дизайн и свойства, а "аналог" изготавливается просто как копия, без понимания значимости формы и содержания. Поэтому качество подделки всегда хуже, чем у оригинала.
Любой материал или изделие, применяемое в медицине, должно быть сертифицировано.
Ну а надежность, эстетичность и главное - предсказуемость лечения, напрямую зависят от качества применяемых материалов. И если я хочу, чтобы пациенты через двадцать или тридцать лет вспоминали меня добрым словом, я никогда не буду использовать то, в чем не могу быть уверен.
4. Зарплата персонала.
Приходя в клинику, Вы контактируете лишь с некоторыми ее сотрудниками. Как правило, это врач, ассистент и администратор. На самом же деле, к Вашему лечению причастно множество людей: это санитарки, сотрудники стерилизации, управляющий, снабженцы, инженерно-техническая служба и т. д. В своем блоге я как-то рассказывал, как из-за невнимательности инженера кислородной установки в больнице погиб человек и пострадал еще почти десяток. В небольшой клинике то же самое: забудь мы про санитарку или стерилизацию - существенно возрастет риск заражения какой-нибудь дрянью, без инженерно-технической службы или снабжения у нас не будет нормального оборудования и материалов. И, как понимаете, всем этим людям надо платить.
Конечно, в небольших клиниках все эти функции может взять на себя один человек, например, ассистент. Но, если он всем этим занимается, то он должен получать адекватную зарплату, явно большую, чем зарплата простого ассистента. К тому же, вряд ли он будет справляться с той же стерилизацией лучше, чем специально нанятый и обученный человек.
Отдельный вопрос - администраторы. Согласитесь, что пока стоматология - это стресс. Для многих людей зайти в стоматологическую клинику уже подвиг. Так вот, если администратор приветливо Вас встречает, угощает чаем с конфетками, помогает планировать лечение, предупреждает о приеме по телефону - все это дорогого стоит. Естественно, Вы не выбираете клинику по сорту чая или вкусу конфет. Может быть, для Вас не очень важна модельная внешность консультанта. Но, имея дело с приятным и приветливым человеком, Вы чувствуете себя более комфортно и уверенно. Половина стресса долой.
В общем, нужны эти люди в клинике, можно ли на них экономить? Можно. Но стоматология уже не будет такой комфортной и безопасной, какой является сейчас.
5. Зарплата врача.
Когда мы с Вами начинаем лечение, мы заключаем некую сделку. Эта сделка обязательно должна быть взаимовыгодной.
Я продаю Вам некий продукт - свое время, свой опыт и свой интеллект. Естественно, этот продукт не взялся из воздуха, он требует большой работы и серьезных материальный вложений. Таким образом, чем больше вложено в изготовление продукта, тем выше его стоимость, согласны?
Следовательно, среди докторов, работающих одинаковыми материалами в одинаковых условиях, дороже будет тот, кто обладает большими знаниями, большим опытом и способен продавать более качественный продукт. Именно поэтому стоимость лечения у вчерашнего студента и заслуженного профессора будут отличаться в разы.
Естественно, я не могу продавать свои услуги ниже определенной стоимости - тогда это будет просто невыгодно для меня. Если я вкладываю в собственное образование и повышение квалификации огромные деньги, я вынужден включать эти затраты в стоимость лечения. Но в результате Вы получаете более качественный, надежный и долговечный продукт.
Но как понять, кто есть кто? Как ни странно, большинство людей способны отличить дорогой автомобиль от дешевого, даже если не знают текущих прейскурантов автокомпаний. Примерно такая же ситуация с любыми предлагаемыми услугами - необходимо быть чуточку наблюдательными, внимательными и дотошными. Совсем не обязательно знать стоматологию - достаточно просто анализировать поступающую к Вам информацию и сопоставлять ее с тем, что Вы видите.
6. Простая экономика.
Напоследок, не стоит забывать, что цена услуги регулируется простым соотношением спроса и предложения. Если доктор действительно крут, если у него много пациентов и все хотят лечиться именно у него, то он имеет полное право повышать стоимость своей работы. Если спрос превышает предложение, возникает дефицит - цена растет. Если же доктор целый день сидит без дела, у него нет пациентов и он не может их привлечь - продавать дорогие услуги он уже не может, стоимость его работы падает. В данном случае предложение превышает спрос.
Например, приходит Иван Петрович к доктору. Тот посмотрел его и говорит:
- Хорошо, Иван Петрович, я возьмусь за эту работу, если Вы мне заплатите десять тысяч рублей.
Договорились! - отвечает Иван Петрович, - давайте начинать лечение.
Сделка состоялась, обе стороны счастливы: доктор получит деньги, а Иван Петрович - качественное лечение.
Или такой вариант:
- Ну, Иван Петрович, я буду Вас лечить, если Вы мне заплатите десять тысяч рублей.
- Нет, уважаемый, - возражает Иван Петрович, - я лучше пойду к доктору Сидорову, он сделает мне то же самое, но за пять тысяч рублей.
- Я не буду Вас лечить за пять тысяч рублей.
Сделка срывается, Иван Петрович уходит.
Вроде как, доктор в последнем случае повел себя как олень. Если бы он уступил пациенту, то заработал бы пять штук, а так он остался вовсе без денег.
На самом деле, за время, потраченное на Ивана Петровича, доктор мог сделать то же самое, но Федору Ефимовичу, и за десять тысяч рублей. Федор Ефимович как раз ждет в коридоре.
Получается, что если бы доктор занимался Иваном Петровичем, он бы не заработал, а наоборот, потерял пять тысяч. Ему этого, конечно же, не надо.
7. Аппетиты хозяина клиники
Любой бизнес начинается ради получения прибыли. Я не знаю ни одного делового человека, который бы начинал собственное дело, не рассчитывая на нем заработать. Поэтому глупо предполагать, что деньги нужны только сотрудникам клиники.
Другое дело, что аппетиты владельца клиники могут быть разные. Но не надо считать владельцев клиник дураками - они лучше нас с Вами разбираются в экономике, если сумели открыть предприятие и организовать рабочие места. Хозяин, будучи в трезвом уме, никогда не создаст такие условия для бизнеса, что он не будет продаваться. Поэтому аппетиты у руководства, как правило, весьма и весьма умеренные.
* * *
В общем, примерно так действует система ценообразования не только в стоматологии, но и в любой другой отрасли. Конечно, бывают и исключения, бывают мошенники, жулики и воры. Бывают недобросовестные доктора. Но, поверьте, это на самом деле исключения. И с этой точки зрения, лично у меня больше вопросов вызвала бы слишком внизкая цена, чем слишком высокая.
Ну... представьте себе еще одну автомобильную ситуацию.
Во всех автосалонах автомобиль новый автомобиль "Мерседес" стоит 2 000 000 рублей, плюс-минус несколько тысяч. Но тут находится одна контора, которая предлагает точно такой же новый автомобиль "Мерседес", но за 200 000 рублей, то есть в 10 раз дешевле. Означает ли это, что все автосалоны - пи..арасы и мошенники, а тот, кто предлагает задешево - Д`Артаньян?
Вряд ли. Скорее, у Вас вызовет подозрения супернизкая цена - не угнанный ли, не горелый ли, не битый ли....
В стоматологии такая же картина. Разве что последствия от неверного решения могут быть куда печальнее.