С точки зрения жизненного и профессионального опыта, ошибки и промахи почему-то оказываются полезнее, чем, к примеру, удачно законченные случаи и благоприятные исходы. Да что и говорить - ошибки делают все, не делает их лишь тот, кто не работает. Другое дело, что свои ошибки нужно признавать, на них нужно учиться.
Но умные доктора учатся еще и на чужих ошибках. Поэтому сегодня я открываю новую стоматологическую рубрику виртуального "Доктора Косякина". Естественно, это выдуманный персонаж, никакого сходства с реальными людьми. Это собирательный образ "антидоктора", которому, я надеюсь, Вы никогда не будете подражать.
Итак, новая рубрика.
Ко мне обратилась пациентка 45 лет, с жалобами на острую боль и воспаление десны нижней челюсти слева. Пока ей делали снимок, она рассказала, что год назад доктор Косякин, светила полуподвальной стоматологии, поставил ей протез как раз на левую сторону снизу. Практически сразу после этого появился неприятный запах во рту, начала опухать десна. Доктор Косякин сказал полоскать рот ромашкой и пообещал, что через неделю все пройдет - это, мол, реакция на протезирование. Но ситуация только усугублялась. В конце концов, боль стала невыносимой, отекла щека, стал плохо открываться рот. Она, было, обратилась к Косякину, но тот оказался в реабилитационной клинике для стоматологов-наркоманов в отпуске. Поэтому и пришла к нам в клинику.
А тут как раз сделали снимок:
Естественно, главный интерес - нижний левый сегмент зубного ряда.
Вот увеличение:
К сожалению, пациентка наотрез отказалась фотографироваться (ей стыдно). Поэтому разберем этот случай по увеличенной ортопантомограмме:
Красными цифрами обозначены номера зубов. Это так, для удобства и общей информации. Обратите внимание на положение зуба мудрости (38) и отношение его к окружающим структурам. По всем показаниям, этот зуб перед протезированием подлежал удалению. Однако, Косякин решил использовать его как дополнительную опору своей ортопедической конструкции. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда...
Синим пунктиром выделена гипертрофированная десна. Сейчас сложно сказать, был ли 38 зуб закрыт слизистым капюшоном, а если был, то насколько. Мне интуиция подсказывает, что зуб был ретинированным, т. е. непрорезавшимся.
Дополнительная опора протеза (она обозначена красной стрелкой) уходит как раз под десну и опирается на коронку 38 зуба. Под опорой - глубокая кариозная полость. Все это дело болит при малейшем прикосновении, из пародонтального кармана между 37 и 38 зубами - гнойное отделяемое. Неприятная, в общем, ситуация.
Да, на снимке есть еще знак вопроса. Собственно, вопрос к Вам:
- Что курил доктор Косякин, когда планировал и делал этот протез?
Наш план лечения таков:
1. Снятие протетической конструкции.
2. Удаление 38 зуба, последующая антибактериальная и противовоспалительная терапия.
3. Консультации с терапевтом-стоматологом по поводу перелечивания 37 и 35 зубов. Если есть возможность, их перепломбируют и покроют одиночно стоящими вкладками-коронками.
4. Протезирование отсутствующего 36 зуба коронкой на импланте. Кстати, этот вариант протезирования обошелся бы пациентке примерно в два раза дешевле, нежели проведенное лечение Косякина.
Другое дело, что восстановить доверие к стоматологам этой пациентке будет очень и очень сложно.
Желаю Вам не быть Косякиным и не попадать к нему на прием.
Удачи и крепкого здоровья!